Музыка
December 31, 2023

2023: любимые альбомы, песни и кружки

Тут должно быть что-то про итоги года, но все обычно проматывают этот абзац. Расскажу лучше о музыке, которая меня в нем сопровождала.

15 классных альбомов 2023

15. Отваал «Хоровод»

Странный московский инди-поп школы Хадн дадн и Синекдохи Монток. «Bladee продюсирует группу АукцЫон» — наверное, вот так можно про него написать, чтобы всех заинтересовать.

14. Луни Ана «7»

Когда-то давно Луни Ана записывала смарт-поп, а потом постепенно переходила на рнб — и вот наконец перешла. «7» я в этом году любил слушать по утрам, когда мозг еще толком не проснулся. Эта музыка как-то ласково и приятно его гладит, чисто «бедрум-рнб», где «бедрум» — это песни для спален (во всех смыслах).

13. Cream Soda «Internet Friends»

почитать подробнее

В этом году все вспоминали группу Cream Soda по печальному поводу. Ложечка меда в этой бочке дегтя: альбом «Internet Friends», вышедший после смерти Димы Новы — чуть ли не лучший альбом группы вообще. Он классно играет с ностальгией по нулевым (вам вспомнится и Света времен работы с ППК, и Роми из The xx, в этом году тоже записавшая альбом блестящего trance-попа). А голос новой вокалистки Алисы Стяжковой — это прямо подарок, настолько она стилево и узнаваемо звучит. Если ворошить прошлое, то так.

12. Скриптонит «Yeahh pt. 1»

пост про альбом

В 2023 Скриптонит взял наконец и сделал по альбому для тех, кто любит в его дискографии соответственно поучительный рэпак, инди-рок и дискотеку. Мне всегда нравилась его танцевальная, грувовая, телесная фаза — песни, которые прямо выжимают пот на танцполе — поэтому первая часть «Yeahh» все еще не покинула плейлист.

11. Хадн дадн «Щепки»

«Щепки» — так у Хадн дадн назывались короткие песни по минуте, которые «не доросли» до песен, а застревали на стадии одной идеи. По одной эти зарисовки разных лет, может, и не производили впечатления, а соединенные в альбом дают сильный психоделический эффект. Одна голосовая фраза повторяется раз за разом, на нее наслаиваются минимальные аранжировки, голоса и так, пока тебя не начнет пробирать. Вспомнил, за что я любил пиковый Хадн дадн — за такое чувство гибкости и подвижности реальности. Очень рекомендую песню «Засрали».

10. Валюта Скуратов «Окурки Амура»

чуть подробнее про Валюту писал тут

Саундтрек моего лета — альбом, чтобы ходить под него и кайфовать, когда вокруг +30. Очень классно придуманный звук, который не пытается подсмотреть, что там сейчас в тренде, а ищет свои ходы и грувы. Так сложнее, но так и интереснее. В конце года Валюта покорил меня своим списком лучших песен года, где нашлось место для моей любимой группы Бонч Бру Бонч. Жду новых успехов от него в 2024.

9. Метокс «Полдень трудного дня»

первый пост про Метокса / второй пост про Метокса

У Метокса в этом году навыходило не меньше альбомов, чем у Скриптонита. Если бы их них собрать все лучшие моменты, это был бы топ-1 года (ну я и собрал, если интересно — вот плейлист). Но чаще всего я слушал «Полдень трудного дня»: песни человека, который между тюремными флешбеками и размышлениями о том, как изменилась наркоторговля за последние годы, выходит на новый уровень лирической и рэперской крутости.

8. Молодой Платон «Teenland»

большой пост про альбом и про возрождение нулевых

Мне было довольно неинтересно слушать трэп от Платона, но когда в 2023 он переоделся в гламурного подонка из нулевых — вот это стало прямо то, что надо. Отбросьте предрассудки, отключите свой кринжометр — и наслаждайтесь этим воссозданием эстетики рнб-клубов нулевых от человека 2005 года рождения.

7. Многознаал «Клуб без танцев»

Самый танцевальный фолк-альбом из вышедших в этом году. И самый фолковый из танцевальных.

