October 20, 2022

ОДЕЖДА, МОДА, ИМИДЖ… ЗАЧЕМ ЭТО ВСЕ – СЕЙЧАС?

Осенью, именно в это странное время «не-войны», неожиданно встал вопрос о полной замене моего гардероба и оформлении моего имиджа. Дело недешевое, и требует продуманного, а значит и неспешного подхода.

И как часто это бывает, дело это как будто совсем не в кассу. Словно кто-то издевается надо мной: тут такооое твориться, а мне тут надо озадачиваться цветотипом… Деньги нужно беречь, и уж точно не охота тратить на «тряпки», времени нет на шитье от слова совсем, сил тоже, потому что шитье довольно энергоемкое занятие.

А главное – нет настроения. Того самого. Когда листаешь журнальчики в поисках модельки, начинаешь мечтать, представлять, как оно пойдет мне или нет, какая ткань, фурнитура, будет ли эффект «вау» у окружающих или нет…

Мысли о новых модных вещичках ощущаются чем-то постыдным – так это резонирует с внутренними переживаниями настоящих времен.

Все так. При этом все же я вошла в этот челлендж, и выкраиваю по чайной ложке времени, чтобы буквально шить новую себя.

И вот я смотрю на себя в пальто, пока еще без рукавов, в зеркало, кручусь и понимаю, что как бы мне тоскливо не было, но нельзя не признать, что, возможно, это будет лучшая вещь в моем гардеробе, и я в нем чуть ли не впервые буду очень красивой и по-настоящему собой.

То есть вот как получается: впервые я с трудом перебарываю себя, чтобы начать шить, не ощущаю никакой «девчачьей» радости от предвкушения, но при этом вещь, в моих руках рождающаяся, меня же убеждает, что она, в эти отвратительные дни напряжения и тревоги, получается одной из самых красивых из всего, что я сшила для себя. Само же шитье в этом плане тоже работает во благо: шить пальто из шинельной офицерской ткани, доставшейся от отца, очень трудно, но при этом ручные стежки и борьба с каменными складками здорово заземляют, заставляют отвлечься от тяжелых мыслей и сосредоточиться на конкретной творческой и технической задаче.

Еще я взяла в библиотеке последний выпуск «Теории моды». Он посвящен практикам переделки и ремонта одежды. Такая актуальная и интересная тема. И снова – нет сил открыть книгу и без тяжелых мыслей начать вникать в творческие статьи о том, как люди заморачиваются с апсайклингом. Это все кажется таким далеким…

Но уже в статье от редактора, на первой странице, я читаю такие слова:

"Мы уповаем на моду. В новом году, который окутан мраком войны, мы верим в это с еще большей силой, и мы не дадим никому смутить нас: мы верим, что мода – не прихоть, не легкомысленная причуда, но неотъемлемая часть развития цивилизации... Войны, революции, социальные изменения вставали у нее на пути, но никому не удавалось ее уничтожить – и эту войну тоже ждет поражение".

Это слова из британского номера Vogue за 1940 год. Вслед за этой цитатой были еще слова:

«В трудные времена мода и связанные с ней одежные практики оборачиваются мощным и в высшей степени гуманистическим цивилизованным механизмом и формой повседневного сопротивления».

В общем, я поняла, что мирозданье видит меня и подкидывает мне маленькие жизнеутверждающие замечания, показывающие, что мои профессиональные интересы отнюдь не легкомысленны, а, напротив, именно сейчас могут являться чуть ли не единственной терапией, помогающей сохранить себя и вдохновить других.

