January 18, 2022

"The Dark Knight Returns". 1998

Photographer: Sean Ellis

Сегодня fashion – это не дизайн, а прежде всего маркетинг. Одежду продает реклама. И вот прочитала очень любопытные слова (в уже знакомой вам книге Франчески Граната "Экспериментальная мода"):

"Она [реклама] учит потребителей тосковать о вещах, которых они никогда не теряли. Таким образом, вызывая у них переживание утраты, которая никогда не имела места, подобная реклама порождает чувство, которое может быть названо воображаемой ностальгией. Зрителю нужно всего лишь иметь предрасположенность к ностальгическому отклику на образы, которые обеспечат его воспоминаниями о потере, о которой он никогда не переживал. Такую зависимость можно назвать диванной ностальгией или безосновательной ностальгией, не связанной ни с пережитым опытом, ни с коллективной исторической памятью".

Это любопытная мысль – о том, почему мы тяготеем к образам прошлого, и о том, что рекламисты знают об этом и пользуются вовсю.

Я все же немного не согласна с исследователем Арджуном Аппадураи. Я считаю, что все равно в нас заложены какие-то элементы коллективной памяти, и от того мы, порой, странным для себя образом проникаемся конкретными картинками прошлого. Но, будем считать, это говорит во мне мой скорпионий эзотеризм и вера в карму))). Скучно, знаете ли, жить без волшебства))).

Я давно хотела выложить эту великолепную работу 1998 года фотографа Шона Эллиса, совместно с Элизабет Блоу, Александром Маккуином, Джереми Скоттом и Эрин О'Коннор. А тут и случай подвернулся. Мне кажется, это одна из фотосъёмок, которая конкретно так давит на нашу с вами коллективную память. Очень чувственная работа, очень НОСТАЛЬГИЧЕСКАЯ. Сон, который пугает своей реальностью. Воспоминание, которое потеряно во времени.