August 4, 2021

сфера ментального здоровья в Беларуси - критический взгляд

фото из путешествий по Беларуси

на написание этого текста меня натолкнуло очень много самых разных ситуаций, которые случались и со мной и с близкими мне людьми, пока я пытался разобраться в психотерапевтической сфере. но начать писать его было непросто, так как объем информации очень обширный. сейчас я чувствую себя достаточно уверенно в тех позициях, к которым пришел и думаю самое время этот текст оформить для тебя - читатель.

мой путь в терапии

фото из путшествий по Беларуси

в моем случае понимание и желание походить к психотерапевту возникло очень давно. в те времена я ещё жил в России и не имел ресурсов или доступа к терапии. я тогда активно смотрел американских блогеров и они постоянно упоминали или обсуждали свой опыт терапии. и у меня возникло желание тоже получить такой опыт. но тогда я понимал, что не смогу его позволить. уже в Минске у меня появилась знакомая, которая ходила на терапию.

до этого у меня был опыт работы с психологами. поэтому когда я решился прийти на первую встречу к психотерапевтке, я понимал приблизительно на что иду. у меня точно не было страха перед этим.

дальше было где-то полгода работы с гештальт подходом. если честно не уверен, что это был прям гештальт, а не просто какое-то шарлатанство, но об этом чуть позже.

это было довольно странное время так как изменения происходили очень быстро. а ещё было несколько странных моментов, которые стали мне понятны только потом. тогда они не казались чем-то неэтичным или неправильным. но в конце это все завершилось расставанием.

вообще где-то примерно около этого времени, я смотрел много видео на английском про психотерапию с ответами на разные вопросы. и было там видео, в котором пояснялось про то, что такое вообще хороший терапевт для каждого конкретного человека. там были очень простые критерии. и вот по нескольким из них моя специалистка на тот момент не подходила.

в частности для неё нормой были опоздания на встречи. кроме того потом я понял, что она затирала мне какую-то дичь про психосоматику. из разряда "если вы будете винить себя то у вас разовьётся ГЕМОРРОЙ" и я как наивная штучка да ещё и с опытом сектанства верила этому. и только позже поняла какая это на самом деле дичь.

у неё был довольно абьюзивный подход к сессиям, то есть это правда была тяжелая РАБОТА и попытка меня изменить, конечно не жесткая но все же. было какое-то давление, там где оно было не нужно. границы между нами были довольно странно выстроены и от того дискомфорт не уходил. все это сейчас мне дает понять, что это был довольно странный опыт и есть повод сомневаться в качестве тех услуг, которые я получал.

но последней каплей стало поднятие цены. в довольно странной форме. в которой я сначала вообще очень радовался тому, что она решила в два раза поднять цену (по моему это один из признаков абьюза). а потом до меня дошло, что меня тупо обворовывают. и я дико разозлился на то, что меня пытаются наебать. да ещё и в попытке показать, что это вообще моя вина. она заявила, что я все свои отношения (в том числе и с ней) строю как созависимые и что вообще то, мог бы её убедить не повышать цену. обо всем этом я конечно должен был догадываться. то есть она в построении наших отношений вообще как бы роли не играла (??!). в общем сняла с себя всю ответственность и благополучно перекинул на меня. и при этом ещё расстраивалась, что я от неё ухожу. в общем я в конечном итоге выбрал оставить её совсем и найти кого-то другого, потому что хотел продолжать работу в терапии, но не с таким подходом к клиенту.

фото из путешествий по Беларуси

надо сказать, что этот опыт подарил мне понимание того, что мне важно. и к поиску новой специалистки я подошел супер ответственно. совсем не так как в прошлый раз. чего только стоит мой список важных моментов и письмо, которое я составил при поиске. а ту старую конечно никому никогда не посоветую и каждый раз сдерживаюсь, чтобы не опубличить её имя .

