March 12, 2022

Я выбираю жить! Как пройти потерю близких и не сломаться?

Много лет назад, первого мая.

Два мальчишки поехали покататься на велосипедах.

В одного из них я была влюблена.

Второго, всего в мелких царапинах привезла машина полиции.

Так, в свои 13 лет я узнала что такое смерть. Это пьяный молодой балбес за рулем. И витрина магазина, которую тот кого я любила разбил спиной и поймал весь водопад из смертельных осколков.

Я каждый год 1 мая тоскую и еду на могилу. А еще… Тот выживший парень стал моим побратимом. Новые знакомые не верили, что мы не брат и сестра. Настолько мы друг друга знали и чувствовали.

Сейчас не стало и его. И мне очень нужно в Киев. Поклониться могиле!

Смерть это рядом. Хотя многие так её боятся, что предпочитают не думать.

У меня же иная позиция. Смерть нам очень нужна. Вот если меня не станет через 30 минут? Что обо мне вспомнят мои близкие и далекие? Как я ругалась, или как я говорила о любви?

Я хочу, чтобы на моих похоронах смеялись и вспоминали доброе. И это в моих руках!

Знаете что самое страшное детям? Это вранье про смерть. Папа просто уехал…

И ребёнок понимает, что мама в слезах. Видит кипиш похорон. Но он отдельно от всех. Ненужный и непонимающий.

А еще. Если ребенок любого возраста не видел гроб, то он не верит в смерть этого человека. И начинает искать, долго не верит в смерть, обвиняет всех что человека убили, или что скрывают что он жив. И еще страшнее - начинают обвинять себя, что это они виноваты в той смерти! Много боли в этом!

Пожалуйста. Имейте в себе силы прожить боль сразу вместе с детишками! Без недомолвок. Да, это травма. Но её не надо замалчивать!

А еще. Для меня бог и вселенная это и есть души всех тех, кто ушел в небеса. Меня не один раз на дороге спасало провидение. Когда я притормаживала вроде просто так, а в итоге избегала аварии. И я точно знаю что это мой умерший дедушка. Он полжизни проработал таксистом!

Научите детей из любой точки планеты разговаривать с ушедшими в небеса. Просить у них помощи, совета, поддержки!

Всегда в сложных обстоятельствах я еду на могилу к тому, погибшему 1 мая. И задаю ему вопрос: "я справлюсь?". Только 1 раз на его лице (гравюра) не было улыбки. И тогда правда все прошло не в мою пользу.

И да, это просто освещение в этот день и игра теней. Но это то, что позволяет мне выжить, если туго!

А вот сейчас я закрываю глаза и вижу ту улыбку на камне. Не обязательно туда ехать. Все получится!


Люди умирают, да. И в новогоднюю ночь тоже. И в Рождество.
Люди умирают после болезней, и длительных тоже.
Умирают, если ведут адреналиновый образ жизни.
Умирают и просто, вмиг. Очень неожиданно.

Но как бы это ни случилось. Всё равно к этому нельзя подготовиться. Совсем нельзя.

И можно быть и плакать на многих похоронах. Но рано или поздно уходит тот самый один человек, без которого невозможно дальше. И вот тут тебя накрывает.
Я хочу, чтобы все услышали! Нет никакого "правильного" горя.
Мир рушится. И все мы имеем право это прожить.
Можно продолжать жить как раньше, ходить на работу и на танцы.
Можно плакать
Можно смеяться
Можно петь, любые песни, а не только траурные.
Можно сидеть за компьютерной игрой
Можно закрыться в одиночестве
Можно позвать к себе толпу.
Главное — не переделывать себя под чужие представления.
Фильтровать всё, что вам говорят по фильтру… Становится ли мне легче? Если да, то ок.
Если нет, то беруши в уши и не слушаем.
Нельзя только детей исключать из семейного горевания. Вот тут надо оставаться взрослым. И выдерживать детское горе! Не врать.
А ещё очень! Очень нужно никого не судить. Как горюют другие не ваше дело!
Кому сейчас туго… Знайте, что 9 дней, 40 дней и год это не просто так придуманные даты. В них становится чуть легче, я проверяла…
Чаще всего звонки с плохими новостями раздаются так, что, ещё не сняв трубку, ты понимаешь, что случилось плохое.
Незнакомые номера (сейчас, правда, с засильем рекламы стало проще), неурочное время звонка, или звонок от человека, который вообще бы не должен звонить.
Или приходит человек и ты понимаешь… Случилась беда!
А потом те самые слова звучат.
Как описано в книгах. Делят жизнь на ДО и ПОСЛЕ.

