July 20, 2020

Вдоль северо-западной границы (27.06.2020). Ч.2 - Жупраны-Солы-Сморгонь

Вдоль северо-западной границы (27.06.2020). Ч.1 - Трабы-Гольшаны-Боруны

После Борунов по трассе поднялся на небольшой холм, чуть-чуть передохнул и пообедал на автобусной остановке - и дальше меня ждал перманентный, не резкий, но долгий-долгий спуск, километра на четыре-пять. Ошмянская возвышенность, известная своим довольно перепадистым рельефом (хоть особо впечатляющих пейзажей, как я уже пожаловался в предыдущей части, конкретно на этом моём треке, преимущественно асфальтовом, это не давало), потихоньку подходила к концу. Но ехать мне ещё немало

01. Пешеходный мостик через речку Ошмянку в Огородниках

02. Ошмянка тут относительно широка

03.

04. В соседнем селе Двор-Новосёлки кое-что осталось от фольварка Чапских

05. А ещё там есть небольшой пруд с тенистым парком...

06. ...и крыница, в которой я пополнил свои стремительно в тот жаркий день убывавшие запасы прохладной воды

07.

08.

09. За Двором-Новосёлками - ещё несколько километров гравийки по холмам

10. Где-то внизу, за этими деревьями, течёт Ошмянка

11. Заезжий гость, наверное, откуда-то из Скандинавии, который остался после последнего ледникового периода на ПМЖ на белорусской земле

12. Следующая архитектурно-историческая точка на моём маршруте - крупное село Жупраны

13. Тут похоронен умерший где-то неподалёку классик и один из основателей белорусской поэзии Франтишек Богушевич (1840-1900). Прямо в центре местечка стоит памятник ему

14. А ещё здесь находится внушительных размеров костёл св.Петра и Павла (построен в середине 19 века)

15.

16.

17.

18. Плебания

19. Могила Богушевича на местном кладбище, находящемся рядом с костёлом

20.

21. За Жупранами был последний на маршруте долгий подъём-тягун. Дальше небольшой спуск - и до самого финиша ехать равниной

22. Вокзал станции "Ошмяны", от самого одноименного райцентра находящейся километрах, наверное, в десяти

23. Отсюда - домой электричками, с пересадкой в Минске... Шутка, у меня в запасе было ещё 4 часа до последней электрички и километров 35-40 трека :)

24. После станции я совсем на чуть-чуть заехал в Островецкий район, ради стоящего в деревне Дайлидки костёла Опеки Богоматери (1927-29 гг.)

25.

26.

27.

28.

29.

30. В Дайлидках у меня началась этакая "финишная прямая" трека, далее я двигался строго прямо к его концу. Но совсем скоро была следующая точка, соревнующаяся за звание главного туристического "баяна" всего маршрута с Гольшанским замком - костёл Богоматери Руженцовой в селе Солы Сморгонского района. Храм этот относительно молод, ему нет ещё и 100 лет (годы постройки - 1926-34), но благодаря не совсем обычной архитектуре он частенько попадает в разные туристические подборки и топы самых интересных локаций Беларуси

31. Пожалуй, самый "каноничный" вид на храм

32.

33. Говорят, надо обязательно стараться попасть внутрь костёла - ради находящихся там исторических фресок; но мне это, к сожалению, не удалось - несмотря на стоящий у одной из стен велосипед, который мог принадлежать, например, смотрительнице, все двери в тот момент были закрыты :(

34.

35.

36.

37. Далее заехал в отделённое от Сол железной дорогой село Ивашковцы - ради стоящей на местном кладбище часовни-усыпальницы

38. Заодно по дороге нашлась точка с видом на костёл издали

39. Всё, теперь впереди уже только последние километры

40. Тем, кому в одном из прошлых рассказов показался смешным топоним Желудок, наверняка должно понравится название этой речки :)

41. Она и правда скромна и невелика

42. Ещё перед Солами заметил, что с юго-запада медленно наползают тяжёлые тёмные тучи. Было понятно, что жаркий день теперь просто обречён завершиться жэсточайшэй непогодой, поэтому пришлось поднажать, дабы до дождя приехать в Сморгонь и успеть хоть что-то там увидеть. Благо, двигался фронт медленно, и мне удалось от него "убежать" (а на крайняк я всё равно начиная от станции "Ошмяны" двигался более-менее вдоль железной дороги)

43. Въезжал в райцентр по загруженной и не особо приятной для велосипедиста трассе Р63. На горизонте - промзона Сморгони. В городе этом проживает около 37,5 тысяч жителей, и на тот момент это был второй по величине (после Солигорска) город Беларуси, в котором я ещё ни разу не побывал. Если вдруг кому-то интересно, то прямо сейчас, на момент написания этих строчек, "почётная тройка" в этой номинации выглядит у меня так: Солигорск (106,6 т.), Рогачёв (34,8 т.), Осиповичи (31,1 т.)

