May 17, 2020

Надежда Осокина: Биография

Статья эта как-то спонтанно родилась. Мне нужно было рассказать коллегам в закрытом клубе, с чего начался мой путь в автобизнесе. Но пока писала сценарий к видео, поняла, что вырисовывается целая автобиография. И решила вынести эту тему отдельной статьёй.

Итак, зовут меня Надежда Осокина (в девичестве Ошуркевич). На момент написания статьи мне 37 лет. Я из поколения миллениалов. Мы стремительно врывались в XXI век. Но обо всём по порядку.

Сегодня я занимаюсь двумя направлениями:

  • Консалтинг — я помогаю владельцам и руководителям автомоек и детейлинг-сервисов развивать свой бизнес, свою профессиональную деятельность;
  • Я до сих пор практикую как мастер по косметическому обслуживанию автомобилей. Чистые, ухоженные и красивые автомобили, — это моё хобби. Мне нравится это ремесло, хотя по большей части сегодня я техническую работу делегирую своим ученикам.

С чего собственно начался мой путь в автобизнесе, почему именно автомойки, почему именно детейлинг?

Родилась я в Ленинграде (нынче Санкт-Петербург, если кто не в курсе). И первые 16 лет своей жизни провела в Красном Селе.

Как и большинство детей в советских семьях, я ходила в садик, потом в школу. В начальных школах даже была отличницей. Но старшие классы поддавались сложнее. Помните как мы перескакивали из третьего сразу в пятый класс?

Октябрёнком побывать успела. Единая форма для всех школьников, белые нарядные передники… Пионерами стать не успели. СССР рухнул. Начались 90-е…

Несмотря на те лихие годы, родители крутились-вертелись. Коммуналку из трёх комнат, в которой мы раньше жили, папка выкупил. У нас появился своя отдельная квартира.

Я в первом ряду, с красной лентой отличника
Незадолго до окончания школы я снова в первом ряду, справа, но уже без ленты…

С самого детства я грезила машинами. Мой папа был водителем, автослесарем, да и вообще про таких говорили «золотые руки». Мне всегда нравилось смотреть, как он что-то ремонтировал (в квартире даже кладовка была переделана в мини-мастерскую), нравилось кататься с ним в дальнобой на камазах. Куда он меня хоть и редко, но брал с собой. Самыми бесценными моментами уже в юности были те, когда он сажал меня за руль «семёрки», и учил водить машину.

С папой, мне здесь 10 лет

В общем, любовь к машинам мне передалась от папы. И я уже тогда знала, что хочу профессию, связанную с миром автомобилей. Тогда я ещё не до конца осознавала как именно будет выглядеть эта профессия. Но точно знала, что это будут машины.

Однако, жизнь шла своим чередом, и моим планам суждено было сбыться ещё нескоро.

В 11-м классе мои родители развелись, и мы с братом и мамой переехали в Ленинградскую область, в г. Гатчину.

После окончания школы я провалила экзамены в институт. Раньше не было ЕГЭ, мы сдавали экзамены в ВУЗах. И буквально одного балла мне не хватило, чтобы поступить в местный институт экономики и финансов. Потом я пыталась поступить в парочку питерских колледжей, но безуспешно. К началу учебного года я успела вскочить в последний вагон. И им стал Александровский профессиональный лицей. Учиться там предстояло всего лишь 1 год.

Что мне дал этот диплом? Тогда мне казалось, что ничего. Я точно знала, что секретарём никогда не стану. Но надо же было отчитаться перед родителями, и предоставить им диплом пусть и о среднем, но профессиональном образовании.

Но знаете, что стало самым ценным из лицейских знаний? Печатание вслепую!

Тогда ещё только-только появились новые печатающие машинки фирмы «Samsung». О да, о компьютерах в 2000-м ещё мало кто думал! Мы ходили покупали в магазинах дискеты и «ромашки» для печатающих машинок.

