June 15, 2020

Не пытайся изменить себя

Ты не можешь изменить себя, так что и не пытайся. Я знаю, что реклама и семинары по самопомощи тебе втолковывают прямо противоположное, но к чёрту их. Они ошибаются. Ты не можешь измениться. Подобно умирающему от жажды в пустыне, гонящемуся за миражом, или толстяку, напряжённо вглядывающемуся в недра пустого холодильника, ты ищешь того, чего нет. Так что и прекрати искать. Займись чем-нибудь другим.

Почему невозможно изменить себя? Потому что сама идея изменений субъективна и искусственна. Это то, что ты сам себе надумал, чтобы чувствовать себя лучше (или хуже).

Вчера этой статьи не было. Сегодня я её написал. Я изменился?

И да, и нет, в зависимости от того, что считать изменением. Строго говоря, ты постоянно меняешься и не меняешься одновременно. Всё зависит от точки зрения. Что считать изменением, а что нет, решаешь для себя только ты сам.

Я мог бы решить, что "изменить себя" значит "иметь миллиард долларов". И после этого всю оставшуюся жизнь ругал бы себя за то, что не смог измениться. Следовательно, это не шибко полезное определение.

Или я мог бы решить, что "изменить себя" значит "есть картошку фри без кетчупа". В этом случае измениться было бы до смешного просто. Но имеет ли такое определение "изменения" какой-то практический смысл? Не думаю.

ЧТО ТАКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ?

Те, кто ноет своим психотерапевтам и бывшим жёнам о том, что они наконец-то "изменятся", обещают нечто произвольное и вымышленное. Если они раньше всё время врали и вдруг перестали, они изменились? Они теперь "исправлены" окончательно и бесповоротно? Они больше не будут лгать? А если и будут, будет ли это иметь значение? Прошу, ответь: миллионы бывших жён хотели бы это знать.

Мы не знаем, что значит изменить себя, потому что мы и себя-то толком не знаем. Если я завтра начну делать всё наоборот, не так, как раньше, это будет означать, что я изменился? Или я остался тем же, кем и был, и всего лишь захотел попробовать что-то новое?

И самое главное: кого-нибудь это волнует?

Меня нет. И тебя не должно.

Вот что не так с "изменением себя": такая постановка проблемы затрагивает твою личность. А когда затронута личность человека, он очень сильно привязывается к несуществующему. Он сходит с ума, ругает себя, обвиняет других и приходит к выводу, что он —бесполезный кусок дерьма, недостойный жить на этом свете.

Одно дело сказать себе: "Я хочу начать посещать тренажёрный зал каждую неделю". И совсем другое — сказать себе: "Пришло время изменить себя и стать тем человеком, который посещает тренажёрный зал каждую неделю".

Первая фраза проста. Ты хочешь пойти в тренажёрку и идёшь туда (ну, или не идёшь).

Второе подразумевает, что, прежде чем начать посещать тренажёрку, тебе нужно полностью себя переделать. И ставки тут же возрастают на порядок. Если у тебя получится (спойлер: не получится), ты испытаешь то приятное чувство "нового себя", которое исчезнет, как только тебе что-то перестанет нравиться в себе, и ты захочешь "изменить себя" ещё раз. Если не получится, ты будешь отчитывать себя за свою неисправимую лень.

В этом-то и проблема, когда втянута личность. Если/когда ты терпишь неудачу, ты начинаешь думать: "Может, я сам себя обманываю. Может, я просто не из тех людей, что посещают тренажёрку. Может, это не моё. Так зачем пытаться?" Из-за того, что ты решил, будто эти необязательные действия полностью определяют твой характер, твоя неспособность оторвать задницу от дивана и натянуть спортивные штаны станет в твоих глазах приговором тебе как человеку. Ты возненавидишь себя. И твоя мотивация "менять себя" или вообще что-то делать заметно просядет.

С другой стороны, если тебе всё удастся, ты получишь кратковременный приход сродни наркотическому и на время сбежишь от своего восприятия себя. Но вскоре этот приход закончится, и тебе понадобится новое "изменение", за которым ты тут же погонишься. В итоге ты подсядешь на изменения, как Эрик Клэптон в своё время подсел на кокаин, а Эдгар Аллан По — на спиртное.

Я раскрою тебе один секрет. Не существует никаких особых "людей из тренажёрки". Есть просто люди, которые посещают тренажёрку. Так же, как не существует особых "продуктивных людей": только люди, которые достаточно часто делают что-то полезное. Нет никаких особых "всеми любимых" людей. Есть только люди, не являющиеся самовлюблёнными мудилами.

ДЕЛО НЕ В ТЕБЕ (КАК, ВПРОЧЕМ, И ВСЕГДА)

В "Тонком искусстве" я писал о том, что свою личность нужно определять через как можно меньшее число признаков. Это из-за того, что если мы к чему-то приплетаем свою личность — если мы решаем для себя, что некие события и действия определяют нашу ценность как людей — эмоции начинают буйствовать. А когда эмоции буйствуют, мы делаем невероятные глупости.

