March 1, 2019

Пусть на мне насилие остановится

Вчера у Манижи вышел новый клип на песню «Мама». Сразу скажу, что обожаю эту песню – прямо с того первого дня, когда прошлым летом, где-то в процессе утренних сборов на встречу я застыла как вкопанная, услышав этот голос, этот припев, этот посыл.

Когда бы вы ни прочли эти строки, посмотрите это видео на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=iCwuW3yClO4. Это не про однодневный ажиотаж, речь о давней проблеме, о которой каждый из нас знает что-то своё.

Насилие.

Долго думала с чего начать – с самого видео, с разбора проблемы или личного опыта. Пусть будет опыт. Личное интересует всегда сильнее.

Я сталкивалась с насилием в детстве – напрямую и косвенно. Мои родители развелись, когда мне не было трёх лет, поэтому я почти ничего не помню до того момента. И это, наверное, к счастью – мама ушла с двумя детьми после очередного пьяного скандала, который закончился побоями. От удара по уху у неё осталась трещина в барабанной перепонке. К слову, этим ухом с того дня она слышит хуже. И это не проходит.

Когда мы уехали в город из деревни, то стали жить с бабушкой. Женщина, рожденная в год начала войны, впитавшая нравы и нормы суровой эпохи, недавно оставшаяся вдовой, взялась за моё воспитание – мама была вынуждена работать. Я помню, что время от времени стояла на соли, помню угрозы с топором в руках, упреки и оскорбления. При этом, по маминым словам, я была очень спокойным и адекватным ребенком, с удовольствием читавшим в сторонке с 4 лет. Но это, видимо, было неважно.

Я её, что неудивительно, ненавидела. К отцу у меня не было таких эмоций просто потому, что я не ощущала от него угрозы или прямой боли. Но, как и любой ребенок, любящий мать, я злилась на него за её проблему со слухом, за разные ситуации, которые происходили в течение 13 лет их совместной жизни.

Становясь психологами или социальными работниками, многие жертвы домашнего насилия идут именно в сферу помощи другим жертвам – следят за неблагополучными семьями, создают группы поддержки, оказывают профессиональную помощь. Это тоже вариант, путь, который имеет свой смысл. Проблема его только в одном – их боль никуда не уходит, она только растет. Когда впитываешь чужие чувства, добавляешь к ним свои и далее только взращиваешь этот поток, ты не здоров. Более того, ты всё больше скатываешься в эту бесконечную пучину злости и мести.

В клипе об этом – о насилии, несправедливости и мести за эту боль. Клин клином вышибаем, вот ответ создателей. Он скорее очевиден, ведь если ты долго терпел, многое терял, испытывал страдания – бей в ответ, причем изо всех сил.

Если бы в моей жизни этого не было, я бы промолчала – говорить о не близких темах мне не хочется. Но у меня есть видение, которое, судя по профессиональному и личному опыту, работает на пользу, а не во вред.

Довольно рано осознав, что в моей семье есть люди, которые действуют разрушительно, я всеми фибрами души желала сбежать. Что и сделала в 21 год, переехав жить к молодому человеку. Спасайся бегством от эпицентра событий – вполне понятная логика. Но это ничего не решило.

Спустя несколько лет, уже будучи самостоятельно живущей в Москве, я поняла, что мой эмоциональный мир наполнен недовольством, гневом, обидами и непониманием, как можно так поступать – с детьми, женами, членами твоей семьи. Что это за нелюди, которые так себя вообще ведут?

Разрубить этот узел можно было только вернувшись в центр тайфуна, максимально приблизиться и попытаться понять, что происходит. И при ближайшем рассмотрении то, о чем говорили сотни раз многие психологи, обрело смысл и перешло в понимание.

Люди достигают своих целей и реализуют свои потребности так, как умеют.

Бабушка. Самый, на мой взгляд, неспособный любить человек, для которого маленький ребенок – идеальный объект для издевательств. Что у неё в душе?

Тотальный страх потерять контроль. Так просто. Сейчас я это вижу невооруженным глазом, когда она пытается воспитывать моего младшего племянника, который настолько упрям в свои почти 4 года, что у неё не выходит ровным счётом ничего. И она срывается от бессилия, потому что её методы не работают. А когда она теряет власть, то жутко боится.

Отец. Человек, который умудрялся так (по его словам) любить детей, хоть и достаточно равнодушно, на мой взгляд, и при этом так отвратительно относиться к жене. Что с ним не так?

Неумение выражать агрессию в трезвом рассудке – подавленные чувства. Слепое копирование родительской модели – его отец так же относился к своей жене. Страх неудач, который подталкивает к избеганию через опьянение.

Страх, психологическая неграмотность и слабая рефлексия - корень его зла.

Я поставила себе задачу понять – и справилась. Следующий пункт – простить. И это я сделала. Научилась уважать отца, несмотря ни на что, и любить бабушку, хоть это и было титанически трудно. Но это ещё не всё.

Манижа выпустила клип в связи с выходом приложения Silsila, которое нацелено на помощь жертвам домашнего насилия. Суть проста – при появлении опасности ты посылаешь сигнал тем, кто может помочь, и тебе помогают. Думая о своём отношении к насилию, я увидела в её задумке важный посыл.

МОЖНО НЕ СТРАДАТЬ. Да, осознать наконец, что страдать необязательно. Уйти, попросить о помощи, сделать всё возможное, чтобы больше не испытывать этого никогда в жизни. Не абстрактный мир во всём мире, а конкретно твой выбор – больше не страдать.

Ведь по какой причине это насилие, словно неискоренимый сорняк, прорастает сквозь поколения? Потому что следующие копируют предыдущих. Меня мой отец бил, и я своего ребенка бью, а то не вырастет из него нормальный человек. Или: этих женщин надо держать в ежовых рукавицах, а не то совсем распоясаются. И так от века к веку.

Кажется, мир так изменился – чего только стоят последние 10-20 лет. А в чем-то он ровно такой же, как 100-200 лет: семейные нормы и привычки, зачастую калечащие каждое следующее поколение без исключения.

В какой-то момент я решила, пусть и интуитивно: на мне насилие остановится. Мои дети не будут битыми ни мной, ни моим мужем. Я буду в любви и безопасности. Это мой выбор. И даже если я ошибусь, то всё равно сделаю так, что на мне насилие остановится. Я не стану сеять его семена на весь мой будущий род. И если я чем-то помогу другим людям, то это будет прекрасное дополнение к картине моей жизни. Жизни без домашнего насилия.

Пусть на мне насилие остановится.

Для связи:

Телеграм-канал: https://t-do.ru/Lozina_psychology

Инстаграм: https://www.instagram.com/lozinaolga_psychology/

YouTube-канал "Ольга Лозина Психолог"