в общем все это наверное позволило мне встретить и провести 1,5 года со специалисткой, которую я могу рекомендовать и которая помогла мне найти нужные инструменты принятия и т.д. в общем сильно продвинуться в вопросах осознанности. а это уже в свою очередь помогает справляться с самыми разными проблемами ментального характера и в целом со стрессовыми ситуациями.

как выбрать сво_ю специалист_ку

фото из путешествий по Минским дворам

здесь все таки ещё более подробно остановлюсь на том, какие критерии поиска специалистки для себя тогда сформулировал, и что как мне кажется важно проверять и чего придерживаться.

- цель и движение к ней. важно помнить и понимать для чего вы пришли к терапевту, какова цель и что вам вообще нужно. это тот маячок, к которому вы совместно движетесь. его отсутствие это повод задуматься, зачем вы ходите к терапевту, зачем тратите время и деньги. также если цель есть, а вы не чувствуете , что вы к ней продвигаетесь - это тоже точка для размышлений. тот ли это специалист или может что-то ещё не так в вашем процессе. цель как правило формулируется в самом начале и в процессе к ней возвращаются, чтобы оценить прогресс. я не знаю существуют ли какие-то подходы, в которых цель вообще не сформулирована. но мне кажется что наличие цели это очень естественно для любого лечебно-врачебного процесса, а терапия это в первую очередь квалифицированная врачебная помощь.

- уважение ко времени и вашим личным границам. краеугольный камень терапевтических отношений. в этом собственно заключается отличие терапевтических отношений от всех других. это работает на восстановление ваших личных границ. у вас есть конкретное оплаченное время в рамках, которого происходит ваш основной процесс. да у вас может быть возможность для разного рода emergency вне этого времени, но это точно лишь дополнение к встречам. отсюда вытекают ваша ответственность друг перед другом. вы не опаздываете на встречи не обговорив это заранее или не предупредив, тоже самое и ваша специалистка. вы не общаетесь онлайн или офлайн вне встреч так будто это все ещё ваша встреча. да вы можете делиться чем-то, чтобы не забыть, но обсуждение и анализ остаются для времени встречи. терапевт не ваш друг и это ключ к успеху в терапии. это далеко не случайно именно так, поскольку сам процесс терапии предполагает отношения с терапевтом и размывание рамок этих отношений естественно влияет на сам процесс, и тогда уже гораздо сложнее быть уверенным в результате. поэтому даже на официальном уровне это принято за правило. временные границы и ваши и терапевта важны и не стоит их нарушать, без имеющихся на то договоренностей. в моем случае например была возможность написать в любое время, если это кризисное состояние (суициадальность или что-то в чем без терапевта я не справлюсь). это никогда не превращалось в онлайн консультацию, а всего лишь возможность договориться на дополнительную встречу.

фото из путешествий по Беларуси

- доверие и ощущение что вы одна команда. супер важный момент, который как раз и сигнализирует, что вы друг друг подходите. это собственно и есть тот самый пресловутый комфорт, который всем так нужен. когда ваша специалистка способна контейнировать спокойно все ваши проявления. способна создавать безопасное для вас пространство, где вы чувствуете, что сможете раскрыться и быть честным, быть собой. это пространство где вам не нужно из последних сил доказывать, что вам плохо и нужна помощь. это место где вам верят на слово, но где и от вас ждут встречного доверия и открытости к помощи. понимание что вы идете вместе этот путь, вместе исследуете себя. терапевт где-то подсказывает то, что она априори знает лучше, как человек изучавший психику и мозг. это точно не про советы как вам жить, это про новую перспективу и инструменты того как переживать и справляться с вашими трудностями. этот путь вы точно пройдёте сами, но у вас будет поддержка и опора, будет ресурс без которого этого заняло бы больше времени и сил. и без доверия тут не обойтись.

- способность терапевта четко коммуницировать. это своего рода продолжение предыдущего пункта, но здесь речь именно про то, что по факту вам говорит специалистка и понятно ли это вам с точки зрения информации. нет ли у вас ощущения, что вы говорите на разных языках, а большинство её комментариев вам непонятны, как бы вы не старались вникнуть. конечно в общении не все сразу может быть гладко и понятно, но все же есть какая-то критическая масса понимания, без которой процесс не возможен. в общем рекомендую убедиться, что вы друг друга хорошо понимаете.