И в этот момент мысли бывают разные. От "слава богу" до "так ему и надо" и "а как я буду без него", а ещё "он мне денег должен".
Много хорошего и плохого. Иногда только мысль, иногда даже сказанное вслух.И вот очень важно не гнобить себя потом за эту реакцию.
В шоковом состоянии мысли могут быть вообще на основании кино или книги.

Нет в этих словах истинной правды. Есть шок и первое, что лезет в голову.
И обида на умершего часто. Какого хрена ты меня бросил?
Всё это просто шоковые реакции. И даже отсутствие любых реакций тоже норма.
Иногда себя гнобят, за отсутствие грусти. И это тоже нормально.

Ещё раз. !!!Никакая "правда" не вылезает в шоковые первые минуты. Просто так приходит боль, а мозг от неё защищается. В том числе вытеснением и заменой мыслей и чувств.
Если вы ругаете себя за первую реакцию… Остановитесь. Ваша реакция в шоке это не вы.

После шокового состояния наступает стадия торга.

В которой слишком многие застревают, путая эти мысли с работой совести. Но нет. Это торг.
Торгуются в двух направлениях.
Первое — это прямая злость на умершего. Какого хрена ты:
Туда пошёл
Туда поехал
Не принял лекарство
Принял лекарство
Не починил машину
Остался спать
Проснулся слишком рано…

Второе — это злость на себя

Зачем я отпустил
Почему я это сказал
Зачем не отпустил
И в том числе на злость из первой части. Как я мог злиться на умершего?
И много-много вины за жизнь до потери и за момент само́й потери.

А почему торг?
Потому что если, я вот это не сказал или не сделал, то человек был жив.
И эти мысли по кругу.
Они вызывают приступы слёз и рыданий.
Скручивают тело.
И ещё бывает. Вот я сейчас что-то очень хорошее сделаю и человек оживёт.
Особенно это больно, когда есть часы и сутки больницы перед смертью. Там этот торг с собой и господом особенно ярко идёт.
Вот тут очень важно из этого торга выходи́ть. Прям усилием воли.
Нет. Судьба у каждого своя. Мы не можем остановить жизнь и смерть.
Мы не боги.
Мы не всесильны
Мы не умеем предсказывать будущее.
Даже убийца, когда идёт убивать не знает, получится ли у него. Не спугнут ли?

