November 24, 2023

Cумасшедшие вопросы

Этот текст длинный, скучный и невеселый. Спасибо, что ты его дочитал.

Проект "Пророчество".

Фотограф: Fabrice Monteiro.

Дизайнер костюмов и стилист: Doulcy.

***

Когда я начинаю впадать в сомнения о том, что делаю и даю людям, я ещё больше погружаюсь в тоску, потому что говорю себе: это только твоя проблема, твое настроение. Значит, ты не можешь предложить людям то, чего они хотят.

Потом я решаю отвлечься и посмотреть то, что хочется именно мне, а не то, что могло бы понравиться другим и помочь мне найти союзников.

Я смотрю на эти фотографии Fabrice Monteiro. Смотрю маленький фильм, как они совместно с сенегальским модельером Doulcy разработали концепцию серии фотографий. Смотрю, как они общаются с людьми из разных уголков Африки, Америки. Смотрю на истощенные ландшафты планеты. На умирающий скот. На убийственную жару. На мусорный хаос.

Потом картина расширяется, и я вспоминаю бесконечность обрывочных новостей, ежедневно атакующую мой мозг. Ненависть людей всюду и везде. От самых основ, начиная с семьи и отношений, заканчивая невероятной жестокостью убийства друг друга, без оглядки на прошлые ошибки истории. Беспощадность индустрий, Молох которых перемалывает, жрет больше и больше ресурсов. А потом такая же агрессивная, изощрённая политика втюхивания всего подряд, чтобы мы купили и съели, а потом выплюнули на свалку. "Черные пятницы", скидки на маркетплейсах, веселые люди на экране, гребущие к себе все огромными мультяшными ладонями, строительство больше и больше жилых и торговых строений и парковочных мест вместо парков, зон для отдыха, просвещения и общения. Рост потребления энергетических ресурсов, чтобы мы все больше сидели в сети и тыкали на кнопку "купить", чтобы совершенствовались системы контроля над всеми и всем.

В этой чудовищной красоте хаоса мимо проходят новости о том, что планета перешла точку невозврата. Самый жаркий год. Землетрясения. Тайфуны и ураганы, уничтожающие инфраструктуры и людей. Вулканы выходят из спячки. В Новосибирске – аномальные северные сияния. Красиво, но страшно бьет по мозгам и самочувствию. Многие и многие люди страдают от таких изменений. Обостряются болезни. Исчезают и гибнут животные и птицы. Умирает земля.

Но кто-то продолжает якобы жить, а именно – тянуть оптимистично лямку и надеяться, что надо просто делать свое дело. Но при таких глобальных изменениях нормальный человек начинает задаваться вопросом – а то ли это дело, которое стоит продолжать? Кажется, что это сумасшедший вопрос. Кажется, будто жизнь людей и жизнь планеты – это две раздельные, параллельно существующие жизни, не зависящие друг от друга. По крайней мере, чтобы нам не говорили корпорации, они все делают так, что, планируя свою жизнь, делая каждый ее шаг, мы не задумывались бы о последствии, о том, какой след мы оставим в этом материальном мире.

На лекции об Игоре Чапурине я задала в конце вопрос. Целесообразно ли именно сейчас учиться такому дизайну, как делает он, этот трудяга и умница, образованнейший человек нашей страны? Не является ли он, если смотреть со стороны новых перемен, попросту амбициозным карьеристом с мощным Эго? Целесообразно ли устремляться к исполнению все больших и больших проектов, по сути ведущих попросту к большему числу предметов на полке и вешалках магазинов? Целесообразно ли это делать сейчас в России? Может ли быть так, что экономические чинуши убеждают нас "возрождать" индустрии просто потому, что доступ до западной индустрии закрылся, а свои потребительские аппетиты россияне не хотят уменьшать? Может ли быть так, что мы не желаем видеть, к чему на самом деле приводит мировая индустрия – к общему ресурсному истощению, и мы наивно закрываем глаза, надеемся на то, что богатых ресурсов страны хватит на бесконечность времени? Может ли быть так, что Россия не хочет видеть истинные ошибки Запада (о которых жжужат в "правильном" телевизоре), – а именно не то, что там все превратились в трансгендерных чудовищ, а то, что они уже давно пережили капиталистический подъем, и сейчас подошли к рубежу опустошения ресурсов, ищут алчно альтернативы? Неужели мы не видим это, но хотим примитивно прожить и свой праздник изобилия, не думая о последствиях?

Сумасшедшие вопросы.

Фотографии Монтейро прекрасны. Я давно увлекалась фотографией, уже и забыла каково это – вдохновляться настоящим фотоискусством. Я устала от бесконечного ряда "новых" и "новых" коллекций, по сути ничего нового не дающих ни душе, ни сердцу, ни уму. Но почему-то в этих фотографиях вижу Новое. Я не знаю, в чем это выражается. Может, в том, что здесь решили в который раз поговорить о сумасшедших вопросах на языке, понятному каждому на этой планете. На языке мифов и сказок. На языке трансцендентных сил, которые, наконец, восстают или воплощаются не в цветах и деревьях, не в водоемах и горах, как это было раньше, а в том, что это все теперь замещает – в мусоре, в отходах, в яде отравленной земли. И, самое страшное: если раньше духи Земли жили только в контексте с человеком, то теперь, глядя на фотографии, формируется предчувствие, что отныне в этой истории человека рядом не будет. И тут неважно, смоет ли его цунами от климатического коллапса или же его сознание попросту будет прикреплено к виртуальной реальности – в любом случае человека как бы и нет здесь, на этой планете.

Человека нет здесь. На этой планете. Да, его тело вбирает в себя, а потом оставляет только отходы. Жрет и потребляет, выбрасывает даже не переварив. И все наше сознание живёт иными целями, кроме той, чтобы воссоединиться и привести глобальный порядок в своем Доме.

Меня вдохновляют эти фотографии. Меня вдохновляет мусор на этих фотографиях – это именно то, из чего остаётся созидать какую-то новую форму. Меня вдохновляют пальцы стилиста, аккуратно выкладывающего детали сложного украшения из "говна и палок". Меня вдохновляет то, с каким чувством медитации и достоинства это происходит. Меня вдохновляет, что на "ютьбе" у фотографа всего 17 подписчиков. 17 из девяти миллионов жителей планеты. Меня вдохновляет, что я одна из единиц, кому повезло посмотреть эти фотографии. Меня вдохновляет, что эти люди, кажется, не ноют о том, что их видение никому не нужно. Я присоединяюсь к ним, к таким как они. Мое видение тоже мало кому интересно. Но те, кому оно интересно – искренне со мной. Меня вдохновляет, что истинные вещи обречены на непонимание и провал. Важнее другое – эти вещи успели в ком-то поддержать если не надежду, то дух стойкой уверенности в своих сумасшедших вопросах.

Земля давала людям то, чего они хотели. Это привело к тому, что она умирает, а об этом даже не думает большинство, и требует больше.

Таков человек.

Наверное, в наступающих новых временах нужно не потакать желаниям других, но взращивать внутри себя собственный ресурс. Даже если он пока никому не нужен. Он нужен только тебе – для твоего покоя и достоинства.

Это как с нефтью. Это золото, которое должно оставаться внутри.