April 21, 2020

К центру Беларуси (11.04.2020) - Ч.2. Вдоль Свислочи: Прилуки-Дукора-Марьина Горка

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ

Как я уже сказал в первой части, в субботу 11 апреля я проехал чуть более чем 120-километровым достаточно насыщенным маршрутом, связывающим Минск с точкой географического центра Республики Беларусь, находящейся в окрестностях районного центра Марьина Горка. В прошлый раз я показал вам два достаточно интересных подминских местечка: Городище, находящееся в наиболее вероятной (в комментарии к Фейсбук-посту со ссылкой на тот отчёт пришёл известный белорусский блоггер и телеведущий Глеб Лободенко и сказал, что писать "вероятной" нет необходимости, так как всё давно уже подтверждено) точке первоначального месторасположения Минска, и Прилуки, известные своим дворцово-парковым комплексом Чапских. Дальше мой путь будет в основном лежать на юго-восток, вплоть до финишной точки на железнодорожной станции Пуховичи

01. Какими-то переулками и аварийным мостом через Птичь я выехал из Прилук. С трассы Н9033 открывается неплохой вид на местечко

02. За Прилуками было метров 500, пожалуй, самой лучшей и приятной на всех 120 километрах трека дороги. Жаль только, что сворачивать с неё мне уже внизу

03. От Прилук до Самохваловичей совсем недалеко

04. Пруд на территории бывшей усадьбы Унехтовичей в Русиновичах

05. Самохваловичи - это тоже (как и Прилуки), как я называю иногда такие населённые пункты, "село городского типа", только ещё большего размера (более 4 тысяч жителей по переписи 2009 года). Мало того, что по интересности своему предшедственнику на моём маршруте оно проигрывает по всем статьям, так ещё и дорога через местечко была малоприятна - бордюры на тротуарах высокие, а на проходящей через всё село дороге Н9033 в черте поселения движение автотранспорта было почти беспрерывное. На фото - церковь Святого Духа в самом центре Самохваловичей, построенная уже где-то в 90х годах

06. Ещё один церковный золотокупольно-зелёночерепичный новострой находится на кладбище в северо-востоке от посёлка, и я даже предварительно включил его в свой маршрут, но на месте уже решил, что едва ли он достоин километрового подъёма по загруженной трассе против ветра. Короче, не сложились у меня нормальные взаимотношения с Самохваловичами за это короткое времяпребывание там. Уже за чертой поселения в последний раз в этот день увидел Птичь

07. Дальше меня ждал водораздел между Птичью и Свислочью, несущими в свою очередь воды в два совсем разных крупных притока Днепра: Припять и Березину соответственно. Сразу за Самохваловичами была небольшая порция полевых гравиек

08. Чуриловичи

09. Затем был долгий бетонно-асфальтовый участок в объезд военного аэродрома в Мачулищах, который закончился в Михановичах. Это уже осиповичское направление Минского железнодорожного узла, вдоль которого мне теперь ехать в основном на юго-восток до самого финиша. Вокзальное здание на местной станции датируется первой половиной прошлого века

10. Михановичи - ещё одно "село городского типа"; по численности населения, как говорит Википедия, оно даже покрупнее Самохваловичей, но внешне выглядит куда более уныло

11. За Михановичами меня ждал длинный гравийный участок, во время которого маршрут наконец-то перевалил за половину - около 60 километров впереди, но и времени ещё много. Фраза "Времени ещё хватает" была у меня этаким девизом того дня, под которым я ехал в своё удовольствие, никуда особо не спеша. "Экватор" трека отметил небольшим обедом из пары взятых из дома бутербродов и шоколадного батончика

12. Где-то там же, в полях за Михановичами, переехал ещё и границу Минского и Пуховичского районов; дорогами последнего мне дальше и предстояло ехать до самого финиша. Через какое-то время трек вывел меня на разбитую тропу через разрытое поле, где-то в конце которого виднелись перила моста через Свислочь. Ура, я проехал водораздел!