Тут вспоминается Виктор Франкл, которого именно сейчас стали очень часто цитировать. Выдающийся психиатр, который выжил в нацистском концентрационном лагере. В своих воспоминаниях он отмечал, что в самых ужасных условиях – когда уже хуже некуда, выживали и сохраняли разум именно те, кто не забывал о себе – в том плане, что ежедневная забота о себе выступала возможностью сохранять концентрацию, спокойствие и отвлеченность от лишних, отнимающих в прямом смысле последнюю жизненную энергию, мыслей. И в рамках этих простых действий определяется творческое начало, когда идея просто почистить зубы или причесать волосы переходит в творческий стимул иметь ОБРАЗ. Это довольно сильная мысль: важно во что бы то ни стало стараться сохранять свой образ, даже для самого себя.

Конечно, с этой точки зрения мода превращается из явления легкомысленного, надуманного в действительно основополагающее для человека. Размышляя дальше, я пришла к выводу, что и правда – на дворе может быть Третья мировая (а она, увы, может, если не уже…), но человек никогда – НИКОГДА – не откажется от ОДЕЖДЫ. И в этом отношении, пожалуй, самыми тяжелыми историческими документами являются те, где сфотографированы узники тех же концлагерей, которых перед тем как расстрелять или завести в газовую камеру, раздевали догола. Отнять перед смертью одежду, возможно, один из самых унизительных актов, растаптывающих человеческое достоинство.

Одежда – это чуть ли не единственная вещь, которая всегда с человеком. И потому – можно ли в таком случае утверждать, что мода – вещь бесполезная и легкомысленная?

Я не имею права сравнивать свои повседневные жизненные обстоятельства и ощущения с тем, что пережил Франкл. Но мне важно выразить мысль: он говорил о механизме человеческой психики, которые проявляются наиболее ярко именно в ситуациях экстремальных. Я пишу о том, что каждый день мне хочется вообще остановиться и не сопротивляться «этому всему», отдаться мрачному потоку ощущений – как будто в этом есть какой-то смысл. Но именно «мелочные» мысли о гардеробе и имидже заставляют мои мозги скрипеть и действительно делать что-то такое, что в конечном итоге вдохновляет и меня, и других. Это и есть тот самый момент, когда приходиться перебарывать себя и сосредотачиваться на создании и сохранении СВОЕГО ОБРАЗА – прежде всего перед самим собой. Потому что самое опасное: все то, что происходит вокруг, лишает нас уверенности в себе, а значит лишает нас самоопределения, самоидентичности, того самого ОБРАЗА.

Я хотела давно написать этот пост. Но не знала, какие картинки поставить к нему. Снова, как будто из неоткуда пришла идея. Я вспомнила очень давний сон. Мне приснился любимый и самый близкий мне в семье человек – дедушка. Ветеран ВОВ, участник Сталинградской битвы. Снится он мне редко, но всегда такие сны с ним означают вроде какой-то подсказки.

Дед советовал посмотреть фильм «Кролик Джоджо». И все. Помню, я удивилась, потому что сюжет фильма, его подоплека тогда не показались мне достойными для просмотра. И даже когда я все-таки посмотрела, не сказать, что меня этот фильм впечатлил. Хороший фильм, но не более. И, надо сказать, смелый.

Сейчас же я все чаще и чаще вспоминаю этот фильм. Я вижу в нем куда более глубокие вещи, потому что они во многом перекликаются с нынешним временем. И я в особенности вспоминаю главную героиню Скарлетт Йоханссон.

Именно сейчас я понимаю, почему создатели фильма сделали ее такой позитивной и …такой модной! Вопиюще модной для военного времени, нахально модной.

Я понимаю, что для героини особенно важно было уделять столько энергии своему имиджу. Это было формой ее сопротивления ужасным временам и обществу, а главное – она делала это для маленького сына, чтобы у того оставались самые хорошие воспоминания о ней, потому что она понимала: в любой момент она может погибнуть. Героиня хотела, чтобы ее близкие и друзья продолжали воспринимать жизнь прекрасной через ее воодушевляющий и жизнестойкий ОБРАЗ.

Нашла хорошую статью о том, как создавались костюмы к этому фильму, и как продумывался образ главной героини.