44. Центр города оставил приятное впечатление своей приличной по белорусским меркам вылизанностью и аккуратностью, где-то на уровне Лиды (как я узнал уже потом, в прошлом году в Сморгони прошли областные "Дожинки"). Правда, за пределы нескольких центральных улиц я, увы, в тот день так и не выбрался - говорят, там зачастую всё как и везде :)

45.

46. Символ Сморгони - медведь

47. Хоть как сам город Сморгонь мне и понравилась, но с историческими достопримечательностями ей не особо повезло. Самая главная из них - это построенный в 1606-12 гг. (а по другой версии - в конце 16 века) как кальвинский сбор костёл св.Михаила

48. Зона отдыха в центре города на берегу речки Оксны и построенная уже в наше время Спасо-Преображенская православная церковь

49.

50. Речка Оксна, небольшой летний амфитеатр на её берегу и костёл

51. В городской черте Оксна принимает в себя воды Гервятки, а уже где-то за пределами Сморгони вливается в Вилию

52.

53.

54. На берегу Оксны находится небольшой городской парк, в котором, несмотря на приближающиеся тучи, было довольно многолюдно. Там же нашёл памятник Франтишеку Богушевичу...

55. ...и скульптурную композицию с мишками

56. За парком - стадион "Юность". Футбольный клуб "Сморгонь" в нулевых годах с перерывом несколько сезонов провёл в высшей лиге чемпионата Беларуси (надо ли говорить, что на иных матчах в те годы трибуны, рассчитанные чуть больше чем на 3 тысячи зрителей, как я помню фото- и видеоматериалы тех лет, не могли вместить всех желающих), а после этого уже примерно десяток лет играет во втором дивизионе нашего чемпионата, ни разу из него пока с тех пор не вылетев

57. Интересно, что у этого стадиона вроде как есть (или, по крайней мере, была) какая-то международная категория, и он даже успел принять когда-то несколько матчей молодёжной сборной Беларуси

58. Самый известный архитектурный объект Сморгони я вам уже показал, а теперь пришла очередь самого известного памятника этого города. Это скульптурная композиция в честь основанной Радзивиллами в 17 веке этом городе (тогда - местечке) "Сморгонской медвежьей академии". Естественно, никто медведей латыни, философии и богословию тут не учил, а так просто в шутку называли школу дрессировки медведей :)

59. Ладно, всё-всё в Сморгони в тот вечер я увидеть уже не мог, но думаю, что когда-нибудь туда снова загляну - тем более, надеюсь, это не последняя моя поездка в тех местах. До электрички ещё оставалось немного времени, поэтому я перекусил в одном из немногочисленных местных кафе шаурмой (откровенно посредственной, кстати), а когда вышел оттуда - небо было уже тёмное-тёмное (если что, фото сделано где-то за час-полтора до времени захода солнца)

60. Быстро рванул в сторону вокзала, но самый пик непогоды настиг меня в паре сотен метров от него (здание с красной крышей вдали). Благо, там же нашлось дерево, через листву которого могли пробиться не все капли ливня

61.

62. Дождавшись, пока дождь станет слабее, всё-таки проехал оставшиеся метры до вокзала, где мне оставалось ждать ещё больше получаса электричку Гудогай-Минск

63. Вокзал станции "Сморгонь", построенный в 20х годах прошлого века, но существенно переделанный уже в советское время

64. Через пару минут из-за поворота выедет электричка Гудогай-Минск, а последующая почти трёхчасовая железнодорожная поездка будет одной из самых эффектных и колоритных на моей памяти. Грозовыми тучами на тот момент было обложено уже всё вокруг, и поезд ехал через тьму, с регулярной частотой то тут, то там освещаемую вспышками молний. Где-то на полустанках периодически в поезд заскакивали такие же, как и я, велотуристы, только повезло им куда меньше, чем мне - непогода застигала их где-то по дороге, а не в двухстах метрах от финиша, и были они куда мокрее меня. Собственно, уже в Минске, на платформе электричек Молодеченского направления по количеству катящих свои транспортные средства мокрых велосипедистов можно было оценить масштабы охватившего Минск бедствиятуристического велосипездизма :)

Но у этих людей маршрут уже был завершён (в Минске, что интересно, в тот момент тоже сверкало во весь горизонт, но дождя не было), а меня же ждали ещё два часа ночной электричкой-бомжевозкой Минск-Барановичи. Дома в итоге был в четвёртом часу ночи, потом половину воскресенья проспал - раз-два в год ради таких маршрутов можно себе это позволить :)

Спасибо за внимание!

Трек:

(Или ссылкой, если не будет опять отборажаться: https://www.strava.com/activities/3679872460 )