13. Сам мост. Он неслабо шатается, поэтому переходить им страшновато. Немного выше по течению реки есть и обычный автомобильный мост

14.

15. Речка Свислочь

16. Вид на мостик сбоку

17. Дальше был практически прямой 8-километровый участок от Песков до трассы М5, вместивший в себя едва ли не все типы дорог, которые можно встретить в Беларуси: асфальт, гравийка, "коровий проспект"... Закончился же он парой километров тракторной полевой дороги, выведшей меня прямо на трассу М5

18. На трассе мне очень сильно повезло. Автомобильное движение там было серьёзнейшее, всё время при подъезде к ней видел бесконечный поток машин; я уже приготовился либо ждать неизвестно сколько, либо ехать по песчаной обочине (что для трасс категории М, насколько я знаю, запрещено по ПДД) до удлиннявшей и без того достаточно протяжительный трек развязки на юге от Дукоры, но именно в этот момент вдруг случилось короткое окошко без машин, во время которого я перебежал дорогу и скоро уже въезжал в Дукору. Дукора известна находящимся на территории очередной усадьбы (принадлежавшей когда-то Ошторпам) музейным комплексам "Дукорскі маёнтак". К нему с северо-западной стороны ведёт очень красивая даже в такую пору (дико захотелось заглянуть сюда летом или "золотой" осенью) аллея

19. Вход на территорию комплекса платный, да и изучение его явно требует не 15-20 минут, поэтому в рамках этой поездки меня интересовала только башня-брама 19 века постройки на входе

20.21.

22. Сама деревня-местечко Дукора, в принципе, довольно типична и ничем особо непримечательна. На фото - центральная площадь села

23. Сквер и церковь св.Ильи (19 в.). Как пишут в этих наших интернетах, ещё до недавнего времени здание было жилым, но потом было возвращено верующим

24. Увидеть "брукаванку" на нашем западе Беларуси - это едва ли что-то необычное, но вот в Пуховичском районе натолкнуться на один, хоть и совсем небольшой, участок было немного неожиданно

25. За деревней протекает всё та же Свислочь

26. Мостик

27.

28. Несколько асфальтовых километров, и я уже еду мимо большого болота в окрестностях посёлков Свислочь и Дружный

29. Впереди на моём пути из-за деревьев постепенно вырастала здоровенная махина Минской ТЭЦ-5

30. Озеро около ТЭЦ-5, на всех картах подписанное как пруд Земснаряд

31. Фонтанчики вдали. Меня едва ли можно назвать специалистом в области энергетики, но рискну предположить, что это какая-то охладительная система. К фонтанчикам хотелось подъехать поближе (и желательно - с наветренной стороны, чтобы не промокнуть), но взглянул на карту местности и понял, что для этого надо далековато возвращаться. На горизонте, кстати, можно рассмотреть силуэты многоэтажек Дружного

32. Минская ТЭЦ-5, открытая в 1999 году. Как пишет Википедия, это самая молодая электростанция Беларуси (впрочем, в ближайшее время этого звания её по планам должна лишить БелАЭС в Островце) и одна из первых крупных ТЭЦ СНГ, введённых в эксплуатацию после распада СССР. Интересно, что в 80х годах занимаемая ей площадка готовилась под строительство атомной ТЭЦ (сам Дружный был основан в 1985 году как белорусский "город атомщиков"), но после аварии на Чернобыльской АЭС работы были свёрнуты

33. Масштабная стройка какого-то крупного предприятия неподалёку

34. От него же тянут рельсы к ТЭЦ-5, связанной железной дорогой с веткой Минск-Осиповичи-Гомель в районе станции Руденск

35. Дальше было много километров дорог разной степени паршивости. После деревни Антоново на дороге Н9396 я костерил всеми известными мне нецензурными словами марьиногорских дорогоделов, сделавших из полевой гравийки ужасный пескотреш, ехать которым было решительно невозможно. Эта дорога наверняка вошла бы в список 10 самых отвратительных проеденных (хотя проеденных - это мягко сказано, потому что по ней я шёл, а не ехал) мной дорог Беларуси, реши я когда-нибудь его составить. С радостью свернул с неё на полевую дорожку, ведущую через рапсовое поле к главной точке моей поездки

36. Географический центр Беларуси обозначен скромно: триангулярчиком и камнем с мемориальной плитой

37.