Фыва, олдж… Кто в теме, тот поймёт :)

Мы весь год учились печатать вслепую, это было одним из важных навыков для секретарей-машинисток. Кто бы мог тогда подумать, что эти печатающие машинки были одной из вариаций компьютерных клавиатур?! Буквально через 5 лет компьютеры начнут появляться практический в каждой семье. В 2006 году у меня появился свой ПК, я зарегистрировалась в Контакте (14 лет назад, о боги!), и поняла всю прелесть навыка печатания вслепую.

И как вы понимаете, этот навык сегодня мне здорово помогает писать статьи, посты, и прочий контент.

А что было потом? А потом я должна была снова поступать в институт. 2000 год, мне 18 лет. В голове полный ветер, студенчество в самом разгаре. И вдруг мама вызывает на разговор. Вся суть свелась к одной фразе. Мама одна пахала на трёх работах, поднимала меня и брата, денег катастрофически не хватает. Институт должен был временно отойти на второй план. Но это «временно» превратилось в «навсегда», о чём я ни разу в своей жизни не пожалела.

Вот так уже в 18 лет я стала работать. И свою первую профессию я освоила на Сиверском метизном заводе. Я сверлила тяжёлые фланцы для водопроводов.

Там же на заводе я встретила своего будущего мужа. И спустя буквально полгода вышла замуж. Ни о каком институте речи уже и не шло. Семейная жизнь меня полностью поглотила. Профессии менялись одна за одной, все они были заводские: литейщица термопластавтоматов, дробильщица, обрезчица пластиковых изделий. О пластмассе я тогда знала очень много, если не всё.

Между делом успела сходить в декрет, родилась дочь.

И однажды настал такой момент, когда мне пришлось по состоянию здоровья перейти со станка на лёгкий труд. Я сидела в отдельном помещении, собирала дверные ручки, и всё время думала. Думала, думала, вспоминала прошлые годы, свои провалы в спорте и учёбе, о родителях, о мечтах. И вдруг осознала, что в рутине жизни как-то забыла о главном: о машинах.

С того момента я только и делала, что пыталась найти способ уйти из ненавистного завода, и освоить профессию, связанную с автомобилями. Даже были мысли пойти учиться в специализированный ВУЗ. Ездила в автодорожный институт, изучала условия, возможности.

И я уже не в первый раз убеждаюсь, что если чего-то очень сильно захотеть, вселенная начинает помогать. Однажды, возвращаясь с очередной смены на заводе, я пришла домой. Прежде чем зайти в квартиру, заглянула в почтовый ящик. А там лежала газета. Была такая раньше бесплатная газета «Центр Плюс». Я открыла страницу с вакансиями и наткнулась на объявление «Приглашаем женщин от 18 до 40 лет на работу с обучением. Обязанности: полировка, химчистка салона».

Тогда эти слова мне ни о чём не говорили. Я представляла себе, что это какой-то завод или предприятие, где нужно было полировать детали для автомобилей. Но что вообще такое полировка я ни сном, ни духом. Мне было наплевать, что бы это ни было, я приняла твёрдое решение уходить с завода, и бежать учиться.

Это был рискованный шаг на тот момент. Завод обеспечивал стабильной зарплатой, оплатой больничных (это было актуально для семей с маленькими детьми), выслугой за вредное производство. Я уже не говорю о том, что работа находилась рядом с домом.

А учиться новой профессии предстояло в Питере, куда дорога занимала по 1,5 — 2 часа в одну сторону. Но я ушла. И не прогадала.

Вот так, в 2006 году началась моя карьера в автобизнесе. Мастер по предпродажному сервису автомобилей — так звучала моя новая профессия, которую я освоила в крупнейшем на то время в Санкт-Петербурге автосервис-центре «UNION». Он и сегодня до сих пор существует. Хотя уже не в том формате, что был раньше. Но не суть.