Просто есть жизнь и есть смерть. Просто так бывает!
И этот торг. Он нормален. Абсолютно. И бывает у всех.
Просто смириться с отсутствием всесильности. Просто сказать. Сложно смириться. Но очень нужно. Чтобы жизнь продолжалась…
Как только человек осознаёт, что никакие усилия, никакие торги не вернут умершего. Человек проваливается в настоящую боль.
Именно сила этой боли чаще всего выкидывает обратно, в "я ещё поторгуюсь"
Но эту боль надо пережить, прожить.
В этой боли желательно куда-то уехать.
В этой боли желательно много говорить об умершем.
Пересматривать фотографии
Разговаривать с ним мысленно (не торговаться, зачем же ты так. А беседовать. Вспоминать общие моменты. Рассказывать ситуации современной жизни, додумывать его ответы).
Разговаривать с другими о нем. (с теми, кто его знал вспоминать общие моменты, с теми, кто не знал... рассказывать какой он был)
По возможности бывать на могиле или создать уголок дома, поставить фотографию.
Перебирать памятные вещи.
Носить на шее кулон с его фото.
В это время нужно быть бережным к себе. Не брать сложную работу. Снизить бытовую нагрузку. Не торопить себя.
В это время можно и нужно... Кричать, писать письма, петь, танцевать, заниматься спортом, плакать.
Дать себе прожить эту боль потери.
На самом деле, как только вы шагнёте в эту боль, она начнёт отступать.
Пока вы её отодвигаете… Не думать, загрузить себя работой, забыть, переключиться… Вы Убираете её в дальний карман, и она оттуда ломает вам жизнь.
Достаньте ее, рассмотрите со всех сторон. Пожалейте себя.
Здесь можно горевание немного двигать во времени. Пришли на работу? Собрались. А в обеденный перерыв поплакали.
Важно именно отодвигать, а не запрещать.

Не прекрати о нём думать, а я подумаю о нём в 19:00 по дороге домой.
И важно не скрывать своё горевание. По-хорошему ни от кого. (всем привет, я месяц назад похоронила мужа, сюда я пришла работать, но если вдруг буду плакать, не пугайтесь и не утешайте. И если я задумаюсь, позовите меня, я соберусь и продолжу работать).

Но особенно важно от детей. Это семейная потеря и проживать её надо всей семьёй. Не убирая даже маленьких детей на полку. Вы их этим не защитите, а добьёте.
Соболезную всем проходящим это. Если позволить себе горевать это обычно 40 дней…
При застревании дольше нужно идти за помощью к психиатру. Умерли не вы...

Смерти боялись люди во все времена.
И в каждом мире, в каждой религии есть своё пояснение о том, что происходит после. Круги ада или повод радоваться. Я изучала этот вопрос и видела разное. Очень меня зацепил подход, что могилы близких (мешочки с пеплом/прахом) вешают на двери жилища. Считается, что они защитники.

Не близок мне подход божественного суда. Я уверена, что сами себя мы судим намного страшнее. Но вот в чём я уверена, это в том, что после смерти мы становимся телепатами.

Я уверена, что мои бабушка и дедушки, мой папаКоля, мой Серёжа, мой Дима и все, кого я потеряла, прямо сейчас меня видят. И слышат все мои мысли. Именно они и есть вселенная, бог, или как ещё это называют… Аллах, Будда…
Живые люди с сильной интуицией, это те, кто слышат и видят знаки от ушедших.

Как пример - Мой обожаемый дедушка Паша, полжизни проработал таксистом. Когда я сажаю в машину бабушку, его вдову, я всегда еду на зелёный светофор. Даже в самых пробочных местах🤷‍♀️. И когда на дороге мне попадается тормоз, которого я не могу обогнать, я говорю: "Здравствуй, дедушка, я поняла, мне сейчас торопиться не надо". И всегда успеваю как надо.

И именно поэтому я сейчас живу сча́стливо. Потому что моё состояние им видно. А у меня много дорогих людей на небе, так получилось. Именно их руки достали меня из воды в октябре однажды (я чуть не утонула с дочерью на руках, но нет).
И вот сейчас важное.


Если именно вы прямо сейчас продолжаете торг и не отпускаете умершего? Что там с ним происходит? Каково ему видеть вашу длительную боль?

Вот правда, очень честно: если я сегодня умру?
Я очень хочу, чтобы мой муж сразу женился и был счастлив с новой женой.
Я хочу, чтобы мои дети улыбались спокойно на моей могиле.

И лучше не приходили бы, а просто жили бы жизнь и наслаждались ею. 

А сейчас про Вас:

А сейчас про вас. Если вы задержались на каком-то этапе, не отпустили умершего, поставьте себя на его место! Неужели он вас до сих пор не простил? (вы о нём так плохо думаете?). Неужели ему хорошо от ваших слёз? Обнимите себя и его мысленно.


