December 17, 2022

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ И НЕ ТОЛЬКО

После лекции о современных тенденциях в искусстве стало одной каплей (каплей ли?)тоски тяжелее. В сущности, это была наглядная иллюстрация старой доброй пословицы о том, как КРАСОТА СПАСАЕТ МИР. Прискорбно, что именно в эти непростые времена становится предельно понятна эта истина.

Красота спасает мир не потому, что она сама по себе такая великая сила, а потому, что когда художнику так или иначе не дают свободной творческой реализации, ему ничего не остаётся, как творить исключительно декоративные вещи. Ему не разрешают "размышлять" и "говорить" о том, что его волнует через его работы, и единственная возможность оставаться в игре – выполнять чисто декоративные истории, за которыми "ничего такого" не стоит. И, да, получается, что красота спасает мир, потому что с тоски нам, зрителям, вместо глухой стены лучше смотреть на красивости.

Еще меня уже не в первый раз посещает одно и то же устойчивое ощущение: в мире сейчас так много кричат, так много информационных, якобы одинаково важных инфоповодов, что мне кажется, что сейчас идет война не вообще, а война за мой разум. Очень много сейчас вокруг таких тем, носители которых не скрывают своего пафоса – посмотри-посмотри на нас! подумай о нас! подумай о проблеме, о которой я говорю! Если судить об обзоре московских выставкок, то людей – лучшую художественную элиту – волнуют одни и те же темы и проблемы, которые собраны в группы и галереи. Почти все работы требовали к себе обширного объяснения – то есть мне, зрителю, пришедшему на выставку, как на базарной ярмарке, буквально продавали свои идеи, проблемы, психотравмы, социальные противоречия, тренды... И я все думала: почему, почему у меня ни на что нет отклика? Умом я все могу разложить, сама что-то да понимаю в темах искусства, вкус вроде есть тоже... Но чисто по-человечьи, глубиной своей души не смогла проникнуться ни одной работой. Душевный холод. Равнодушие.

Мне почему-то показалось, что и искусство тоже идет по какой-то накатанной, продуманной колее. Что это уже не чудо, но система. Там свои законы. И там наивно ожидать победы обычного таланта или гения.

Потом я вышла на улицу, в задумчивости уткнулась в серую стену соседнего дома, прямо в трещину. И вдруг мне пришло: а ведь не было ни одной работы, которая рассказывала бы простой факт: мы теряем старый мир (и я тут не имею в виду именно политически-общественные аспекты). Все либо смотрят в будущее, с этими непонятными и пугающими прогрессивными идеями, либо озабочены политическим хаосом настоящего, либо "переосмысляют" прошлое в виде то ли "совка", то ли загадочных детских психотравм. Но нигде, нигде нет обозначения умирания того, что было "до". Это как, наверное, умирает человек, и вместо того, чтобы тихо сидеть с ним рядом, держа за руку, все вокруг бегают и прыгают со стенаниями и суетой, проецируют что-то свое.

А мне было бы достаточно тихих "похорон", проводов того, что раньше составляло актуальную жизнь "до".

В этом блоге я редко выкладываю именно то, что действительно мной считывается как "крутое". Зачастую это вещи "с претензией", не популярные, которые могут вызвать споры. Но сейчас я буду стараться это делать – так мало вещей вокруг, через которые мы можем выразить не просто свой взгляд, но именно зов души.

Эти работы я считаю однозначно крутыми. Я за свою жизнь повидала много отсылок к мистике, но работам польской художницы Агнежки Осипа (и именно с этой моделью) я однозначно верю: если были древние силы, которые потом перешли в сказки про ведьм и Бабу Ягу, то они были именно такими. В свое время они вызывали у меня страх, потому что были очень убедительными. А сейчас – и это забавно – я вижу в них, наоборот, символы силы и возрождения, забытые древние источники подсознательного. Может быть это эскапизм (и скорее всего это он и есть), но убегать именно в такие картинки отчего-то охотнее. Возможно, так проявляется моя подсознательная, неосознанная тяга искать поддержки у древних, страшных, суровых богов, когда все боги современности сегодня падают с пьедесталов и алтарей.

"Pagan Poetry"
Костюмы: Agnezka Osipa
Фотограф: Marcin Nagraba.

Тут можно прочитать еще много

моих оригинальных мыслей о дизайне и моде:

Вконтакте, Telegram