September 29, 2017

День на Гомельщине: ч.1 - Чечерск

Фотоальбом

Есть у меня теперь уже такая традиция - третий год подряд в августе-сентябре я выбираюсь на денёк куда-нибудь на Гомельщину. Причём, традиция эта спонтанная и непреднамеренная; в этом году я вот изначально такой поездки даже и не планировал, но вот как-то за лето был заспамлен с самых разных источников чечерской ратушей. Упоминания о ней мне последние месяцы так часто попадались, что я просто не мог не захотеть поехать туда и посмотреть всё своими глазами. Что касается Гомельщины, то я, к своему стыду (в принципе, неплохо зная географию Беларуси), до самой подготовки к поездке путал Чечерск с Чериковым и считал, что город этот находится на Могилёвщине (а что, первые две буквы совпадает, да и оба города стоят на Соже). Но ладно, это детали. Также уже по своему опыту знаю, что хоть в белорусских райцентрах всегда можно найти что-то интересное, но целый день для небольшого городка - это будет совсем замного, потом ещё полдня не буду знать чем заняться. Поэтому, решил ещё несколько часов уделить стоящей не так уж и далеко отсюда Ветке. Если хотите узнать, что из этого получилось - прошу под кат, там много фото и текстовых заметок.

Этого котика я встретил в деревне Хальч под Веткой, и он тут для привлечения внимания :)

А вот, собственно, и то, ради чего ехал

Сразу хочу сказать - я в своих поездках не пытаюсь объять абсолютно все достопримечательности из списка на "Глобусе". Если я что-то пропускаю - значит, скорее всего, этот конкретный объект меня не заинтересовал. Также у меня вы никогда не найдёте много истории и краеведения - я хоть и интересуюсь этими темами, но считаю, что объемные исторические вставки сильно грузят отчёты (я сам их почти никогда не читаю и часто пролистываю), а при желании всё это легко гуглится - может я и неправ, но такое вот моё ИМХО. Так что, мои отчёты - это скорее такой дорожный дневник, или путевые заметки, или как это ещё можно назвать. Кстати, для кого-то наверняка кажется, что у меня вечно многовато фотографий (а да, я этим грешу, могу однодневную ПВД раздуть до отчёта на 80-90 фото); тут я могу сказать только, что наоборот люблю лонгриды и длинные фотогалереи

ЗЫ. Всю поездку я хотел вместить в один рассказ, но он вышел таким раздутым, что такой лонгрид даже я бы за раз не осилил, поэтому всё же делю на две части - первая (большего размера) будет посвящена Чечерску, вторая - Ветке
ЗЫЫ. Кстати, в конце второго отчета будет ссылка на полный фотоальбом поездки, там ещё больше не вошедших в отчёт фото.

Это такое предисловие.

К поездкам на Гомельщину у меня, на самом деле, всегда особое отношение. Так уж получилось, что из всех белорусских регионов он для меня - самый неизвестный. Посудите сами: на Могилёвщине я родился и прожил 17 лет, на Брестчине живу сейчас, на Минщине родные места родителей, на Витебщине и Гродненщине регулярно бывал и бываю. С Гомельщиной же жизнь у меня никак никогда не была не связана, до 2015 года я там бывал только несколько проездом в Украину. Поэтому, перед поездкой туда я всегда испытываю странные чувства - как будто вот даже в какую-то другую страну еду, где люди другие, жизнь другая... С такими вот мыслями я и отправился на юго-восток.

Из Барановичей в Гомель ежедневно идут два ночных поезда Гродно-Гомель: один через Лунинец и Калинковичи, другой - через Минск и Калинковичи, но оба меня не очень устраивали слишком поздним прибытием в Гомель. С них я рисковал пропустить сразу два утренних автобуса до Чечерска. К счастью, по пятницам в те края через Минск (и далее напрямую, не сворачивая в Калинковичи) ездит поезд международных линий Брест-Саратов, который примерно за 7 часов привозит в Гомель в 6:28 утра - как раз успеваю на первый утренний автобус к 7:20 (и даже перекусить времени хватило)

01. Вышел из дома заранее, успел даже пощёлкать поздневечерние Барановичи-Центральные

02. Вокзал в это время не пустовал - местное треш-кафе "Ретро" работало до 23:00 (и даже чуть-чуть позже), внутри культурно отдыхали какие-то пропитые мужички

Поезд оказался коротеньким, всего несколько вагонов (по справедливости, информатор на станции заранее предупредил о коротком поезде, но кто же знал, что он будет настолько коротким, и второй вагон с конца поезда унесёт так далеко от перехода), поэтому посадка началась с упражнений по бегу на длинной платформе вокзала. Вагон догнал, расположился на верхней полке - можно спать до самого Гомеля

