May 27, 2020

Как оставаться в спокойствии и радости, что бы ни происходило вокруг?

В обратной связи о прошлой статье (прочесть здесь: https://teletype.in/@olgal/N7RJwbPvl ) один из читателей - спасибо, Павел - задал вопрос о том, в чем вообще ключевая мысль и посыл моих работ, а также рассказал об ощущении тревоги после прочтения. Хотелось бы советов на тему “Что делать?”, рекомендаций “Занимайтесь лучше спортом, не смотрите новости”, а их в статьях нет.

С другой стороны в те же дни я делилась с одним из своих клиентов после личной консультации - тоже, кстати, Павлом - методиками, которые помогают наладить жизнь в целом, при том, что являются достаточно простыми и понятными даже для начинающих в этом деле.

Благодаря двум этим разговорам возникла тема данной статьи, где я раскрою упражнения, психологические техники, инструменты, которые действительно просты и потому, по моему мнению, недооценены. Зачастую ум всё усложняет, хотя простые решения прямо у вас в руках. В этой статье я дам комплекс, который останется с вами. Для начала напомню структуру Человека, на которую буду опираться: Тело, Ум, Душа, Дух.

Когда мы сталкиваемся с какой-либо сложной проблемой, то работы с одним из компонентов - Телом, Умом, Душой или Духом - зачастую бывает недостаточно для решения. Легкое успокоение или отвлечение - да, возможно. Качественное изменение достигается с помощью интегральной практики, вмещающей в себя как минимум эти 4 направления работы. Также отдельно психологи помогают работать с пятой составляющей, Тенью - темной стороной личности, но не о ней сегодня речь и, скорее, вообще не в статьях.

Так вот, Тело, Ум, Душа и Дух. Согласно интегральному подходу Кена Уилбера (искренне рекомендую его труды к изучению), а также многих других исследователей, эти компоненты неразрывно связаны друг с другом, поэтому работа в одном секторе влияет на другой.

Например, массаж спины с продавливанием мышечных зажимов высвобождает эмоциональное напряжение и стимулирует начало проработки обид. То есть происходит влияние на всю систему через Тело.

Когда происходит качественная работа с психологом по избавлению от травм, связанных со стыдом и виной, к примеру, меняется осанка - расправляются плечи, часто светлеет лицо, исчезают зажимы в области глаз или рта. Так в Теле проявляется результат работы с Душой.

Через осознание схем поведения, мешающих строить гармоничные отношения или подпитывающих внутреннего критика, который уничтожает самооценку на корню, приходит легкость в общении, эмоциональная стабильность, улучшается здоровье. Таким образом, при работе с Умом приходит трансформация и Души, и Тела. На эту тему я ещё в прошлом году издала книгу-тренинг, которую вы можете использовать как тренажер прямо сейчас. Ссылку на неё оставлю в конце статьи. А пока вернемся.

В процессе медитации, практики безмолвия и уединения в тишине возникают неожиданные открытия, раскрывается интуиция, в ясности сознания проявляется Дух. А в качестве побочных эффектов происходит гармонизация эмоциональной сферы, о чем говорят многие практикующие, снижается уровень стресса и успокаивается ум. 

Если вдруг, прочитав до этого момента, вы не увидели никаких рекомендаций лично для себя, сделаю акцент, чтобы ничего не пропустили. Прочтите еще раз эти примеры. Все они (массаж, работа с психологом, медитация, самонаблюдение) проверены на личном опыте множество раз и рекомендованы мной. Только выбирайте достойных грамотных специалистов, которые вам не навредят.

Особое внимание я уделю довольно популярной методике, с которой я знакома больше десяти лет. Её я использовала в различных вариациях, поделюсь самой эффективной.

Итак, представляю вашему вниманию универсальный инструмент по налаживанию жизни.

Как упражнение (не просто редкие разговоры с самим собой о благодарности) выполняется письменно. Длительность для получения заметного результата - от 100 дней, поэтому рекомендую завести отдельную тетрадь или блокнот. 

Делим все листы на 3 равные колонки. В каждую из них каждый день записываем 5-10 поводов благодарности, которые вы замечаете, суммарно 15-30 пунктов в день.

Первая - за что я сегодня благодарю себя? Что мной сделано, прожито, создано для блага себя и других?