И начните жить так, чтобы он оттуда, сверху каждый день искренне радовался за вас и с вами! Он ваш ангел и добрая поддержка.
Снимите с него обязанность судьи. А ещё. Подумайте о тех живых, кто остался на земле и был дорог умершему. Или у него было любимое дело?


Я безмерно уважаю ту маму, чей сын сгорел на зацепинге. И она сейчас ходит в рейды и снимает чужих детей с электричек и борется (успешно) за изменение законодательства в этой сфере. Её сын точно гордится мамой с небес.


Что можете вы в память? Вот прямо сейчас идите и сделайте. Помиритесь с кем-то, кто был дорог умершему. Или напишите свою историю.

Поддержите тех, кто сейчас переживает аналогичное. Переведите боль в пользу миру. Не по обязанности, а по доброй памяти.

Вылечить нельзя?

Когда ваш близкий вот-вот умрёт.
Реанимация, онкология, депрессия.
И вы рядом… видите, чувствуете, переживаете!
И много вопросов.
Самое важное. Разделить себя и умирающего. Осознать, что он отдельная личность и имеет право на уход по своим правилам.

Ещё важно. Признать, что ты не бог. Ты не спасёшь. Ты можешь предложить облегчение состояния, врача, таблетку. Но принимать и использовать или нет, решает человек сам.
И есть ещё высшая сила (бог, аллах, вселенная), которая знает как лучше.
Нужно думать о своих интересах. Уходить гулять, вкусно кушать. Сохранять свой ресурс.

Нужно организовывать бытовой уход. Да, сиделка. (долгий уход за лежачим больным вызывает ненависть к больному. Он пахнет, его жалко, там вагон чувств). Не надо совершать этот подвиг, чтобы не выставлять потом счёт.
Нужно остановить чувство вины. Мы все когда-то умрём.
И ещё. Разговоры:
Разговоры могут быть облегчением, когда просишь прощения за что-то.
А могут быть местом сильных страданий, когда: "мне пора, доченька…" (зачем ты это говоришь, мама? Но это у умирающих свои заморочки и нам надо спокойно).

Я очень рада, что ты у меня был и есть. "Пора" - это твоё право. Пока ты тут я счастлива.

И да, как ты хочешь, чтобы тебя похоронили? Надо об этом говорить. Выслушивать пожелания человека. Обещать ему сделать как он хочет.

НО: скажу крамольное, выполнять все желания не обязательно. Есть ещё финансовые и моральные возможности. И ресурсы нужны живым! Жуть когда старикам ставят дорогие надгробия, а дети в этот год не едут на море это треш… не надо так.


Но поговорить об этом спокойно и выполнить потом доступное, это уважение. Уважение к себе и к умирающему.


И ещё. Иногда деменция это очень по-хамски, в реанимации люди агрессивные (недостаток кровообращения в мозг). Умирающие люди говорят гадости и подлости. Обвиняют в том, чего ты не делал.


Единственное оружие против такого… смех.
Да, мама, ты просишь ужин уже 135 раз. Ты не поместишься в гроб (сказать шёпотом про себя, естественно)
А содержимое памперса называть удобрением или подарком.
Если мама не узнала дочь? Начать отвечать разное - от почтальона, до правнучки. Мама тебе 139 лет, ты прожила очень долго, я твоя правнучка, да
Человек с деменцией забудет эти слова завтра, но запомнит веселый тон тех кто рядом. А вот те кто ухаживают на этом юморе просто выживут.


Разрешите себе ржать в этих обстоятельствах. Просто разрешите.
Не можешь изменить происходящее? Измени отношение к нему. Избитая фраза, но это правда!


И ещё жестокое. Мысль "скорее бы уже" приходит почти всем. Вы не чудовище. Вы обычный живой человек. Не травите себя.


Человек тем и отличается от животных, что не всё, что он думает, он делает!

Подготовка к смерти?