6. Gruppa Skryptonite «Потеплело»

пост тут

Скриптонит для тех, кто не любит Скриптонита (и рэп вообще). По-моему, одна из самых нежных и тонких записей года. Альбом «7» я так и не смог прочувствовать сердцем, извините (биты хорошие, кто же спорит, но когда у Скриптонита были прямо ПЛОХИЕ биты?), а этот альбом и сам много включал, и жене советовал, и всем друзьям навяливал.

я не налажал с версткой, просто хотел, чтобы вы рассмотрели эту обложку во всем ее великолепии


5. Ушко «Wet_Hits»

здесь чуточку подробнее про мою любовь к Даше Ушко

Музыка со стенки Вк русской школьницы 2009, брошенная в блендер и разболтанная до состояния полного звукового терроризма, нон-стопового долбилова, хардстайл-тикток-эдита. При всем этом (удивительно, да?) очень цельный и хитовый альбом, где припевы сделаны для тысячных площадок, а песни написаны как себе.

4. Прыгай Киска «Икона»

ммм как же я горяч люблю Прыгай Киску

Петар Мартич перезапускает свой некогда лоуфайный рэп-проект в виде гетто-дискотеки. Клянусь, после выхода альбома я не сыграл ни одного сета, где не звучали бы песни с этого альбома Киски. Универсальный помощник диджея!

3. Александр Зайцев «Постарайся не думать об этом (детские песни взрослых)»

прочитайте про альбом тут

Приятный сюрприз года. Александр Зайцев (половина Елочных Игрушек, экс-СБПЧ) при поддержке знакомых инди-музыкантов записал такой хороший и щемящий альбом лоуфай-попа, что невозможно слушать без восхищения. В год, когда Тальник оставил нас без альбома, мало было русской музыки, настолько тонкой и искренней, сделанной без любого расчета, одним лишь только сердцем и чувством. Добрая грусть, если вы понимаете, о чем я.

2. Jahmal TGK & Vibe TGK «Будни»

постик про альбомчик

Мне всегда нравилась Триагрутрика своей поэзией быта. «Будни» — это альбом людей, которые день за днем, месяц за месяцем, живут свои простые жизни, делают разные дела. И дела эти вроде бы не жутко увлекательные, никакого захватывающего сериала в жизни Жеки и Артема не происходит (привет, Гуф). Но само их повествование настолько по-дружески обаятельное, что ведет тебя через 20 треков и держит до конца. Не знаю, великий альбом про радости и грустинки взрослой жизни. Скрасил мне в этом году десяток перелетов и где-то к середине года я мог разговаривать одними строчками оттуда. Что-то на уровне «Вечернего Челябинска» или даже выше (сорян, я не знаю, как похвалить рэп-альбом сильнее).

1. Saluki «Wild East»

У этого топа неоригинальный финал, но 2023 — это правда год, когда самый интересный по звуку рэп-альбом в мире записал российский музыкант Арсений Несатый. Я все еще рожаю большой текст про «Wild East». К концу этого года ничего не родилось, но в 2024 вам даже приятнее будет почитать на свежую голову, когда никто не будет грузить итогами.

Закину сюда кусочек оттуда — пусть это будет ну типа тизером.

«Во всей популярной музыке этого года я не смог найти другой настолько же масштабной работы, которая бы бережно перерабатывала опыты прошлого, при этом использовала продюсерские наработки конца десятых — начала двадцатых.
То, что эта работа говорит на одном со мной языке — большое счастье и везение, но я искренне считаю, что альбом можно давать слушать и тем, для кого русский не родной. Некоторые песни оттуда за год я послушал сотню раз, при этом не могу с уверенностью сказать, что же в них поется. «Wild East» должен слушать весь мир, Салуки должен гонять по фестивалям, на песню «Glugicir» должен быть ремикс Джеймса Блейка, его должны растаскивать в свои кэмпы всякие трэвисы скотты».

Если вы не слушали этот альбом, то 1) как же я вам завидую, друзья 2) по-дружески посоветую начать с моего микстейпа, где я вырезал самые красивые и любимые кусочки «Wild East» — и получилась лучшая инди-поп EP 2023.

Как будет называться мой текст про Салуки? Конечно же, «Салуки вокруг меня»


30 классных песен 2023

Второй Ка «Встречайте говнюков»
Группу Второй Ка мне как-то посоветовал Андрей Замай. Тогда она звучала как скриптонит-поп. Теперь вот они вдруг заиграли турбо-постпанк с аккордеоном, и все тело с душой рвется под него угореть.

