December 14, 2022

Асоциальные медиа

Как стать свободным, не потеряв социальных связей

Я давно пишу о негативном влиянии соцсетей на наше сознание, на возможность принимать решения и запоминать новую информацию, на концентрацию внимания и уровень гормонов. Для тех, кому эта информация в новинку, я оставлю под постом ссылки на фильмы и видео, которые вдохновляют на то, чтобы заняться прочисткой своего инфо-пространства. Но сейчас я хочу поговорить и о другом аспекте — безопасности личных данных. Если раньше до сих пор можно было встретить мнение о том, что "мне нечего скрывать, мне неважно, что из моих переписок и фото выливается в открытый доступ", то теперь, когда любое мнение может быть использовано для подавления, запугивания и уголовного преследования, задуматься стоит каждому. Тут я даже намекну на то, что по какой бы стороне баррикад мы не находились, каждое наше слово, при случае, будет использовано против нас. Нам всем стало очевидно, что история местоположений, трат и даже просмотров на ютубе, может быть не только украдена мифическими аферистами, но и задекларирована в официальных досье государств или любых других организаций. Все наши действия записываются, и кто и что с ними сможет сделать в будущем нам ещё предстоит узнать.

-------------------
Что с этим можно поделать нам, простым пользователям без хакерских навыков? Придерживаться самых банальных правил сетевой безопасности. В первую очередь обращать внимание на надёжность платформ, которыми мы пользуемся. Я думаю, что многим из нас приходилось чистить компы родителей и давать инструкции по типу: "мама, не клацай на баннер, если нужно скачать фильм, то иди на рутрекер, а не по первой ссылке из гугла". Именно гигиена работы в интернете — первое средство защиты и от вирусов, и от сливов. Выбирать не случайные сайты, а проверенные источники, которые не загрузят тебе браузер Амиго без твоего ведома, ставить надёжные пароли и проверять адреса ссылок.

Эти принципы касаются и социальных медиа. Даже самые раскрученные площадки то и дело попадают в новости из-за утечки пользовательских данных. Стопроцентной гарантии нет, но есть очевидные списки тех компаний, которые не заботятся о безопасности пользователей. К ним относится наш родной печальный МЭИЛ.РУ, официальная страничка КГБ и Штази, где вам предлагают самим завести на себя дело, а также и вселенная МЕТА, которая уже устала скрывать факты продажи данных и своё безразличие к уязвимостям приложений.

----------------------------

Мы ещё в 2020м году перевели всех своих родственников в телеграм. Как бы сложно им не было привыкнуть, мы сумели убедить их в том, что пользоваться воцапом небезопасно. Мы получили дополнительный бонус в том, что к нам перестали падать трешовые открытки и копипасты позорных стишков на все праздники, но главный плюс был, конечно, в удобстве и надёжности.

Конечно, и через телеграм могут найти, блог могут заблокировать. Если вести откровенно нелегальную или потенциально опасную деятельность, то обычные меры предосторожности не спасут. Но для рядового пользователя настроек приватности, функционала секретных чатов и автоудаления вполне хватает для того, чтобы говорить о сохранности данных.

Ещё один неоспоримый плюс телеграм — это обмен файлами. Я не представляю, как кто-то может пользоваться воцапом для работы, когда файл не загружается, ужимается, а ещё может исчезнуть со всех устройств, если вовремя не сделать резервной копии. Воцап ужасен, и я не понимаю, как он до сих пор держится в топе. Инстаграм я вообще не рассматриваю как мессендженр, и меня тоже дико удивляют люди, для которых это главный канал коммуникации.

Я уже давно призываю всех покинуть неудобные и деструктивные медиа, и сейчас отличный момент переключиться, не выпадая из социального взаимодействия. Все наши связи сейчас как никогда важны, а безопасность данных и ясность сознания мой личный приоритет номер один. А про то, как обустроить своё инофополе в кругу друзей, я расскажу в следующем посте.

--------------

Пост Павла Дурова об уязвимостях What's App на английском

Документалки:

The Social Dilemma, 2020
The Century of the Self, 2002

Короткие видео: TED: Zeynep Tufekci "Machine intelligence makes human morals more important"
TED: Zeynep Tufekci "We're building a dystopia just to make people click on ads"

TED: Tristan Harris "How better tech could protect us from distraction"
TED: Tristan Harris "How a handful of tech companies control billions of minds"

Shoot The Messenger

Гвоб: Тристан Харрис — Деградация (Даунгрэйд)/ русская озвучка
Гвоб: Как интернет меняет твой разум / What I've Learned русская озвучка