October 2, 2022

NEVER/AGAIN

Всё, что сейчас происходит стало возможным с одобрением тех, кто всерьёз ностальгирует по Советскому Союзу. К их числу принадлежит и моя мама. Хотя она и не поддерживает нынешнюю войну, но радостно ходила на парады победы 9 мая и пела военные песни под гитару. Даже в этом году, несмотря на то, что мы с ней обсуждали то, насколько неадекватно наряжать детей в солдат, прислала мне фото племянника в пилотке и с красным флагом. И потом удивлялась, почему я не отвечаю на её сообщения. Я выросла в этой среде, с фильмами и уроками музыки под настоящий баян с советскими песнями об отважных партизанах, я до самых последних лет верила в миф о священной войне, да, пусть с большими потерями и роковыми ошибками, но справедливой и значительной. Теперь же, с каждой прочитанной книгой, я всё больше убеждаюсь в том, что история второй мировой войны — это не борьба добра со злом, а схватка двух бесчеловечных монстров, один из которых оказался более безжалостным и непористым.

Нам и в детстве говорили о том, что Вторая Мировая Война началась в 1939 году с нападения на Польшу, но только посмотрев на анимированную карту сражений я увидела и прочувствовала то, о чём у нас предпочитают замалчивать: о том, что СССР точно также напал на Польшу, объясняя это тем, что "Советский Союз обязан взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии" (цитата из Википедии) Банальные оправдания зла.

В детстве папа читал мне вслух "Пико Хрустальное Горлышко", сказку про птенчика, который никак не мог перестать говорить правду. Его наказывали родители и в конце концов он попал в тюрьму за свои слова. Для меня это были удивительные приключения в странном мире, а мой папа смеялся в самых непонятных моментах и говорил, что Королевство Врунглупия — это наша страна. Тогда я недоумевала: как так? Разве у нас всё неправда, разве у нас называют сладкое солёным, а чёрное белым? Теперь мне многое стало ясно.

Вся история советского союза — даже не одна большая ложь, а множество мелких, часто опровергающих и спорящих друг с другом. И, к сожалению, современная Россия стала не просто "правоприемником", а кривым зеркалом СССР, лишённым даже пропагандистского лоска и выдуманных идеалов.

Сейчас многие из тех, кто отправляют на войну своих сыновей и мужей, вдалбливают им, что "твой дед воевал", "если не мы их, то они нас", "родина в опасности", пичкают их лозунгами советских времён. Нового ничего не придумывали, да и не нужно: пропаганда времён холодной войны и так прекрасно работает. В отличие от ржавых снарядов и автоматов того же периода, которыми сейчас снабжают новомобилизиованных, чему я могу только радоваться. Лучше бы всё советское наследие точно также полностью бы прогнило и разошлось по ветру, чем спустя десятилетия продолжать убивать и калечить живых людей. "Вокруг же одни враги, все хотят на нас напасть" — я не раз слышала это от моей образованной и начитанной мамы, в самых разных интерпретациях. Это видение мира — как враждебного, опасного, коварного, превращает даже умных людей в параноиков, которыми легко манипулировать. Те, кто думают, что их всё время обманывают, парадоксально доверчивы и восприимчивы.

Я нисколько не преуменьшаю масштаба трагедии второй мировой войны, как и всего советского и российского прошлого. Я искренне сожалею о всех погибших, пострадавших, разорённых, разлучённых, искалеченных. Я верю в тех добрых и светлых людей, которые делали всё, что могли, чтобы спасти своих близких, семьи и то, что они называли родиной. Во всех тех, кто жил в нечеловеческих условиях и оставался человеком, и во всех тех, кто сломался, кто ошибался и плодил зло. Я только хочу ещё раз подчеркнуть, что однобокий миф о том, что кто-то был прав, а кто-то нет, породил культуру, которая очень быстро от "никогда снова" перешла в "можем повторить". Хватит повторять. Never/Back.

-------------------------------------------


Советую к прочтению:

Николай Эппле "Неудобное прошлое", 2020

Книга освещает коллективные травмы и советского периода, и новой России. Но кто бы мог подумать, что за два года после выхода книги, к ним прибавится ещё одна глобальная трагедия, которая теперь уже сопоставима по масштабу со всей гражданской войной, большим террором и захватническими войнами, которые вела наша страна на протяжении всего времени. Нам теперь ещё понадобится проработать и неудобное настоящее, прежде чем начать объяснять своим детям и самим себе, кто мы такие и какие у нас ценности.