July 5, 2021

Как я научился определять ложь

Я лет 10 назад прочитал книгу "Психология влияния" Роберта Чалдини. В ней, по сути, просто список манипуляций (включая неосознанные) с примерами из жизни и простыми способами, как замечать эти манипуляции.

И неожиданно для себя заметил, что немалая часть общения состоит из таких манипуляций, которые ну уж очень точно ложатся на определения Чалдини. Особенно смешно было с цыганами разговаривать, складывалось впечатление, что "Психология влияния" это их домашняя книга. =)

И, соответственно, я начал замечать, что когда человек использует манипуляцию - то он либо что-то недоговаривает, либо внаглую врёт. Натренировавшись, я уже с лёгкостью вычленял из разговора недоговорки и обманки.

После, я определил для себя некоторые группы людей с похожими признаками. Условно "флегматик" врёт всегда в пас, безопасно, не идя на наглую ложь. Условный же "Сангвиник" будет врать до конца, придумывая всё новые способы как себя выгородить. Есть группа людей, которая всегда инстинктивно врёт, если они считают что их обвиняют.

И тогда стало совсем просто. Пообщавшись с человеком ты понимаешь какая у него будет ложь, и если видишь что-то похожее на обман (а видишь ты потому что уже общался с таким типом людей и знаешь как они врут), то просто легонько ощупываешь почву вокруг и в зависимости от реакции человека понимаешь врёт он или нет. Вот и вся магия.

Ну и несколько сотен партий в мафию и в "Верю, не верю" помогли. Если знаешь как врать, умеешь и определить обман.

Ах да, и ещё очень помогло знание, что все люди "внутри" одинаковые, просто тщательно это скрывают. Я заметил, что когда я говорил фразу: "В смысле!?" в ответ на наезд, то я всегда чувствовал за собой вину. В 70% случаев если такую фразу говорит другой человек, то он тоже хочет обмануть.