- не приходится доказывать что вам некомфортно от чего то. это уже повторение одного из предыдущих пунктов, но немного в другой формулировке. ваш комфорт в процессе терапии это очень важно и о любых проблемах между вами должно быть очень легко говорить со специалисткой. не должно быть ощущения, что вы все себе выдумали, или что проблем на самом деле нет и все замечательно. любая форма насилия или газлайтинга в терапевтических отношениях недопустима.

фото из путешествий по Беларуси

- фиксация содержания и результатов встречи. терапевт который ничего не помнит с ваших прошлых сессий и не ведет никаких записей - это довольно тревожный звоночек, который иногда может в купе с другими нюансами быть причиной низкой эффективности процесса. а для начинающих терапевтов - это вообще маст хэв делать пометки. так что этот момент я бы рекомендовал проверить: как просто в ходе сессии, подмечая помнит ли специалистка что вы говорили ранее, так и просто прямо спросив делает ли она записи и как вообще запоминает информацию о вас. вполне допустимо что у неё все хранится в голове.

- личные граница терапевта тоже играют роль (сюда же дружба секс и прочее) то есть вам точно также как и терапевту необходимо уважать те ограничения и договоренности которые между вами возникли. терапевт не ваш друг и тем более не романтический или сексуальный партнёр. я опять остановлюсь на этой довольно универсальной установке. но из моего опыта именно этот пункт чаще всего и нарушается.

- четкая разница между терапией и просто разговорами. просто разговоры без направления и понимания, что вы с чем-то взаимодействуете и что то исследуете, это не терапия. приятное времяпровождение - это не терапия. да терапия должна быть максимально комфортной, но не путайте её с разговором за чашечкой кофе с другом. друг вам не способен дать безопасное пространство для лечения и исследования травм, просто потому что он этому не учился и вы ему за это не платите. терапевту же вы платите за его знания, умения и время потраченное на этот процесс с вами. друзья это что-то совсем другое. ни менее важное и очень нужное, но все таки ваш друг это не ваш врач и он вам ничем не обязан, в то время как с терапевтом у вас есть своего рода контракт.

- терапевтический процесс - это про вас и для вас. терапевт рассказывающий про себя информацию, которая вам никак не помогает в этом процессе и не вносит ничего ценного, это явно специалист, который нарушает ваши границы и негласный контракт терапевта-пациента. это ваше время, вы за него заплатили и ожидаете помощи.

фото Александры Савченко рынок Ждановичи

- специализация на особенностях связанных с вашей идентичностью. если вы лгбтк персона или персона из какой-либо другой угнетаемой группы, может быть важным уточнить работал ли специалист с кем то из этой группы, есть ли у н_её необходимая оптика или знания для этого. очень часто принадлежность к какой-либо из таких групп автоматически требует дополнительного внимания от профессионального специалиста. я например в своем первом сообщений терапевтке указывал и на свою принадлежность к лгбтк, но и также на то что у меня есть опыт нахождения в секте. каждая из этих особенностей накладывает свою специфику.

- профессионализм и качество терапии это не просто слова. это вполне реальные и измеримые вещи, о которых важно помнить и упоминать когда вы подбираете себе специалиста. спрашивать подтверждения, возможно какие-то отзывы и если это возможно - успешные кейсы. какие проблемы были, чего удалось достичь и сколько на это ушло времени, конечно без упоминания личных данных. для меня было важным, чтобы терапевтка также как и я была атеисткой, и отрицательно относилась к альтернативным методам лечения, псевдонаукам, астрологии, экстрасенсам и прочему. я просил у неё подтверждения её квалификации, это для меня было важным. важно также было узнать то направление, в котором она работает и где она ему обучалась, как долго ведет практику.