Я в форме «UNION», в рабочем боксе

Я занималась полировками кузова и химчисткой салонов. Технологии тогда уже казались крутыми, хотя это были 3М, Vinet, ущеливатель )) Другого мы не знали, да нас и не учили. Мы жили проще. Нам говорили, мы исполняли. Все работали по единой технологии, разработанной компанией. Никакой самодеятельности.

Это последняя запись в моей трудовой книжке. Потом уже только ИП

Эти 4 года стали для меня настоящей школой жизни, которая дала как раз то образование, которое мне нужно было для осуществления моей мечты. Пусть и начальное. В то же время исполнилась ещё одна моя мечта — я получила права на вождение машины. Это было просто вселенское счастье ))

Моя первая ласточка :) ВАЗ 21099

Надо ли говорить, что моя первая машина всегда блестела и сверкала чистотой :) Под капотом было видно каждый проводок и болтик. Я уж и не говорю про то, как мне нафаршировали её друзья-коллеги. Мощная музыка, блок комфорта (да да, стёкла сами поднимались при закрытии дверей!), тонировка с серебряным рисунком и зенитовской символикой. Мне вслед все сигналили в стиле «оле-оле-оле». Эх, времена…

Отвлеклась от темы :) В общем, в 2010-м наступил очередной переломный момент. Который наступает у большинства мастеров. Меня стали одолевать мысли о том, что роста никакого нет. Я остановилась. Просто полировать и делать химчистки мне было уже мало. Дальнейшего развития в компании никто не предлагал, да его и не было по сути. Максимум — администратором на автомойку. Мне нужно было больше. Я захотела открыть свой бизнес. Свою мастерскую.

Сказано — сделано. Думала, думала, размышляла… Пока друг не подарил мне книгу. Это была книга Дмитрия Дубровского «Автомойка: как начать, как преуспеть». Прочитала я её на одном дыхании за пару часов. К концу прочтения я уже знала, что буду делать дальше.

Начались поиски подходящего помещения. Денег нет, оборудования нет, знаний нет, но я уже искала подходящее помещение. Наивняк :)

В общем, пока искала помещение, получила некоторое понимание ценовой политики, арендных ставок, плюсов и минусов различных местоположений. И приуныла… Поняла, что бизнес — дело не такое простое, как кажется в начале. И что ремесленных навыков мало. Нужны были серьёзные деньги на старте. А у меня их не было. И в кредит никто не давал.

Как-то так само собой получилось, что я познакомилась с директором одной из автомоек в нашем городе. Я искала подработку, и наткнулась на этот сервис. Меня несколько раз приглашали, я полировала машины, чистила салоны. Продолжалось это примерно полгода. Как вдруг произошла смена директора.

Пришёл новый руководитель, пожилой мужчина уже за 70. Я до того момента слышала и видела, что на станции происходят нервные события. Предыдущий директор постоянно ходил в тревоге, жаловался на недопонимание с инвесторами. И вот его заменили. Новый руководитель имел огромный опыт по управлению крупным заводом в Питере. Но буквально уже через две недели я поняла, что автомойка сбила его с толку.

И мне пришла в голову идея. Я напросилась к нему в помощники. Мы с ним на тот момент уже познакомились поближе. Я многое ему рассказывала про то, как устроена автомойка. Зачем нужны полировка и химчистка. Как можно было бы улучшить работу с персоналом и клиентами (многое я знала чисто теоретически, тупо из книжки). И как-то за очередной беседой прямым текстом предложила ему свою помощь в управлении станцией.

Сначала он встрепенулся, мол, в чём подвох, я же управляющий, с какой стати ты такое предлагаешь? И я сказала как есть. Мол, так и так, устала быть просто мастером, купила книги и курсы по управлению автобизнесом, нужна реальная практика. Готова работать бесплатно, лишь бы была возможность применять свои знания на деле.