Вторая - за что я благодарен миру? Что случилось, пришло, «попалось», «вдруг возникло» в моей жизни, за что я могу поблагодарить? 

Третья - за что хорошее я благодарен из того, что происходит в жизни других? Кто-то женился/купил машину/квартиру/создал успешный бизнес/повысили на работе/получил научную степень/выиграл в лотерею/прыгнул с парашютом, о чем раньше мечтал/наладил здоровье/счастливо вышла замуж/родила ребенка...всё, что угодно. 

Для тех, кто как и я, ценит результат и нацелен на него, уточнение: перед началом этого 100-дневного марафона благодарности нарисуйте колесо жизненного баланса (пример на фото) и отметьте по шкале от 1 до 10 баллов свой уровень удовлетворенности по всем сферам на сегодняшний день. Затем поставьте будильник на дату, которая будет сто первым днем практики, а когда он просигналит вам напоминанием, нарисуйте новое колесо и поставьте новые отметки по сферам жизни. Интересно, как изменятся значения к итогу этого процесса.

Проделайте всё это в отдельном блокноте/тетради, чтобы не потерять данные.

Когда я начинала вести свой дневник благодарности в первый раз, он состоял всего из одного столбца - за что я благодарна в общем и целом. Тогда мне было ясно, что эта работа с сознанием направляет фокус внимания на определенный эмоциональный фон - простыми словами, с негатива на позитив. Негатива вокруг и так хватает - куда ни глянь, одни недовольные люди с кислым выражением лица и целым ворохом претензий ко всем и вся. Ведение этого дневника помогало целенаправленно возвращаться к осознанию того хорошего, чем я обладала - от возможности ходить, видеть, говорить до умения зарабатывать, наличия хорошей семьи, друзей и крыши над головой.

В сентябре 2017-го, почти 3 года назад, я проходила один психологический тренинг, своего рода повышение квалификации. Там мы работали с травмами детства, самыми большими болями и страданиями, которые отравляют жизнь порой тихо и незаметно. 

И вот к концу курса в качестве задания всплыла техника благодарности. Предложенный вариант состоял из двух частей - за что я благодарна относительно себя и за что в отношении других, их успехов и прекрасных событий. Так же 100 дней без перерывов и выходных.

Особенно тяжело второй столбец давался той недовольной части меня, которая всегда сопротивлялась отсутствию чего-либо желаемого. Вот я хочу, а у меня нет, очень жаль! И почему я должна благодарить за то, что у них (других) есть, но у меня же нет этого? Предполагаю, что склонным завидовать другим тоже будет непросто, но это важная терапия, которую важно делать самостоятельно - скажем так, в домашних условиях.

Высший пилотаж в этой технике - научиться благодарить за те “беды” и “трагедии”, которые вам довелось пережить. В кавычках я их разместила по очень простой причине - мы под влиянием эмоций часто не можем понять, является это событие благом или неудачей. Тот, кто не успел на рейс, печалится об опоздании ровно до тех пор, пока не узнает, что его самолет разбился. Ну вы знаете.

Когда вы сможете поблагодарить за своё одиночество, неуверенность в себе, развод родителей, кредиты и долги, неудавшуюся беременность, насилие над вами или вред, который вы нанесли другому, потерю работы или бизнеса, вы осознаете уроки и поймете нечто важное. Но эти осознания будут только ваши. Их я вам и желаю.

А пока можете начать с того, что вас радует и за что вы благодарны без сомнений - от улыбки ребенка на улице до неожиданной премии или крупного контракта. Выделяйте всё, в этом процессе нет неважных мелочей и банальностей. В этой практике вы подключаете и ум, и душу. С помощью массажа, полноценного сна и теплой ванны с солью и содой (очень рекомендую раз в неделю принимать её для снятия психологического напряжения) вы позаботитесь о теле. Перейдем к Духу.

Практика медитации

О ней я не буду много рассказывать - сам процесс скажет за себя сам. Оговорю два нюанса.

1) Медитация не связана ни с какой религиозной конфессией. Я с удивлением замечаю вопросы из серии: “Могут ли христиане медитировать, не противоречит ли это вере?”

Друзья, если глубокое дыхание и молчание противоречат вашим верованиям, стоит задуматься. Медитация как психологическая практика - это расслабление ума и тела в тишине, никакой религиозной вербовки вас не ждет.