в ответ на это она сбрасывала вот такую информацию:

Я вижу, что вы очень осознанно подходите к вопросу выбора терапевта и парадигмы работы. КПТ, действительно, является самым исследованным направлением на сегодняшний день, но мне кажется, это в большей степени вопрос политический. По экзистенциальной психотерапии несколько лет назад было проведено большое мета - исследование https://www.researchgate.net/publication/264093129_Existential_Therapies_A_Meta-Analysis_of_Their_Effects_on_Psychological_Outcomes. Как и в любом серьёзном исследовании, его выводы достаточно осторожны. Вообще, методы с доказанной эффективностью в психотерапии - это отдельная тема для дискуссии (http://davidgodot.com/problems-with-evidence-based-psychotherapy/), и эта дискуссия может быть интересной и жаркой, но при этом уводить нас от вас и ваших запросов.

также я обозначал свои пожелания по стоимости и стабильности времени встреч. ну и мне кажется если есть какие-то вещи важные исключительно для вас, то их тоже стоит обозначать, я тут просто собрал наиболее общие, которые на мой взгляд будут свидетельствовать об уровне качества услуг. но не стоит забывать, что в уровне и качестве результата чуть ли не первое место как раз занимает личный комфорт и совпадение со специалистом. тот кто подойдет одному может совсем не подойти другому, каким бы крутецким профессионалом он не был.

секта терапевтированных

фото Александры Савченко рынок Ждановичи

интересным был и процесс осознания того, какое все таки место в моей жизни должна занимать терапия, потому что начиналось все с довольно сильной идеализации этого процесса как панацеи.

культура навязывания терапии всем и всюду, местами уже мне напоминает какую-то секту, в которую людей пытаются затянуть.

да безусловно очень важно, чтобы люди не стеснялись обращаться за такой помощью. но я категорически не согласен с перегибанием палки в этой сфере. недопустимо, когда люди считают и навязывают терапию абсолютно всем подряд, пытаясь за них решать нужна ли им помощь.

для меня это часто свидетельствует о недостаточной осознанности. все мы абсолютно разные и что подходит одному может совсем не подойти другому. и пытаться представить терапию, как то что поможет всем и всегда и что всем нужно это пройти - это явно ошибка и вообще попахивает тоталитарными наклонностями. я бы не хотел жить в обществе где все ходят на терапию под принуждением.

меня уже на данном этапе впринципе раздражают разговоры про это, поскольку я стал более спокойно и ненапряжно относится к терапии. сейчас я её воспринимаю только лишь как инструмент, у которого есть своя эффективность и свои нюансы, но не более того. как и любой врачебно-лечебный процесс терапия это научно обоснованная практика, её должны осуществлять специалисты с хорошей научной квалификацией. тем более что чем дальше развивается эта сфера тем больше в неё приходит знаний из нейро-исследований мозга. как и любой научный процесс терапия имеет ограничения, допущения и упрощения.

люди которые ходят и указывают остальным какие у них созависимые отношения и т.д. - это ещё одно последствие этой культуры, в которой те кто ходит на терапию не только уверяют и убеждают всех что она им нужна, так ещё и сами периодически начинают давать диагнозы и оценки с целью указать на проблемы.

в этом смысле я одинаково не согласен с людьми, которые по каким-то причинам шарахаются от терапии ни разу её не попробовав и не попытавшись найти свою специалистку, так и с теми кто бесконечно погружен в неё и всем её навязывает. две крайности.

для первой группы я всегда говорю, что это довольно таки исследованная штука и прежде чем делать какие-либо выводы о ней, стоит реально разобраться.

для второй прощу просто успокоиться и помнить, что их опыт это их опыт и вовсе не значит, что у окружающих он будет таким же

что же такое психотерапия и как мне кажется к ней нужно относится

фото из путешествий по Беларуси

мне не хочется конечно слишком сильно навязывать вам свои ощущения и восприятие терапии, но я постараюсь ими тут поделиться, чтобы у вас была опора. мой опыт и мнение не являются научными фактами, это скорее пища к размышлению и вопросы, которыми вам стоит задаться прежде чем что-то делать с терапией. какие-то ваши ответы и мысли могут не совпасть с моими, но я думаю, что ваши шансы на позитивный терапевтический опыт резко возрастают, после прочтения.