38. В какой-то степени даже и символичное место для центра нашей страны: равнина, поле, полевая дорожка, снопы, мелиоративный канал неподалёку, линия ЛЭП... Наверное, как-то так и выглядит среднестатистический белорусский пейзаж

39. Марьина Горка совсем недалеко, и она видна на горизонте

40. Поужинав, отправился на финишный участок маршрута. Трек мой на тот момент уже уверенно перевалил за сотню километров

41. Далее пришлось ещё немножко пройти по песчаной гравийке, ближе к цивилизации ставшей немного более сносной. Затем проехал пригородами Марьиной Горки (в городе этом всего около 20 тысяч жителей, но к нему практически со всех сторон примыкает несколько довольно крупных сёл, с которыми райцентр образует нечто, что я рискну назвать мини-агломерацией - хотя с научной точки зрения применять тут термин агломерация, наверное, не совсем правильно) и вскоре был в Блони

42. В селе Блонь, отделённой от Марьиной Горки речкой Титовкой находится очень, на мой взгляд, красивая деревянная Троицкая церковь (1826 г.)

43. В церковном дворе

44. Церковь особенно красиво смотрелась в свете уже потихоньку заходившего солнца

45. На фотоснимке в энциклопедическом справочнике "Архітэктура Беларусі" 1993 г. она ещё, кстати, и более разноцветно-попугаистая: жёлтая, с синими и коричневыми элекментами

46.

47. Мостик через речку Титовку, связывающий Блонь с Заречьем - ещё одним пригородом Марьиной Горки. Сфотографировать я его сфотографировал, но воспользоваться им с велосипедом в руках было слишком щекотно (если кто не заметил, там даже перил толком нет), поэтому поехал в объезд

48. Вот и всё, я добрался до финишной точки. Как раз с заходом солнца

49. Марьина Горка хоть и воспринимается как город без достопримечательностей, но посмотреть там всё-таки немного есть на что - однако, уже стремительно темнело, да и в задачи конкретно этой поездки сие не входило, поэтому оставил здешние усадьбу, казарму и костёл-электростанцию (последнее слово звучит необычно, не правда ли?) на другой раз. Сейчас же просто проехал центром города в сторону вокзала. В принципе, городок показался мне довольно типичным для нашей страны, и ничего небанального про него по итогам этого 15-минутного проезда я сказать, увы, не могу

50. Пара кадров почти безлюдной центральной площади

51. Марьина Горка является административным центром Пуховичского района. Пуховичи - это село-местечко на северо-востоке от райцентра, ставшее центром района при его основании, в 1924 году. Но уже примерно через год "столица" региона была перенесена в Марьину Горку. Почему это было сделано - вполне понятно (хотя бы даже уже за счёт того, что МГ, в отличие от Пуховичей, находится на железной дороге); а вот почему не переименовывали район - это уже куда более интересный вопрос, ответа на который у меня, увы, нет

52.

53. Железнодорожная станция в Марьиной Горке, впрочем, сохранила старое название "Пуховичи". Встречают тут вышедших из поезда пассажиров стоящим прямо на привокзальной площади танком :)

54. Мне, впрочем, станция куда больше запомнилась не совсем типичным для Беларуси (даже с ходу не могу вспомнить, где я ещё такие видел) крытым пешеходным мостом над путями

55. Дальше был поход в магазин за вкусняшками, пара часов до поезда (нарочно ждал последнюю электричку, чтобы потом в Минске не сидеть в людном зале ожидания), короткая поездка электричкой Осиповичи-Минск, пресадка в Минске, ночная электричка Минск-Барановичи...

В итоге дома был уже в четвёртом часу ночи, и потом полдня отсыпался. Вот такой длинный выдался день. Спасибо за внимание!