04. Мальчик не хочет в Тамбов

05. Утром был в Гомеле, на фото железнодорожный вокзал. Тут я основательно обегал всё более-менее интересное за полдня два года назад. Разве что обзорку над Сожем тут с тех пор доделали, но это уже как-нибудь в другой раз. Ничего особо интересного (кроме дворца, парка и Сожа) тут нет, за пределы треугольника центральных улиц выходить и вовсе бессмысленно - считаю Гомель самым скучным для туриста белорусским облцентром. Хотя для жизни, возможно, город и вполне неплох - тут уж спрашивать у гомельчан

06. Гомельский автовокзал. Совсем недалеко от железнодорожного, кстати. В принципе, привычная для многих больших автовокзалов клоака со всякими мутными личностями; только с евроремонтом. Прямо у центрального вокзала тусуются маршруткобомбилы "кому на Россию". Эти товарищи наверняка есть везде, но именно в Гомельщине они ведут себя по-особому открыто. Потом в Чечерске водитель собирал людей "на Гомель" в микроавтобус без таблички (и не указанный в расписании), стоящий прямо на посадочной площадке. Даже в забытых Б-гом крохотных Миорах местный маршруткобомбила до Браслава прятался за углом на соседней улице

07. Рейсов много

08. Повезло купить предпоследнее сидячее место на 25-местный "Радзіміч"

09. Весь Гомель обклеен такими вот симпатичными плакатами к юбилею города

10. А тут в оригинальном плакате годик несколько устарел, но не переделывать же из-за этого его весь :/

11. Платформы автовокзала

В Чечерске нет железной дороги, поэтому вся связь с облцентром - через автобусы (я насчитал их на гомельском расписании 7 штук, включая проходящие). Автобус идёт примерно полтора часа, народу на утреннем рейсе было много - несколько стоящих (тут я порадовался, что успел купить сидячий билет, хоть и пришлось тесниться на задней "пятёрке"); а после съезда с Е95 на местную дорогу в автобус начали садиться местные, едущие в райцентр - вот тут уже началась толчеЯ. Виды за окном скучненькие - Присожье не радовало возвышенностями

12. Скромненький чечерский автовокзал

13. Актуальное расписание раз

14. Актуальное расписание два. Как видите, рейсов немного; и чуть ли не половину карты района занимает чернобыльская зараженка-отселенка

15. Буддистско-индуистский автобус

16. Рядом с вокзалом ищут Ассоль, а чуть левее из-за дерева выглядывает главная местная достопримечательность - здание Ратуши

17. Тут края резных изб, но в Ветке их будет куда больше

18. Выцветшая навигация говорит нам, что когда-то тут разок подумали о приезжих туристах. На самом деле, ИМХО, если бы в Беларуси было получше с внутренним туризмом, то Чечерск наверняка вполне пользовался бы популярностью - особенно на фоне в принципе скучненькой Восточной Беларуси

19. Вот и сама Ратуша. Стоит бок-в-бок с современным гориспокомом. Тут я минут 10 боялся фотографировать, потому что на парковке тусовалась милицейская машина, а мой прошлогодний новосверженьский опыт ("что ты тут это старьё фотографируешь, едь в Столбцы, там новую церковь построили - загляденье, не то что эти развалины", "в мире вон много чего творится, взрывают и убивают, ты что, телевизор не смотришь - а тут ты со своим фотоаппаратом церкви снимаешь; вот нам и надо тебя проверить, а вдруг ты террорист какой") говорит о том , что при этих товарищах лучше ничего не снимать, а переждать. Милиционеры скоро укатили, и площадь была в моём распоряжении

20. Ратуша здесь, конечно, помоложе несвижской. Она возведена примерно в одинаковое время с витебской или шкловской (в конце 18 века, то бишь) и обновлена в конце 19 века. Отличительная черта в сравнении с белорусскими аналогами (а их в Беларуси осталось вместе с ещё и слонимской 5 штук - новострой, пусть и вроде бы годный, родом из нулевых в Могилёве и Минске в расчёт не берём) - вот эти вот четыре деревянные башенки по углам

21. Ещё выцветшей навигации

Сейчас в Ратуше краеведческий музей, что меня не очень заинтересовало; но можно подняться и на самый верх башни - это куда интереснее. Правда, по субботам она работает с 10 до 15, а сейчас не было и 9:30, поэтому решил пойти сразу по другим точкам, а затем вернуться сюда

22. Чечерск - один из старейших городов Беларуси. Известен он с XII века, но фактически Замковая гора, откуда и начинался город, была населена людьми ещё в задолго до этого