в общем далее концентрат и квинтэссенция разных моих перспектив на то, что такое терапия.

терапия это путь к себе, это восстановление, это успокоение. мои встречи были похожи на погружение в огромный бассейн со спокойной водой и каждый раз когда я туда погружался все внутри меня успокаивалось как бы становясь единым целым со мной

терапия это знакомство с собой, глубокое и длительное

терапия это исследование самого себя, в ходе которого происходят открытия, выясняются закономерности и открываются новые возможности

терапия это получение позитивного опыта отношений, такого каким должны были быть ваши отношения с родителями

терапия это ресурс

терапия это увеличение осознанности или по другому сказать улучшение способности психики воспринимать и переживать эту реальность без самоуничтожения.

терапия это расширение объема психики для более устойчивого прохождения стрессовых моментов в жизни.

терапия это длительный процесс который дает глубокие и длительные результаты, терапия даёт то что вы не сможете потерять или откатить назад

терапия это поиск новых инструментов, техник, ресурсов которые помогают жить эту жизнь устойчивее

терапия это способ поддержать себя в трудной ситуации

терапия иногда требует усилий с собой, но результат от них восполняет то что ты потратил

терапия это зона безопасности и согласия

терапия это методичное простраивание новых нейронных связей, возможное благодаря нейропластичности нашего мозга

терапия это значительные и глубокие изменения в том, как вы видите мир, как к нему относитесь и как с ним взаимодействуете

терапия это лечение травм прошлого и подготовка к травмам будущего

терапия это обучение осознанности


получился довольно длинный список, на этом я пожалуй остановлюсь потому что продолжать его можно очень долго. но думаю какое-то более менее полноценное представление вам удалось составить.

отдельно мне хотелось бы остановиться на том, какой терапия может быть, и конкретно на тех вещах, которые для меня лично не работают как терапия, но возможно у других людей они будут работать.

фото Александры Савченко рынок Ждановичи

начну с гештальт подхода в терапии. в той форме, в которой он был предложен мне, он мне не очень подходил. это была работа и ощущение того, что со мной что-то не так и что мне необходимо меняться не покидало меня. и это было довольно токсично для меня. в общем пришел к выводу, что мне такое не подходит.

астрология - зло (а может и нет). да и по другому никак это не скажешь. лично для меня это все далеко от каких то научно обоснованных теорий, но я понимаю, что многим людям это помогает справиться с тревогой, поэтому возможно как инструмент это все имеет право на существование, точно также как религия и разные верования.

что меня беспокоит так это, когда какие-то мистические штуки начинают восприниматься, как что-то научное и полезное. а ещё хуже, когда люди за это платят ожидая результата, хотя по сути это обман и он приносит только вред. поэтому я так скептически отношусь ко всему, что не имеет научного обоснования. в целом я понимаю, что в мире всегда будет куча вещей, которые наука не может сходу объяснить и не все люди могут спокойно относится к тому, что мы можем чего-то не знать. для многих жизненно важно иметь объяснение, даже если оно неверное. но меня беспокоит, как иногда мы принимаем какие-то решения в своей жизни на основе неверных объяснений, то мы сильно рискуем навредить себе или получить совсем не то чего ожидаем. поэтому я выбираю не знать никакого объяснения если нет научно-обоснованного, для меня это ощущается более безопасным.

в общем как относится к терапии и решать нужна ли она, предстоит только вам.

я в свою очередь несколько месяцев назад завершил интенсивную фазу своей терапии. сейчас я самостоятельно решаю, когда мне необходима встреча и вижу ли я смысл в том чтобы тратить на неё свои деньги и время. и для меня это самая комфортная граница на данный момент.

