February 8, 2019

Как принимать важные решения? Пять простых лайфхаков, которые облегчат вам жизнь.

В этой статье я поделюсь своим опытом принятия важных решений - от переездов в разные города, создания и прекращения отношений до создания и закрытия бизнеса. Взгляд психолога и предпринимателя изнутри.

Пять лайфхаков принятия сильных осознанных решений:

  1. Осознайте, в каком вы сейчас состоянии. Если вы напряжены, сердцебиение учащено, вы чувствуете панику и страх - успокойтесь. Сделайте 10 глубоких вдохов и выдохов, выпейте чаю, если любите, прогуляйтесь. Только в состоянии спокойствия есть шанс принять действительно адекватное для вас и осмысленное решение, о котором вы потом не будете жалеть. Лично мне помогает небольшая медитация - 15 минут в тишине в удобном месте с закрытыми глазами глубоко и осознанно подышать и прийти к равновесию.
  2. Поймите, что для вас важно. Это непростой вопрос, как я поняла в ходе десятков консультаций с клиентами, которые являются умными и интересными людьми. Мы знаем, что нам "нужно, что мы "должны", но имеем привычку забывать о том, что действительно важно.

Когда я составила такой список основных ценностей, среди них оказались следующие: свобода, радость, разнообразие, здоровье, отношения с людьми, саморазвитие, финансовая независимость, творчество и гармония с собой.

И вот приходит время принятия решения: появляются сомнения и душевные метания - "стоит ли, нужно ли, а может не надо"? В этот момент я в спокойном, как мы говорили выше, состоянии начинаю обдумывать решение с точки зрения ценностей:

  • Если я приму это решение, что будет с моей свободой?
  • Если я приму это решение, я буду радоваться? Рада ли я ему уже сейчас?
  • Если я приму это решение, я смогу наслаждаться разнообразием жизни?
  • Если я приму это решение, я сохраню своё здоровье и улучшу ли его?
  • Если я приму это решение, как оно скажется на моих отношениях со значимыми для меня людьми?
  • Если я приму это решение, как будет проходить моё саморазвитие?
  • Как отразится это решение на моем финансовом состоянии?
  • Как отразится это решение на моей творческой реализации?
  • Сохранится ли моя гармония с собой, если я приму это решение?

На момент моего переезда из Таганрога в Москву в сентябре 2017 года у меня в приоритете были: новое окружение и обучение (разнообразие), финансовая независимость, свобода, творчество как минимум в бизнесе и гармония с собой. Я была готова уменьшить количество общения с семьей, поехать в место, которое по экологическим критериям оценивается средне, пожертвовать внутренним комфортом, переехав в огромный город без связей и работы.

Спустя год с лишним, в момент спонтанного (за 1 час) принятия решения переехать из Москвы обратно, верх взяли другие ценности: спокойствие и комфорт, который я обрету с приездом в родные места, саморазвитие (спасибо Интернету), финансовое состояние (снижение издержек), радость сейчас и творчество в бизнесе, которое я развиваю в процессе своей работы психологом и наставником предпринимателей в онлайн-формате.

Для кого важна стабильность и предсказуемость примет другое решение. И это нормально. Главное - понять, что важно именно для тебя, а не в общем и целом.

3. Волшебный вопрос "Зачем?".

Зачем я делаю то, что я делаю? Зачем я не делаю то, что не делаю?

В честных ответах на эти вопросы кроются настоящие чудеса. Хотя, конечно, насчет чудес я не всерьез - это логичный и понятный процесс осознания своей мотивации, который помогает наладить управление своей жизнью.

Когда я иду на свидание с человеком, который явно мне не подходит, зачем я это делаю? Я хочу просто упорядочить своё время или получить внимание?

Когда я начинаю своё дело, зачем мне это? Доказать родителям и друзьям, что я чего-то стою или доминировать, наняв людей и став начальником?

Когда я просыпаюсь утром и не нахожу ответ на вопрос "зачем я живу в Москве?", зачем мне не обращать внимание на этот сигнал и дальше жить на автомате? Может быть, пора тогда уезжать?

4. Разобраться со страхами.

Осознайте, какой страх удерживает вас от принятия решения. Опасаетесь осуждения семьи, недовольства начальства, неопределенности будущего, одиночества, нищеты? Что на самом деле мешает решиться?

Лично для меня страшнее всего было остаться без денег - точнее, без их достаточного количества для нормальной жизни.

Как разобраться? Представьте самую страшную для себя ситуацию - вы уже уволены/одиноки/без денег/без друзей/без поддержки/больны. Что дальше? Это с вами уже случилось, вот оно, прямо перед вами. Что будете делать?

Вы поспите, поплачете, объедитесь или "залипнете" в сериал. А что потом?

И вот тут вас ждет момент истины. Вы поймете, что жизнь не рухнет, что вы как-то справитесь. А как, узнаете у себя же, проделав это упражнение.

5. Посмотреть по сторонам.

Приём, который мне помогает очень часто. Я ищу примеры людей, которые справились с принятием решений, которые нужно принять мне и примеряю на себя их поведение, образ мысли, вдохновляюсь их качествами.

Если кто-то смог, сможете и вы, правда же?)

Видя, как кто-то успешно работает психологом, совмещает это с семейной жизнью, общением с друзьями и творчеством, я понимаю, что тоже найду способы, потому что это возможно. А может даже проще, чем кажется :)

В качестве девиза мне нравится одна фраза: можно всё, если знаешь, зачем.

Успехов!)

Подписывайтесь:

Телеграм-канал: https://t-do.ru/Lozina_psychology

Инстаграм https://www.instagram.com/lozinaolga_psychology/

YouTube-канал "Ольга Лозина Психолог"