2) Если вы не можете успокоить внутренний диалог и поэтому думаете, что медитировать вы не умеете и не научитесь, обрадую вас - почти никому на планете не удается полностью отключить этот разговор и поток мыслей. Суть в процессе и успокоении. Расслабьтесь, снизьте уровень ожиданий и попробуйте.

Если для вас это впервые, и вы хотите начать грамотно, рекомендую бесплатный 10-дневный курс Игоря Будникова, который я прошла сама и оценила его высоко. Ссылку также оставлю в конце статьи.

Он действительно качественный и отлично подходит для новичков.Тем же, кто пробовал, но почему-то бросил, советую возобновить, если чувствуете, что внутреннего баланса всё-таки не хватает. Для начала хватит 15-20 минут вечером, чтобы подготовиться к отдыху и обеспечить себе отличный спокойный сон.

Ещё одним упражнением на очищение ума и упорядочивание событий я делилась в статье: https://teletype.in/@olgal/DvYhdbEXV Сама использую его каждый день перед сном, успокаивая внутренний поток мыслей и эмоциональных реакций с помощью их осознанной обработки.

Но на этом я не закончу, ведь статья будет неполной, если умолчу о самом главном для спокойствия и радости в повседневной жизни.

В финальных главах своей книги я подвожу читателя к мысли о высшей любви к себе как признанию и уважению своего Высшего Я. То, как он проявляется в жизни, называют предназначением. Это слово описывает то назначение Души, ради которого она пришла на Землю. Кто-то приходит с предназначением учить, лечить, петь, строить, переделывать, меняя устои, а кто-то не знает, зачем он здесь и потому всё время мучительно ищет, разочаровывается, идя не туда, впадает в депрессию и видит везде негатив или же вовсе сводит счёты с жизнью.

Психолог Виктор Франкл, прошедший ад фашистских концлагерей, выявил, что при прочих равных условиях до заключения и после него выживали и могли двигаться по жизни дальше те, у кого был смысл жить. Другие угасали и уходили в мир иной.

В XXI веке одной из самых распространенных болезней, не относящихся к телесным, является депрессия. Это затяжное состояние подавленности, апатии, безысходности и непрекращающейся внутренней тревоги из-за бессмысленности происходящего несвойственно тем, кто нашел и осознал своё предназначение.

Люди, двигающиеся своим путем, отличаются одной завораживающей особенностью - вдохновленностью жизнью. Они словно всё время влюблены, и, жадно припадая к своему источнику жизни, выглядят цветущими, энергичными и удовлетворенными, несмотря на то, что окружены неидеальным настоящим. 

Я рассказала подписчикам Телеграм-канала и поделюсь с вами: спустя 2,5 года поисков, проб, ошибок, успехов и сомнений, я нашла формулу, которая помогает человеку найти предназначение и, как итог, свой внутренний источник вдохновения.

Сейчас происходит доработка нюансов, утряска организационных вопросов и сбор заявок в группу онлайн-курса, которую я лично буду курировать как проводник к предназначению в течение месяца. Старт состоится в июне, точную дату оглашу позже. Кто знает, возможно, кому-то из вас была нужна эта информация и пришла она вовремя. Обычно так мир посылает знак. Если это он, вы знаете, как со мной связаться в соцсетях.

А пока, надеюсь, в этой статье достаточно раскрыты мои рекомендации по самостоятельной работе со своим внутренним миром, которые вы можете начать включать в ткань жизни с сегодняшнего дня. Желаю вам в этом успехов.

Полезные ссылки и рекомендации:

1. Кен Уилбер с соавторами “Интегральная практика”, по названию найдете нужный вариант. Пока, насколько я знаю, только электронный.

2. Бесплатный 10-дневный курс по медитации - http://welcomebackhome.academy/detoxnow  

3. Моя книга о самоценности и любви к себе - https://www.litres.ru/olga-viktorovna-lozina/kak-osoznat-svou-cennost-i-polubit-sebya/ 

Для вопросов, мнений и обратной связи в целом - мой Инстаграм: https://www.instagram.com/lozinaolga_/   

Прочесть больше моих постов, статей, рекомендаций можно в Телеграм-канале “Ольга Лозина Психолог”. Буду рада вам и там. До связи.