January 24, 2014

Знакомьтесь: компьютер!

А все-таки и в грязи иногда можно найти бриллиант!

Обычно в длинном туннеле на ст. м. "Пролетарская" нет повода задерживаться. В этот раз, проходя мимо книжной раскладки на грязном полу, среди множества пестрых обложек мой взгляд зацепился за одну единственную книгу. Я не мог поверить своим глазам.

— Сколько стоит?
— 30 гривен, — улыбнулся барыга.
— Беру. А еще два тома есть?
— Нет, уже забрали.

Какое различное отношение у двух разных людей: один впаривал лоху макулатуру, другой же покупал скрипку Страдивари по цене фанеры.

Знакомьтесь: самая толковая книга по вычислительной техникие — "Знакомьтесь: компьютер".

Периодически ко мне обращаются за советом: "Хочу стать программистом. Какую книгу посоветуешь"? Можно конечно посоветовать Страуструпа, но начинающий наврядли прочитает его дальше введения. Да что уж говорить про начинающих, Страуструпа не все "сеньоры" читали. Поэтому, перед тем, как браться за язык программирования, необходимо понять, что такое компьютер, как он работает, какие были предпосылки его создания. И эта книга как раз об этом.

Я прочитал эту книгу несколько раз в глубоком детстве, затем несколько раз в школьном возрасте, затем несколько раз когда был студентом, потом один раз в аспирантуре, и сейчас начал перечитывать вот уже в одиннадцатый раз. И что вы думаете? Каждый раз нахожу что-нибудь новое! Например, я смог прочитать и понять пример программы на языке Smalltalk, который является мамой языка Objective-C, который я выучил за последние три года.

В начале девяностых не у всех были обычные фотоаппараты, а из этой книги я уже узнал об устройстве цифрового:

Ну где бы я еще увидел подробное описание всех шагов фотолитографии — процесса изготовления транзисторов?

А там еще были главы про Булеву алгебру, двоичное кодирование, устройство компакт-диска, "умный дом", трехмерную графику и прочее. Из этой книги я узнал, кто такой Джон фон Нейман, Билл Гейтс, Стив Джобс. Когда в школе учительница спросила: "Как зовут первого программиста?", я без раздумий ответил: "Ада Лавлейс" и был прав. В одиннадцатом классе я читал своим одноклассникам лекции об организации компьютеров и проверял все контрольные работы всех параллельных классов по программированию. И все это благодаря книге, которую сегодня оценили в 30 гривен — это стоимость одного бокала той мочи, которую алкоголики обычно пьют в пятницу вечером.

Если бы так случилось, что мне было бы дано прочесть за свою жизнь только одну книгу — я бы выбрал "Знакомьтесь: компьютер".