February 4, 2019

Look at me!

Или как мы вдруг обнаруживаем у себя зависимость от чужих взглядов, которая определяет повседневную жизнь, личные отношения и бизнес.

И речь сегодня пойдет не о том, что мы переживаем, как о нас думают другие, а о том, как для нас важно, что нас эти другие признают.

Термин "признание" имеет два основных смысла: признание как процесс согласия с тем, что есть - "я признаю проблему", то есть не ускользаю в мир иллюзий, не обманываю себя или других, я признаю; второй же смысл говорит нам о том, что признание меня (речь, конечно, о тебе) как человека какого-то, обладающего какими-то качествами, принципиально важно. В этой статье я буду говорить о втором смысле - признании, основанном на внимании.

Простые примеры этого признания - это то, что человека замечают, то есть признают его существование. В конкретном обществе - например, российском - признание такого рода сопровождается рукопожатием, кивком головы или словесным приветствием. Суть одна - меня видят, я существую.

Более серьезное признание человек осознает, когда получает оценки окружающих людей. "Хорошая девочка", "непослушный мальчик", "классная подруга", "замечательный растет парень" - всё это про признание. И даже те случаи, когда человека оценивают плохо. Да-да, и это тоже признание.

В моей практике были случаи, когда человек на личной консультации рассказывал о том, что пытается изменить поведение, но ничего не выходит. Уже и на курсах был, и книги читал, и окружение поменял - всё не то. Смотрим глубже - например, ещё с детства на него обращали внимание только, когда он учинял какие-то неприятности, неудобства родителям или учителям (самым значимым людям для ребенка). Теперь неосознанно он ведет себя вызывающе, не всегда адекватно ситуации, что вредит его семейной жизни и бизнесу, а просто "взять и сделать" по-другому не выходит. Потому что по-другому нет признания, в котором он нуждается.

Более классические случаи это "хорошие девочки" и "хорошие мальчики". Комплекс хорошей девочки - это то, что я в себе долго трансформировала. Быть послушным, правильным для тех, кто нас оценивает - это СУПЕРважно. Даже когда из-за этого человек продолжает работать за копейки, задвигать подальше своё самочувствие и здоровье, тратить уйму времени на дела, которые не приносят ему никакого толка.

У меня была клиентка, которая на итоговом занятии личного наставничества (по бизнесу, между прочим) осознала, что все бизнес-проекты, все отношения с мужчинами, все связи с друзьями были построены практически полностью на тяге к признанию. Если есть признание - занимаюсь этим бизнесом/развиваю эти отношения/дружу с этими людьми. А если нет, то нет.

Это осознание было очень непростым. Ведь тогда получается, что ты живешь не своей жизнью, а действуешь как инструмент ради удовлетворения потребности, которую даже не понимаешь. Кажется, что я просто люблю это дело, просто люблю этих людей, всё ясно и понятно. Но это только на первый взгляд.

Далее идет признание "выбора" - когда меня выбирают: как девушку или парня среди многих других, как лучшего на курсе, как работника месяца или ключевого партнера. Вслед за этим следующий уровень - признание на сцене, цветы, аплодисменты, просьбы дать автограф или сфотографироваться.

И часто даже сами выигрыши в каких-то рейтингах "кто кого лучше" или конкурсах не имеют значения - это может быть просто лист красивой бумаги в рамочке с подписью "Грамота" или "Диплом", но важен сам факт признания.

Когда ко мне на консультации по вопросам бизнеса приходят предприниматели и обращаются насчет проблем с мотивацией сотрудников - из серии "я им даю такой большой процент и оклад, почему они нормально не работают?", я часто в первую очередь спрашиваю о том, как признают сотрудников в компании. Если никак, всё сразу проясняется - стоит помнить, что в пирамиде человеческих потребностей деньги не находятся на вершине, даже если нужны всем и каждому.

В личных отношениях я видела массу примеров, когда ради признания "первого парня на деревне, который выбрал её как одну из тысячи", девушки живут с теми мужчинами, которых они сами не назвали бы любящими или достойными, не будь у них такой мощной потребности в признании, и страдают от этого.

Что делать, если понимаешь, что тяга к признанию влияет на твои действия?

  1. Признать этот факт (вспоминаем про первый смысл этого слова). Принять, что эта потребность для меня важна, и, скорее всего, стоит удовлетворять её осознанно, чтобы эта тяга мной не руководила при моем непонимании происходящего. Просто избавиться, поверьте, не получается, это самообман. Как сказал однажды мой наставник, "чтобы избавиться от эго, его сначала нужно вырастить". Так что сначала примем факт, а затем движемся дальше.
  2. Понять, какое признание тебе необходимо - противоположного пола, значимых лиц (начальников, учителей), окружения (друзей, коллег) или, быть может, до сих пор не хватает признания родителей?
  3. Осознанно выбрать способ получения признания, который будет адекватно вписываться в твою жизнь. Я, к примеру, часто выступаю как спикер (оттачиваю ораторские навыки и увеличиваю свою известность как психолога и предпринимателя), веду блог и пишу статьи, после чего регулярно собираю отзывы и радуюсь положительной обратной связи, общаюсь с важными для меня людьми и обращаюсь за признанием к ним - абсолютно честно и осознанно говорю об этом. В первую очередь, это родители, сестра, близкие друзья. И в ответ я с радостью дарю признание им, потому что это важно всем. Ах да, ещё я хожу на свидания, и хорошо понимаю, зачем это делаю.
  4. Время от времени осмысливать свою мотивацию, задавая себе вопрос "зачем я делаю то, что делаю и зачем не делаю то, что не делаю?". Если снова загвоздка в признании, соотнеси с текущими целями - они менее важны, чем признание? Они соотносятся между собой или конкурируют?

Например, многие люди сами себе запрещают зарабатывать больше, чем на текущий момент, потому что они получают признание как бедные-несчастные, а в качестве более обеспеченных их ждёт скорее отторжение другими людьми. И это значит, что признание окружения важнее финансового благополучия, что объясняет ситуацию "хочу зарабатывать больше, но не получается".

Осознать. Принять. Осмыслить. Сделать осознанный выбор. Быть свободнее.

P.S. Когда я чувствую себя не очень хорошо в эмоциональном плане, я в первую очередь спрашиваю себя, достаточно ли мне сейчас признания. И как только понимаю, что нет, восполняю пробел. Спокойно, легко и радостно. Работает.

Подписывайтесь:

Телеграм-канал: https://t-do.ru/Lozina_psychology

Инстаграм https://www.instagram.com/lozinaolga_psychology/

YouTube-канал "Ольга Лозина Психолог"