Подготовиться, знать когда ты умрёшь, нельзя.
Это может произойти уже сегодня, а может, в твои 115 лет. Ты увидишь праправнуков.
Но:
Написать завещание.
Застраховать свою жизнь и имущество.
Научить детей самостоятельности (не делать за них)
Сделать так, чтобы твои живые после тебя не перегрызлись за наследство.
Не спорили бы как тебя хоронить (и кремировать ли)
Чтобы твои живые знали, где хранятся деньги и как включить или выключить отопление в доме. (или что в вашей жизни контролируете только вы?)


❗️Это честно.
И нет, это не притянет саму смерть. И это позволит жить более спокойно и ярко. А не бояться вечно, а вдруг.
И ещё. Дойдите уже до врача, если что-то болит. Уберите из жизни своё "какнибудьпотом".

Вот прямо сейчас идите и обследуйтесь, и лечитесь. Людям нужны вы, а не ваши подвиги ради других.


❓Давайте дышать эту жизнь полной грудью?

А как поддержать людей при потерях

Первое и самое важное.


!Поддерживать вы не обязаны и не должны!
И вас никто не должен поддерживать.
Почему? Да, потому что для поддержки нужен ресурс. А по факту вы НИКОГДА не знаете, какая боль скрывается внутри человека.
Особенно у самых близких.
Как пример - вы потеряли мужа и ждёте поддержки от сестры. А сестра сама только что сделала аборт или потеряла беременность. Вы об этом не знаете... а сестра не может вам говорить слова поддержки.


И таких болей внутри людей очень много. И очень мало мы об этом знаем. Смерть — это страх. Кого-то заставили поцеловать труп в гробу на отпевании, и ужас внутри адовый. Кого-то не пустили на похороны. Многие не проходят по тем этапам, которые я описала ранее, застревают на торге, например. И молчат они об этом. Внешне живут благополучную жизнь.


Оказавшись рядом, с человеком, переживающим потерю, люди цепенеют. Люди паникуют. Люди уходят в свою боль или уходят, защищая себя от этой боли. И как бы лично вам ни было больно - не судите.
и никаких угрызений и торга потом. Вы не могли поддержать и это нормально!
Далее, если всё ж ресурс есть!


Как помогаем?
Первое, главное правило: НЕ СУДИ!
В горе человек может говорить совсем неадекватные, на первый взгляд вещи, и очень хочется сделать замечание. Но нет. Слова при этом - “я понимаю, что тебе сейчас очень больно”!
И всё.
Я понимаю. Или я стараюсь помочь. Ты мне дорог, я просто рядом. Без рецептов, что делать далее. Без советов.
А потом говорим (и потом делаем) вот это:

Я рядом я готов помочь. И далее делаем, что просит человек. Без самодеятельности.
Исключение — это опасные моменты. Например, включённую плиту выключить (доготовить что там), если человек в ступоре или сильной истерике подключить врачей и успокоительное.


Вынести вонючий мусор. По ситуации и адекватно!
Бережно. Это важно и очень ценно. И теперь у вас получится!

Я рядом, я могу и хочу тебя поддержать.
Скажи мне, как лучше это сделать? (и блин СДЕЛАТЬ что попросит, а не сделать что-то своё)


Я могу просто помолчать рядом
Я могу поговорить с тобой об умершем
Я могу поговорить с тобой о тебе
Я могу поговорить с тобой о прошлом
Я могу поговорить с тобой о будущем
Я могу налить тебе воды и чаю
Я могу приготовить или заказать, или принести из магазина еду (ты когда последний раз кушал?)
Я могу прогуляться с тобой
Я могу побыть дома
Я могу поехать с тобой куда-то(если правда можете)
Я могу убраться у тебя (помыть посуду)
Я могу сейчас уйти, но ты знаешь, что я рядом.

В любой момент звони, я вернусь (и правда уходим хоть в другую комнату) иногда напоминаем о себе.

Где получить поддержку по этой теме?

https://propubertat.com/