January 29, 2019

Что, не получилось покорить Москву?

Статья о том, почему в плену чужих мнений ты держишь себя взаперти - в клетке, созданной из решений, принятых в прошлом.

Мой спонтанный, неожиданный и непонятный переезд из Москвы, который я совершила за 5 дней в канун Нового 2019-го года, не взбудоражил разве что какого-нибудь знакомого, который потерял телефон, продал компьютер и забыл все пароли от соцсетей. Остальные были в шоке.

Ты что, выходишь замуж, поэтому вернулась в родной город? Случилось несчастье? И самое популярное: что там у тебя не получилось в Москве, что ты так спешно уехала со всеми вещами? Как так?!

Как психолог, я понимаю причину такого всплеска эмоций - при появлении нестандартного стимула возникает реакция ума, цель которой - присвоить событию ярлык (например, "замуж/трагедия/неудача") и вернуться в свою обычную жизнь, успокоившись, что всё нормально, мир не рухнул.

И бесконечно трудно понять, когда я говорю, выходя в прямые эфиры, публикуя посты, что вернулась, потому что получилось, всё в порядке. Возникает мысль "точно что-то не так, явно какой-то подвох".

Всё бы ничего, вернулась и живу дальше, пока на одной из консультаций с клиентом не слышу от него фразу: "Хочу вернуться из Москвы в родные края, но стыдно - скажут, что неудачник, не справился, потеряю уважение семьи и знакомых." Тут-то мне стало не по себе, потому что понимаю - этот страх многим мешает принимать решения в любой сфере жизни, переезд лишь один из тысячи примеров.

"Я не ухожу с престижной, но жутко надоевшей работы юристом, потому что родители мечтали, чтобы у меня была хорошая работа - их тогда удар хватит."

"Я не прекращаю отношения с человеком, который меня не ценит, не понимает и не поддерживает, потому что мы так давно вместе и лучше мне не найти - подруги сказали: "с жиру бесишься, хороший у тебя мужик, держись за него, а то одна останешься."

"Я не хочу признавать, что моя жизнь сейчас - это не то, чего я действительно хочу, поэтому я уйду с головой в дела и заботы, чтобы даже не думать о том, как меня достало то, что сейчас есть и к чему я иду."

Вспоминаю о том, как в самом начале своей жизни в Москве я снимала квартиру вместе с двумя девушками (им 31 и 35 лет), переехавшими в столицу за несколько лет до меня. Они с утра до ночи проводили на работе, не питались нормально - перекусы на ходу и перед сном, не ходили на свидания, редко встречались с друзьями, все выходные просто судорожно пытались восполнить нехватку качественного сна и отвлекались от дел на сериалы и ленты в соцсетях. Мне очень не хотелось так же, поэтому я думала о том, как мне устроить свою жизнь в Москве, чтобы не повторить этот путь - отсутствие личной жизни, финансовой свободы, интересного досуга и времени на себя.

Первое, что я решила - не устраиваться на работу по найму. "Закрепиться в Москве" не было моей целью, мне было важно найти интересных людей, с которыми можно создавать совместные проекты, проводить время и развиваться. Этот пункт я выполнила, ни разу не сорвавшись - даже, когда не было клиентов и остро стоял вопрос жилья и финансов.

Второе - наработать узнаваемость и собрать клиентскую базу. Мне было важно, чтобы люди знали, что я - хороший психолог, ко мне можно и нужно обращаться, а также отправлять ко мне друзей и знакомых, которым нужна психологическая помощь или поддержка. Этим я занималась ровно год - с января по декабрь 2018 года.

Третье - наладить работу в режиме онлайн, чтобы при моем решении сменить город, клиенты остались, а я не была привязана к месту. Здесь как раз и было самое интересное.

Утром 22-го декабря я проснулась и задала себе вопрос "Зачем я здесь?". И не нашла ответа. Почему? Да потому что я всё ПОЛУЧИЛОСЬ! Основная часть моих клиентов уже были со мной на связи именно онлайн - в России, США, Европе. Всю писательскую работу (блог в Телеграм и ВКонтакте, аккаунт в Инстаграм, написание книги) я и так вела с помощью телефона и ноутбука, больше ничего в столице мне нужно не было. Часть важных друзей и так живут не в Москве, там из самых важных остается одна подруга, с которой мы будем видеться во время моих гостевых приездов.

Так зачем мне жить в Москве? И тут пришел простой ответ: незачем, уезжай.

И я уехала - спустя 5 дней после принятия решения. Закрыла все дела, провела встречи, привела в порядок съёмную квартиру, заказала услуги транспортной компании и купила билет Москва - Ростов-на-Дону. Вот так просто. Почти.

О том, что я возвращаюсь, знали двое друзей и никто больше. Родным я решила устроить настоящий сюрприз: здрасьте, а вот и я. Помню, как бабушка, поняв, что я не просто приехала в гости на Новый год, сказала: ты не переживай, что не получилось, всё наладится - и на твоей улице будет праздник.

Как бы объяснить, что это он и есть - праздник? Мой праздник свободы.

Сейчас я пишу эту статью и думаю: что в ней сказать, чтобы это было полезно для тебя? Держи самое полезное упражнение - оно на осознанность.


Остановись на час-два, побудь наедине с собой. Пусть тебя не отвлекает телефон, люди, дела. Задай себе вопрос: что меня в моей жизни напрягает, что не устраивает, что раздражает? Запиши эти честные ответы.

Справа пропиши, какие решения неплохо было бы принять, чтобы изменить ситуацию. Ну так, чисто теоретически, какие?

Следующим столбцом укажи, что мешает принять эти решения - чьи мнения, ожидания от тебя (хороший работник, успешный сын, умница-дочка, надежный друг и т.д.) тебя волнуют.

А теперь посмотри на эти мнения-ожидания и честно ответь: они ВАЖНЕЕ ТЕБЯ? Важнее того, что ты каждый день делаешь то, от чего зубы сводит, например? Важнее твоего полноценного сна, качественного отдыха, времени твоей жизни, твоих желаний и твоих целей?

Или всё, что угодно, важнее тебя?


Я скажу тебе откровенно - мне было дико неприятно слышать домыслы о том, что у меня не получилось в Москве, что я с чем-то там не справилась, что сдалась (кому-то или чему-то, уж не знаю). Было противно читать сообщения с легким оттенком "не переживай, всё будет хорошо". Не хотелось ничего и никому доказывать, но и воспринимать это было нерадостно.

Но знаешь, по сравнению с тем, насколько восхитительно ощущение свободы, осознание того, что ты себя не заставляешь, не насилуешь, что не подстраиваешься под чьи-то картинки "успешного успеха в Москве", все эти сообщения и домыслы - это пшик, ничто, дымка, которая рассеивается через несколько секунд.

Так пусть она не заслоняет твой взор и не кажется плотной вуалью. Это не так.

*Если ты просто прочел и подумал "ух, здорово!", всё же вернись к упражнению, которым я поделилась выше - оно может помочь тебе сэкономить годы жизни и тонны нервов. При условии твоей честности и готовности что-то в своей жизни изменить к лучшему. Лучшему для тебя.

Успехов на этом пути. И помни: многое проще, чем кажется на первый взгляд.

Подписывайтесь:

Телеграм-канал: https://t-do.ru/Lozina_psychology

Инстаграм: @lozinaolga_psychology

YouTube-канал "Ольга Лозина Психолог"