этика терапевтов ситуация с моим знакомым

просто фото колен

вообще я бы наверное не дописал этот текст до конца, если бы не история произошедшая довольно давно с моим знакомым. она настолько меня возмутила и разозлила, что давала силы писать это все и подвести наконец к завершению этот текст.

я не буду раскрывать чьи бы то ни было личности, но вообще такие вещи скрывать от публики не стоит, так как не известно сколько ещё человек могут стать жертвой такой "терапии"

мой знакомый обладает довольно уникальным сочетанием сложного травматичного прошлого, с невероятным запасом прочности его психики. для меня совершенно очевидно что терапия могла бы принести ему результаты, но сейчас, когда она ему действительно может помочь (он сам это осознает), прошлый негативный опыт с терапевткой не даёт ему начать этот процесс.

а произошла довольно жуткая, но при этом такая частая для Беларуси ситуация. специалистка нарушила субординацию и помимо ведения сессий в довольно агрессивной манере (на мой взгляд), она предложила пациенту заняться сексом. поставив тем самым свои желания и стремления выше потребностей пациента, а также нарушив существующий безопасный контекст для клиента. такое поведение недопустимо. это хуже чем даже просто дружба между терапевтом и клиентом.

по законам США, к примеру, любые отношения между терапевтом и пациентом ведут к ответственности за это перед судом. то есть там специалистка может сесть в тюрьму за такое нарушение. и естественно сексуальные и романтические отношения наказываются гораздо более серьезно чем дружеские. это та красная линия, которая согласно этики психотерапии не может быть пересечена. я здесь конечно в чем-то могу ошибаться, поэтому рекомендую вам эту тему самостоятельно изучить дополнительно.

у нас в Беларуси за это она не понесла никакой ответственности, а мой знакомый перестал ходить на терапию и поставил крест на этой сфере на очень долгое время.

но вообще даже отвлечённо от контекста психотерапии, эта ситуация выглядит жутко. это вполне можно относить к попытке изнасилования, так как в контексте терапевтического процесса пациент и врач обладают разным количеством власти над процессом, условно говоря пациент доверяет специалистке как кому-то кто понимает и знает о его психике больше чем он сам. такое доверие даёт в руки терапевта ответственность и власть над клиентом, и любая попытка использовать эту власть не для достижения поставленных целей или помощи клиенту, это типичный абьюз.

в общем, всем потенциальным клиентам психотерапии я рекомендую следить, чтобы ничего подобного не случалось с вами или с вашими знакомыми, и опубличивать подобные случаи, чтобы больше никто не пострадал от таких шарлатанов.

этика и соблюдение личных границ, это залог успешного терапевтического процесса, залог вашего оздоровления.

вопроc профессионализма и квалификации в беларуси, качество терапии

фото со спектакля Полины Добровольской - Комната умирает 2019 год премьера, пространство Други Паверх

вообще эта история подводит размышления к тому насколько низкокачественными в общей массе остаются терапевтические услуги в Беларуси. и тут отдельный момент связанный именно с отсутствием психотерапии в Беларуси на государственном уровне. речь не столько про то, чтобы существовали государственные психотерапевты сколько про отсутствие требований к специализации и стандартизации деятельности психотерапевта

по сути психотерапевтом может назваться кто угодно и он не будет нести никакой ответственности за качество своей работы (кроме репутационных рисков). в Беларуси нет надежной системы сертификации и оценки квалификации психотерапевтов. все на что можно рассчитывать, это сертификаты с частных курсов обучения за границей.

в этом смысле конечно гораздо большее доверие вызывают специалисты с опытом клинической работы психологом или психиатром, то есть со значительной научной и практической основой их навыков. которые в дополнение к этому имеют сертификаты о прохождении курсов за рубежом. но таких очень мало.

в основном в Минске я встречал специалистов которые учились в "институтах гештальта" в Киеве или Москве. и поначалу я не очень понимал говорит ли это о каком то достойном уровне подготовки. но потом понял что это могли быть довольно короткие двухнедельные курсы, после которых любой может открывать практику. для этого не требуется специальной лицензии. а сам по себе подобный сертификат мало что значит. собственно в этом и состоит основная проблема что без лицензирования такой практики, она очень легко может навредить пациентам.