9mice «Bella». По-моему, очень смешная песня. «Моделирую-шмоделирую» — панч года. Все писали и пишут про Вайперр, что они-де какие-то мрачные готичные модники, а по-моему, очень угарные смешные типы, которые и сами развлекаться умеют, и слушателя развлекать.

Lovv66 «Моей любви»
Lovv66 «Самая первая»
Lovv66 / Feduk «Не забывай»
Очень нравилось все, что делал Lovv66 в этом году. Вот этот его казантип-дэнс, диджей Пилигрим-кор, клубняк-в-тачку битс. Если еще года два я рассуждал, что Майот будет новым Федуком (ну, человеком, который плавит чарты и получает телепремии), теперь я ставлю на Ивана. В фите с Федуком он звучит пофедукастее самого Федука.

Метокс «Гууд кид мэд сити»
Метокс / Брутто «Экофрендли»
Мой любимый жанр «трагедия интеллигентного человека, которого судьба повела куда-то ни туда». Можно посмотреть про это восемь серий «Слова пацана», а можно послушать пару треков Метокса. Эффект будет примерно одинаковым.

Обе Две «Угостил»
Я долго слышал в припеве этой песни «Звездная пыль — наш Трэвис Скотт», думал, что это какая-то хитрая отсылка к «Stargazing», всю голову себе сломал в мыслях об этом. Потом посмотрел текст, а там не «Трэвис Скотт», а «дресс-код». Ну а чего делать, к песне-то уже привык!

DJ Stonik1917 «Курточка Стоник»
Просто классная веселая танцевалка от человека, который раньше был известен как рэпер Батерс.

Маленький Буддист, Хаски, Metaghetto «Мамба»
И снова классная веселая танцевалка. Тут и переделка старого анекдота категории Б про Мамбу, и сэмпл из «Ревности» Влади, положенный на джерси-ударку, и русские народные бэдбарсы Хаски. «У твоей мадамы отклеилась мохнатка». «Вот такой вот гиперпоп, ты не нюхал клитор год» (мне правда немного надо, чтобы было смешно). Заверните две, хочу такой альбом.

Ушко «Маска из капель»
Песня, почти целиком состоящая из дропов, припевов, разгонов, ускорений — как аттракцион, на котором у тебя все сильнее и сильнее замирает сердце и ты все время находишься в ожидании, что вот-вот — и сейчас что-то произойдет. Потом кажется, что уже все, а нет, не все.

Vacio «Выпускной дрилл»
Против рэпера Васио в конце года ополчилась судьба и общественность, поэтому просто напомню про его прекрасную песню «Выпускной дрилл». Произнести в песне «Девчонки!» с нужной эмоцией — это искусство, это дорогого стоит.

Каспийский Груз / Гио Пика «На белом»
Хорошая песня, слушал вместе со всей страной и радовался стриминговым успехам и новому уровню медийности Каспийского Груза. Если кто и заслужил, то они.

Pharaoh / Loc-Dog «Время вспять»
Рэп-хонтология в действии: сэмпл в бите, напоминающий про золотые времена ЦАО Records, два куплета за жили-были от двух героев московской школы разных лет. Мне почему-то нравится эта финальная стадия опацанивания Фараона (человека, когда-то сделавшего русский рэп анти-пацанским) — когда на концертах он рассуждает о судьбе Вовы Адидаса, а в своем куплете кидает строчки: «Мне базар налево экотичен, как в Москве католик».

Валя Карнавал «Частушка»
По-моему, восхитительно — Лариса Долина сейчас должна пойти и взять все свои плохие слова про Валю назад. Попроси меня кто-то рассказать, как звучал 2023 год, я бы просто включил эту песню.

Куок «Я эхо (ты эхо)»
Я как-то гулял под мокрым снегом, и послушал эту песню ровно 20 раз.

Saluki, Федук, Friendly Thug 52NGG «Boys»
Saluki «Огней»
Saluki «Ведьма»
Песни стадионного бахвальства, чтобы клубы-тысячники тянули под них зажигалочки вверх. Все говорят про сложный кусочечный сонграйтинг альбома «Wild East», но его лучшие моменты — это моменты чистейшей радости от того, как хорошо в нужный момент все выходит. Когда Федук в конце песни «Boys» берет гитару и поет, словно он хедлайнер фестиваля. Когда в припеве «Огней» приходят вот эти пьяные косенькие клавиши. Когда в «Ведьме» слышно, что Арсению просто нравится под бухающие барабаны попеть «ааааа» — ну это мгновения кайфа и красоты, таких мало бывает в музыке.