Вот так раньше выглядели курсы. CD-диски :)

На следующий день меня представили всей станции как помощника управляющего. У ребят глаза поехали на лоб. Только что приезжала раз в неделю, полировала машины, и вдруг помощник управляющего. Как так??

В 2010 году я выложила за курс по автобизнесу 45 000 рублей. Сорок пять тысяч!! Это и сегодня-то хорошие деньги, а в то время они были для меня просто огромной суммой. И позволить я себе это смогла только потому, что мы как раз продали квартиру, и часть денег я вытащила именно оттуда.

Этот курс перевернул всё моё мышление. Дмитрий Дубровский (автор той самой книги по автомойке и курса по автобизнесу) стал по сути для меня крёстным отцом в мире автобизнеса. Был только один нюанс — этот курс был написан для владельцев авторемонтных сервисов. Автосервис и автомойка (детейлинг) — это, как говорится, большая разница.

В качестве помощника управляющего я применяла все методики из курса, многое переделывала, моделировала под нужды автомойки. Что получилось в результате:

  1. Разобралась в системе управления автомоечным сервисом;
  2. За 9 месяцев я вытащила автомойку из убытков в минус 400 тысяч рублей без каких-либо вложений, кроме незначительных финансовых вложений в рекламу, огромного труда и уйму потраченного времени. Само собой, руководители это оценили, и признали. Я стала получать зарплату :)

Этот опыт лёг в основу моего выступления в качестве спикера на первой конференции по авторемонтному бизнесу, который в 2012 году организовал Дмитрий Дубровский.

С умным видом слушаю коллег. Одна из фотографий с конференции-2012

Это был взлёт. В том же году автомойка, которую я вытащила из убытков, где я перестроила всю систему сервиса, станет моим самым первым бизнесом в жизни. Так сложилось, что инвесторы разошлись между собой, и отказались от её дальнейшего развития. Арендодатель сделал мне предложение взять станцию себе.

Это было неожиданное предложение. Я понимала, что ничего из имущества и оборудования на станции не останется. Денег на первые месяцы аренды у меня не было. Мне дали неделю на размышление.

А уже тогда я познакомилась с Александром Рузиным, который открыл мне мир в настоящий детейлинг. Я узнала много нового для себя. Научилась разбираться в косметическом обслуживании автомобилей более глубоко и широко. Александр научил нас постоянно брать с собой камеру. Так пришли в мою жизнь фотоотчёты «до и после», видеоотзывы от клиентов, вирусный маркетинг, и прочее.

И вот Александр (я тогда рассказала ему о неожиданном предложении взять в аренду автомойку) познакомил меня с Натальей Григорьевной. Она была директором питерского филиала компании «Cleanol», которая производит автохимию. Как сейчас помню, приехала, рассказала ей о своих проблемах. В ответ мне выдали чистый лист бумаги, ручку, и сказали «пиши, что тебе надо, и в какие сроки готова рассчитаться».

Вот так просто я в один момент получила всё, что мне нужно было для работы: оборудование, автохимию и материалы. Об отсрочке аренды было заключено отдельное соглашение с арендодателем. Вся команда, которую я собрала в процессе управления станцией, осталась со мной.

Моя первая автомойка

Ровно год я проработала на этой станции. Бывало всякое. И взлёты, и падения. Проблемы с арендой, с персоналом, с клиентами, в общем всё как положено. На тот момент наша станция была лучшей в городе. У нас были самые высокие цены на обслуживание. Сотрудники воровали и продавали базы, инструмент, даже фотоработы, которые я лично выполняла как мастер. Тоже воровали. Их потом видели в клиентской зоне на соседней автомойке ))

В 2013 году арендодатель невероятно дерзко повысит цены на аренду, и мы со скандалом откажемся от дальнейшего сотрудничества. На тот момент уже были мысли открывать вторую станцию. Не сложилось. Та ситуация выбьет меня из колеи. Мне пришлось буквально за 1 день съезжать, вывозить имущество, расстаться со своей командой.