23. Сейчас здесь небольшой ничем не примечательный местный комплекс-мемориал героям ВОВ

24. Внизу что-то нещадно дымило, дым обволакивал всё вокруг и портил фотографии :( . Это небольшая группа людей приводила в порядок склоны горы. Потом такие группы были по всей городской длине склонов долины Сожа - судя по массовости и непропитым лицам большинства (было даже много людей 25-30 лет), это то ли какой-то городской субботник (в сентябре?), то ли местные безработные из центра занятости отрабатывали своё небольшое социальное пособие (в последнем случае, учитывая количество людей, с работой в городе явно не ахти)

25. Вот они

26. А виды с Замковой горы прекрасны. Сож славится своими широкими долинами, а тут ещё и местная речка Чечера рядом

27. Приблизим кадр. В нижней части - маленькая Чечера. Полосу воды вверху экрана я сразу на месте принял за Сож и чуть радостно вам об этом тут не написал, но последующее изучение Гуглокарт по возвращении домой убедило меня, что это таки старица Сожа у деревни Иполитовка

Кстати, это же изучение Гуглокарт дало, очевидно, ответ на вопрос, которым я задался сразу же на месте: почему люди селились именно здесь, в нескольких километрах от Сожа, а не поближе к реке. Чечера, конечно, раньше наверняка была крупнее (как и остальные белорусские реки), но вряд ли настолько. На спутнике же вид местности (и расположение старицы у Иполитовки) позволяет предположить, что когда-то Сож протекал именно здесь, и Замковая гора была аккурат у места слияния Сожа и Чечеры. Ну вот не знаю, у меня такой вариант
красным - местоположение Замковой горы, бордовым - современное устье Чечеры, синим - старица у Иполитовки

А люди в этих краях, кстати, селились уже давным-давно - недалеко на юг от Чечерска находится место второй по старшинству белорусской стоянки первобытных людей, Бердыж

28. Спускаюсь с горы (еле удерживаясь, чтобы не покатиться кубарем - склон там крутой) к заливным лугам

29. Чечера желания искупаться, мягко говоря, не вызывала

30. А через неё перекинут такой вот бесхитростный мостик

31. Корова вдумчиво смотрит на объятую дымом Замковую гору

32. Немного вниз по течению Чечеры нашёлся амфитеатр - брат речицкого аналога, но в Речице на берегу мощного Днепра он смотрится куда эффектнее. Вообще, сюда очень хорошо заглянуть в половодье, когда долина двух рек залита водой

33. Город, надо сказать, весьма благоустроенный, но вот конкретно в городском парке (безлюдном) недоработали

34. И последний кадр междуречья Сожа и Чечеры. Чечера внизу, Сож сейчас протекает в том конце долины - при увеличении (по клику открывается оригинал на Фликре, только открывать надо через правую кнопку мыши на новой вкладке - я пока не понял, как настроить там открытие фото в новой вкладке автоматом при нажатии) можно разглядеть чуть вбок от центра пару хаток, река протекает как раз в том месте

35. Современный город, конечно, местами неказистый

36. Но стремление к прекрасному есть

37. Пойду за город

38. Тут у нас мостик с рыбаком

39. Чечера у моста немного разливается

40. А за мостом опять сужается

Через какие-то сотни метров она соединится с Сожем

41. И сам мост

42. От него в сторону Сожа ведёт такая вот узкая дорога

По Гуглокартам она идёт до берега реки, затем упирается в него и снова появляется уже за рекой, ведя к деревне Красный Берег. Я предположил было, что там есть или когда-то существовал паром, но упоминаний о нём в интернете не нашёл. Вот так это выглядит на Гуглокартах:
мост через Чечеру в левом нижнем углу карты

На помощь мне пришли старые-добрые генштабовки - на двухсотке 85 года тут обозначен понтонный мост. Сейчас же возведён мост постоянный ниже по течению реки в районе деревни Залесье - и необходимость в наплавном, видимо, отпала. Дорога же теперь используется, выходит, лишь местными и рыбаками, потому что ничего в той стороне больше нет

А так это место выглядит сейчас (в нижней части карты - дорога и мост на Залесье)

43. Но мне не туда, а опять в луга

44. Одна из любимых мной фишек поездок в южные районы страны - дополняющие пейзажи тополя

45. Боковая тропинка привела к ещё одной старице Сожа. Их тут много

46.