Вместо этого смотри на свою жизнь просто как на длинную цепочку решений и действий. Если ты такой же, как большинство людей, эти решения в массе своей не слишком оптимальны. И когда мы, в большинстве своём, говорим, что хотим "изменить себя", мы имеем в виду, что хотели бы принимать несколько более оптимальные решения.

Какое-то непонятное изображение, немного похожее на то, как если бы кто-то пытался найти себя, но вместо этого запутался в простыне

Много лет я ненавидел ранние подъёмы. Практически всю свою сознательную жизнь я спал допоздна. Это привносило в мою жизнь свою толику проблем. На работе я не всё успевал. Из-за этого мне приходилось полночи работать над тем, что не успел сделать днём. На следующий день я был раздражённым и уставшим. И на следующую ночь, как итог, ложился спать ещё позже. К концу недели я превращался в развалину. Чтобы расслабиться после этого, я пил и тусовался на выходных куда дольше и активнее, чем стоило бы, и на следующую неделю мне становилось только херовее.

Но карьеру я как-то построил. Не спрашивай, как (подсказка: огромные дозы кофеина). Но вместо того, чтобы понять, что преуспел я вопреки своим плохим привычкам, я втянул в это свою личность. Я сделал это частью того, кто я есть. Я сказал себе: "О, да, я крут. К чёрту ранние пробуждения. К чёрту сон. Это дерьмо мне ни к чему. Я всю ночь могу работать!"

И в двадцать два года это сходит с рук. Но не в тридцать два.

После тридцати я начал сталкиваться с недостатком продуктивности. И вместо того, чтобы осознать свои плохие привычки, я продолжал говорить себе: "Ну, ранние подъёмы — это просто не моё", или "Я не из тех, кто по утрам совершает ритуалы". Не осознавая этого, я сдался до того, как попробовал. А в тех редких случаях, когда я просыпался рано, я сталкивался с трудностями и тут же говорил себе: "Видишь? Не моё это".

В конечном итоге, я вынужден был переступить через себя. Я решил, что, хрен с ним, я не знаю ни того, кто я, ни того, что я делаю, но я знаю, что история, наука и рассказы знакомых подтверждают, и все, у кого есть мозги, знают, что ранний подъём и простой, приятный утренний ритуал — это здоровое и продуктивное начало дня.

Так я и сделал. Я убрал свою личность из задачи и стал просто делать то, что считал правильным. Теперь я привык вставать рано. И с утра пораньше я медитирую (как правило), ем на завтрак что-нибудь зелёное и полезное, и при первой возможности выдаю на-гора абзац-другой.

Стал ли я от этого так называемым "жаворонком"? Стал ли я "продуктивным"? Кто знает? И кого это волнует? Точно не меня. И как раз потому что меня это не волновало, я и смог сделать то, что должен был.

Вычеркни свою личность из своих решений, потому что ей там, как правило, не место. Просто спроси себя: "Стоит ли это делать?" Стоит? Так пойди и сделай.

Не смог? Значит, попробуй ещё раз. И ещё, и ещё, пока не получится. А если в какой-то момент осознаешь, что не так уж и стоит это делать, то больше не делай.

И всё.

МЕНЯЙ НЕ СЕБЯ, МЕНЯЙ СВОИ ДЕЙСТВИЯ

Те из нас, кто не может избавиться от вредных привычек, в большинстве своём привязаны чувственно к нездоровым программам поведения. Курильщик не просто курит, он делает курение частью своей личности. Курение влияет на его социальную жизнь, его еду и сон, его восприятие себя и других. Он становится "курильщиком" в глазах семьи и друзей. Он создаёт отношения с курением, привязывается к нему, как к питомцу или любимой игрушке.

И когда такой человек решает "изменить себя" и перестать курить, он пытается "изменить" всю свою личность — все привычки, отношения и мысли, что связаны с годами курения. Неудивительно, что он терпит неудачу.

Ключ к тому, чтобы бросить курить (и вообще расстаться с вредной привычкой) — осознание того, что твоей личности, того мысленного каркаса, что ты собрал у себя в голове и на который налепил ярлык "Я", просто-напросто не существует как такового. Он необязателен. Он — всего лишь маска, которую ты можешь надевать и снимать по желанию. Ты не курильщик, ты просто выбираешь курение. Ты не сова, ты просто выбираешь активность по ночам и сон допоздна по утрам. Ты не непродуктивен, ты просто выбираешь заниматься тем, что не считаешь полезным. И тебя вполне можно любить, просто ты сейчас этого не чувствуешь.

И изменить эти действия так же легко, как… Как изменить свои действия, да. По одному за раз. Позабудь про ярлыки. Позабудь про социальную ответственность (некоторые исследователи так и вовсе считают, что рассказывать о своих целях другим может быть вредно). Не поднимай шума вокруг того, кто ты, что ты, и что о тебе думает грёбаный Папа Римский.

Потому что не думает он о тебе. Как, впрочем, и большинство окружающих. Как и ты, кстати говоря. Твоя личность, к которой ты так привязался, тобой самим же и выдумана. Она — мираж в пустыне, бутылка кетчупа в пустом холодильнике. И самый быстрый способ изменить себя — это понять, что менять-то и нечего.