Ещё пару-тройку месяцев были попытки взять другую станцию в городе, но не судьба. Всё развалилось окончательно. Ещё через год я получу сюрприз от арендодателя в виде судебного иска на сумму около 600 тысяч рублей… за покраску стен :) Когда брала в аренду мойку, я не глядя на радостях подписала договор, который перечитала внимательно уже при подаче судебных исков. Это был очень серьёзный урок, который я запомнила на всю жизнь.

Полгода после закрытия автомойки я мыкалась туда-сюда. Пыталась понять, что делать дальше, как восстановить свои прошлые успехи. Найти новую станцию в своём городе не удалось, город у нас маленький. Были попытки взять мойку в Питере. Я изучила множество объявлений, но так ничего тогда и не приглянулось.

И как всегда, всё решил случай. Я познакомилась с владельцем новой строящейся автомойки. Причём строительство было масштабным. Первую станцию на 7 постов строили в ТЦ у метро. Вторую на 2 поста тоже в ТЦ, но в другом районе города. Познакомились, пообщались, и мне предложили управление. Я согласилась.

Это был серьёзный проект, управление целой сетью. К новым двум прибавилась третья станция, которую инвесторы также взяли в аренду, также в ТЦ.

Три разные станции, в разных районах города, у разных станций метро. Я тогда изучила нюансы маркетинга, когда одна и та же акция выдавала абсолютно разные показатели в разных районах города-миллионника.

Управление продлилось полтора года. Как это часто бывает, инвесторы не смогли разобраться между собой. В результате одну станцию арендодатели отобрали, вторую они продали, осталась третья, куда пришёл московский управленец с московским персоналом. Для Питера это было уже слишком ))

Чтобы не растягивать биографию до бесконечной простыни, подытожу. После управления сетью у меня был опыт прямого управления детейлинг-центром, и ещё парой автомоек.

Та самая конференция по автобизнесу в 2012 году дала толчок ещё одному моему направлению. Коллеги со всей страны стали обращаться ко мне за советами, консультацией, обучением. Так появился у меня свой инфобизнес. Кстати, поспособствовал этому и проект «Бизнес Молодость», который в 2013 был модным веянием среди молодых предпринимателей.

В 2016 году я ещё раз побываю на конференции Дмитрия Дубровского

Сегодня я продолжаю помогать владельцам и руководителям автомоек и детейлинг-сервисов развивать свой бизнес. Более того, сама практикую до сих пор как мастер по косметическому обслуживанию автомобилей (намеренно избегаю понятия «детейлинг», так как, к сожалению, его сильно извратили).

В то же время я замужем (с Владимиром мы вместе уже 20 лет) и мама двоих замечательных детей. Дочь Христина в свои 17 лет Мастер спорта по спортивной гимнастике, готовится поступать в ВУЗ, без 5 минут студентка. Сыну Елисею 9 лет, без 5 минут третьеклассник, занимается рукопашным боем. Именно благодаря семье и её поддержке я могу сегодня заниматься своим любимым делом, и быть востребованным специалистом в абсолютно разных направлениях. Но их все объединяет одно — это красивые автомобили :)

Если вы дочитали эту статью до конца, вы герой :) Ставьте лайк, если понравилось.

Искренне благодарю за ваше внимание и за то, что уделили своё время. До новых встреч!

Остались вопросы? Присылайте их мне в личку или пишите в комментариях к статье.

С уважением, Надежда Осокина

Помогаю владельцам автомоек и детейлинг-сервисов строить прибыльный бизнес

Подписывайтесь на мои аккаунты, давайте дружить :)

Моя страница в Контакте — https://vk.com/kompas_zemnoi_spb

Мой Telegram-канал — https://t.me/blog_detailing

Блог в Контакте — https://vk.com/rudetailing