47. После пары поворотов впереди показалась долгожданная речная синева

48. Это, наконец-то, сам Сож. Тут он не столь могуч, как десятками километров ниже в Гомеле, после слияния с Беседью и, особенно, Ипутью. Но конкретно в этом месте немножко разливается, врезаясь в невысокий, но обрывистый берег

49. И тут же сужается, поворачивая налево
Я всегда считал Сож самой скучной из "больших" белорусских рек (ну куда ему до Нёмана с Припятью и Днепром), но конкретно в этой поездке он несколько пошатнул это впечатление - у каждой более-менее крупной реки есть какая-то своя порция симпатичности, и Сож тут не выглядит исключением50. Стоянка человека современного51. Нехитрый перекус. Этот берег однозначно войдёт в десятку лучших мест моих привалов52. Правда, сидел я тут с некоторой опаской - река здесь подмывает берег, и авось подмоется он именно в этот момент. Вероятность, конечно, стремится к нулю - да и через сколько лет это ещё произойдёт - так что, считайте это такой вот глупой фобией53. Решил спуститься к воде ради кадра обрыва - а там маленький ужик ползает. Он быстро с испугом ретировался в воду - хотя там ещё вопрос, кто кого больше напугал; как ни крути, при встрече со змеёй всё равно первые секунды перебираешь в памяти различия между безобидным ужом и небезобидной гадюкой. Да и как-то змей я всегда боялся и не любил54. А вот и сам обрыв55. Сделал ещё пару кадров - и снова в город56. Центр детского творчества. Но я сюда пошёл не ради того, чтобы спереть парочку по провинциальной привычке не привязанных подростковых Стелсов57. На территории Центра сейчас находятся постройки бывшего дворца Чернышёвых-Кругликовых - владельцев города. После 1го раздела Речи Посполитой город был подарен генерал-губернатору края З.Г.Чернышёву - благодаря ему и его потомкам город начал развиваться в 18-19 веках58. Часть построек дворцового комплекса и сейчас используется Центром; главное же здание, судя по тому, что я увидел через окна, простаивает и потихоньку ветшает59. Граффити на заборе между территориями дворца и соседнего винзавода60.61. Парадный вход, видимо62. Слева - дворцовая брама63. Историческое здание винокурни спряталось на территории переживающего не лучшие времена винзавода, и ещё на фото 2009 года оно выглядело куда интереснее (фото по ссылке с всё того же вездесущего "Глобуса")

64. Вернулся к Ратуше

65. Памятник З.Г.Чернышеву. Ну, взгляды на историю у всех всё равно разные, в том же Кобрине тоже "шануюць памяць" местного экс-хозяина Суворова (и вы знаете, какая "кровавая" роль у этого, не спорю, великого полководца осталась в белорусской истории), так что я не удивлён

66. Музейные ценники

Оказалось, что мне не повезло - именно сейчас на пару дней башню Ратуши закрыли на санобработку. Пришлось довольствоваться примерным описанием работницы музея ("оттуда виден весь город, а вот Замковая гора - нет, только верхушки деревьев за домами"). Прошелся по музею - ничего особого, обычный краеведческий музей, на два небольших этажа плюс временная экспозиция (сейчас это была коллекция самоваров) на третьем

67. В этнографической секции

68. Композиция, посвященная владельцам города Чернышёвым

69. Местное расписание на центральной площади. Как я понял, городских автобусов там нет (но меня это не удивило - небольшой город пешком проходится, может, за какие-нибудь полчаса)

70. Обычно в городах ставят небольшие военные самолеты, а тут у центральной площади такая вот громадина стоит. И его совсем уж маленький собрат на переднем плане

71. Нехитрое городское благоустройство. Городок, в принципе, довольно аккуратненький и приятный.

72. Ну и ещё одной интересной точкой Чечерска является оригинальная Спасо-Преображенская церковь конца 18 века (тоже построенная с подачи Захара Чернышёва), выполненная в форме ротонды

73. С некоторых ракурсов она выглядит так:

74. К крестильной избе напротив церкви приделали вычурную луковицу, и у меня на ФБ в комментариях её уже сравнили с минаретом

75. Также в Чечерске есть симпатичное здание местного ДК 30х годов постройки

76.

77. Город готовится к приёму большой звезды :/

78.

79. Чуть-чуть дореволюционки

80. В детском скверике главное строение пробует имитировать башню близлежащей Ратуши

81.

82. Искусство посовременнее

83. Новые районы города

Ещё в Чечерске есть внушительный памятник деревням, отселенным после Чернобыля, но до него надо было топать на окраину города в другую сторону от автовокзала, а времени оставалось не так уж и много. На вокзале немного подождал автобуса на Гомель. А о дороге и пребывании в тоже вполне симпатичной Ветке я расскажу во второй части.

Спасибо за внимание!