и конечно при сравнении того как эта сфера устроена например в США или Европе где для начала практики необходимо не только получить серьезную академическую подготовку в университете, но и после этого (как любой врач) стажироваться несколько тысяч часов у уже действующего специалиста. и без такой стажировки никого не допускают работать с пациентам самостоятельно. подобная система как раз и помогает повысить качество и результативность терапии и переводит её из разряда экспериментальных практик во вполне понятную лечебную процедуру.

цены и доступность

2020 год

и в связи со всеми этими обстоятельствами конечно особенно возмутительными начинают казаться цены на психотерапию. из общения с моими приятелями и друзьями я слышал цены от 10 белорусских рублей до 40 долларов за встречу.

и конечно если их сравнивать с ценами зарубежных специалистов за час встречи то 40 кажется совсем не большой суммой. но в таком сравнении нет никакого смысла потому что Беларусь по стоимости и уровню жизни, а также по средним доходам населения отстает от европейских стран. это вполне объективный фактор, и мне кажется важно напоминать об этом специалистам. а если существующий уровень оплаты здесь их не устраивает, то я думаю они могут попробовать вести практику в другой стране. конечно я вижу вполне логичным если уровень жизни в беларуси поднимется то и стоимость таких услуг вполне заслуженно может вырасти. но за этим правда должен стоять некий объективный фактор, а не только желание больше заработать.

в общем мне такие расценки ( :)) кажутся совершенно не сообразными тому уровню доходов, который в среднем есть у жителей Беларуси.

в итоге терапия превращается в едва доступное удовольствие для условного среднего класса. это кстати ещё одна отсылка к тем людям, которые всем навязывают терапию, не задумываясь, что не для всех она доступна по стоимости. для среднего беларуса, чтобы оплачивать такие дорогие услуги нужно делать их значительным приоритетом своей жизни, отказывая себе много в чем.

в общем, чтобы ходить на терапию в Беларуси этого надо очень сильно хотеть и иметь на это немалый ресурс.

но объективно - терапия мощный инструмент и очень нужный в беларуси, особенно после 2020 года, когда многие из нас оказались свидетелями и участниками весьма продолжительных и травматичных событий.

ментальная катастрофа нации и объективная потребность в терапии

фото со спектакля Полины Добровольской - Комната умирает 2019 год премьера, пространство Други Паверх

иначе как полной ментальной катастрофой это сложно назвать, огромное количество людей стали жертвами продолжительного физического и эмоционального насилия. я не только про тех, кто напрямую попал в лапы режима. я также про тех, кто просто здесь живет и находится и кто не безразличен ко всему происходящему.

это огромная травма для всех причастных.

такие вещи заживают и разрешаются очень долго и всеобщая кампания терапевтической поддержки просто необходима.

не всем она доступна, поэтому актуальными становятся различные альтернативные методы терапии, которые конечно же нельзя сравнивать с полноценным лечением, но все же для большинства людей ввиду отсутствия ресурса они могут дать облегчение.

не стоит обесценивать уровень своего ущерба, если вам вдруг придет в голову мысль, что вы не сидели, или вас не били, не насиловали дубинкой. вы также можете быть травмированы всем происходящим и без физического насилия. мы все очень разные и психотравмы у всех происходят по разному. кто-то способен пережить взрыв с минимальными ментальными потерями, а кто-то сойдет с ума от каждодневного просмотра новостей о пытках.

дорогие Беларусы - помните, что очень важно заботится о себе и искать доступные вам формы сохранения устойчивости, особенно когда идет длительная и изнурительная борьба. в ней дорог каждый.

спасибо, что прочли этот текст до конца, если он вам показался разумным поделитесь им с кем-то, кому он может быть интересен.

фото с вечеринки Петушня - Минск