Группа Скриптонит «Под твоими окнами»
Тоже один сплошной кайф и красота. В 2024 году жду от Скриптонита 1) эмбиент-альбом 2) реггетон-альбом.

Прыгай Киска / Бульвар Депо «Насекомое»
The Dawless / Кассета «Кино»
Две песни, чтобы расшатать любую дискотеку (можно просто ставить одну за другой, и никто на танцполе не будет возмущаться) .

Прыгай Киска / Федук «Vogue»
Маркул / Федук «Мятный»
В этом году я искренне восхищался хамелеонством Федука, который залетал на гэридж-биты или на реггетон к Скрипу, а потом шел попеть с Сироткиным. При этом я по-прежнему больше всего ценю моменты, когда Федук поет фальцетом под грувовые извивательные клубные биты — в этом качестве он прямо непревзойден.

Молодой Платон «AP»
Молодой Платон и Пошлая Молли «Маршмеллоу»
Платон в 2023 совершил какой-то ракетный прыжок — в начале года я все еще над ним посмеивался, а уже к концу понял, что не пропускаю ни одной песни. Мне нравится, как он танцует в кружке с Токсисом (Токсис выиграл в том дэнс-баттле, прости, Платон!), нравится его дурацкий кавер на «Часики» Валерии, нравится вышедший уже под конец года кавер на песню «По ресторанам» (он еще более дурацкий чем все, что я тут перечислил). Но то, что они делают с Кириллом Бледным — это огнина, самая сладкая и дурная арэнбишка сезона.

ЛСП «Сикрет плейс»
По альбому «Виселицца» я учился переживать брейкапы, поэтому с первых же заигравших секунд понял, что это моя любимая песня ЛСП года (как минимум).

Луни Ана «Стрипклаб»
Певица Луни Ана вдруг стала делать секси-бедрум-рнб (такую музыку, знаете, под которую девчонки танцуют у зеркала в надежде, что сам собой снимется красивый рилс) — и достигла в этом больших успехов.

Хадн дадн «Малышка»
Люблю группу Хадн дадн, когда она весело валяет дурака. Мои любимые песни 1) про то, как пошли в лес гулять, а на обратном пути встретили лося 2) про золотую карту Рив Гоша и скользкую подошву 3) ну и вот эта, про малышку, которой в голову прилетела ледышка.

Тальник «Крылья»
Лучше смотреть сразу с клипом — от него становится так уютно на душе, что новогоднее настроение приходит само собой.


5 текстов, чтобы прочитать и понять 2023 год

1) Киря Бусаренко — про МС Анюту. Трагедия года. По-хорошему, про Анюту надо снимать документалку.

2) Леша Горбаш — про нейрооксимирона. Классный разбор истории про окружного депутата, с помощью нейронки записавшего продолжение «Горгорода».

3) Яна Циноева — про эксклюзивы Вк. Помните были такие — эксклюзивы? А потом вышел текст Яны про то, что эксклюзивы — это дорого, а пользы они не приносят. И их сразу стало поменьше. Думайте!

4) Андрей Пожарицкий — про певицу Ушко. Это пост Вк, и на самом деле, он не столько даже про певицу Ушко, сколько про природу поп-музыки, про изменение наших слушательских привычек и про поп-континуум, в котором мы существуем. На эссе Андрея подсаживаешься, как на наркотик, и если после прочтения вам захочется добавки, то вот еще два его эссе про Ушко (ну то есть про ВСЕ СРАЗУ): первое, второе.

5) Александр Горбачев — про итоги года. Лонгрид про то, какой вообще была российская музыка в 2023. Читается грустно, но есть надежда.


5 кружков и сниппетов, которые меня радовали в 2023

Сода Лав и гламурное белорусское трио косплеят мультфильм «Три богатыря»

Бушидо Жо и Херонвотер делают бразильский фонк в компании с тараканом

Токсис и Молодой Платон танцуют, как будто никто не видит

Федук и Петар Мартич идут на вог-вечеринку

9майс слушает новый трек и поджигает себе челку