September 30, 2019

О слышании Божьего голоса.


Французская путешественница девятнадцатого века, исследовальница Тибета, Александра Давид-Неэль, описывала в одном из своих произведений жизнь тибетских монахов.

Юноша, приходивший в монастырь, на несколько лет погружался в изучение буддистской философии, обрядов и медитации. После чего настоятель вызывал его к себе на аудиенцию, и говорил примерно следующее: "Всё, чему мы могли тебя научить, мы научили. Все, что могли дать, дали. Теперь тебе нужно найти наставника из мира богов. Он будет вести тебя и учить мудрости всю твою жизнь".

Молодой монах уединялся в келье, и посредством медитации и внутреннего поиска пытался установить контакт с богом-учителем. Что же происходило? Сначала он слышал шорохи, потом звуки, потом слова. Ему открывалось имя своего бога, который теперь будет вести своего ученика по жизни. И это означало следующее: так как достигнута стадия общения с новым богом-наставником, то он, послушник, понимал, что, по этой причине, призван к монашеству.

Но была и другая ситуация. Одному монаху никто не явился. Юноша возвратился к настоятелю монастыря. И тот спросил: "Почему ты пришёл? Разве ты ничего не слышал, ничего не созерцал?". Молодой ученик отвечал: "Нет, учитель, и голоса были, и видения были; но, по здравому рассуждению, я понял, что это всего лишь игры моего сознания. Я их себе создал. Поэтому я, к сожалению, покидаю монастырь". Настоятель останавил его. И, смотря ему в глаза, сказал: "Нет, не уходи! Ты один понял правду. И именно ты будешь следующим после меня настоятелем монастыря!"

Почему я решил вставить этот тибетский рассказ французской писательницы в христианскую тему о харизматических ляпсусах? Невозможно не заметить мощный многолетний посыл в книгах и проповедях, сподвигающий христиан иметь "интимные отношения с Духом Святым" и личные отношения с Богом, причём личные отношения всегда подразумеваются с грифом "особо".

Поиск Бога и индивидуальных отношений с Ним - наверное, самая актуальная тема харизматической церкви последних десятилетий. И здесь видна опасность в том, что мы культивируем в сознании прихожан творческий волюнтаризм, который неоднократно выливался в создании культов.

Джозефу Смиту младшему явился ангел Морони, Чарльзу Расселу была открыта дата пришествия Христа, Джон Александр Дауи получил откровение, что он пророк Илия и это далеко не полный список заблуждений, образовавшихся в результате харизматических проявлений. Вы скажете: "Что общего мормоны или свидетели Иеговы имеют с харизматическим движением?" Если говорить о вероучении, то ничего. Но началось все в двух этих культах с поиска личного, особого откровения.

Дело в том, что каждый из людей, соприкасаясь с духовным миром, не может просто так абстрагироваться от психофизических факторов. Другими словами, мы подвержены органическому и душевному восприятию любой реальности, в том числе и духовной. Ярким примером тому служит история с Самуилом, когда он впервые начал слышать голос Божий. Во-первых, он не понял, что это был Бог. Во-вторых, осознание Божьего голоса пришло к нему через священника. Это говорит нам о многом. Приходя ко Христу, нам не нужно искать голоса. Познание Бога и слышание Его гласа - это не одно и то же.

Кроме того, для понимания Бога у нас уже все есть. Я могу прожить всю жизнь во Христе, так и не услышав никакого голоса, и при этом знать Господа лично, духовно возрастать и познавать Его волю. У нас есть Церковь, а так же вернейшее пророческое Слово - Священное Писание, и Божье водительство, основанное на процессе размышления и сопоставления внутренних интенций с обстоятельствами жизни. "То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил" (Лк.1:3) Лука не сказал: "Я услышал глас Божий, повелевший мне написать Евангелие". Он говорит: "Рассудилось мне".

Далее, есть такой фактор, как знаки Божьего внимания. Иов потерял все, но к нему пришли друзья. Да, конечно, надо сказать, каждый со своим поучением пришео, но первую неделю они просто молчали и сострадали. Потом все их попытки были направлены на то, чтобы помочь скорбящему другу. Мог ли Иов заметить в этом Божью милость? Думаю, мог. Или Иосиф, который претерпел предательство, видел Божью руку, возвышающую его во всех обстоятельствах. Слышал ли при этом Иосиф Божий голос? Писание ничего об этом не говорит.

Суть того, о чем я пишу, ни в коем случае не в отрицании слышания Божьего голоса; мы можем его слышать. Я имею ввиду акцентуацию. На что мы ставим ударение, когда говорим о богопознании. Личные переживания? Поиск своих, личных, особых откровений? Стремление услышать голос Божий? Или все же погружение в уже данный океан познания, предоставляемый церковью, которая есть столп и утверждение истины.

Помню, как нас учили американские миссионеры моменту выслушивания в молитве. Смысл следующий - молитва не монолог, а диалог, поэтому после того, как ты закончил свою часть в общении с Богом, наступает Его часть, а молящийся должен молчать и слушать. Я долгое время искал, таким образом, Божьего голоса. И однажды услышал: "Сын мой, сегодня у тебя будут испытания в институте. Ты будешь гоним за Имя Мое. Но держись. Я с тобой". Обычно, и в правду бывало, что кто-то на перемене, или даже, во время лекции "уколит" меня из-за моей веры. Но в тот день мне так и не удалось дождаться исполнения пророческого предупреждения. Я даже остался на четвёртую пару, хотя мог не ходить на неё, так как большинство из нашей группы ушли домой. Но мне было важно, чтобы голос был Божьим, и я остался и ждал. К сожалению, никто даже не прикололся надо мной в тот день. Я расстроенный и озадаченный пошёл домой. И моё переживание не было трагичным или опасным. Я смог тогда сориентироваться.

А сколько новообращенных, являясь психически неуравновешенными людьми, попадают не просто в просак, а в серьезные душевные расстройства. Один из таких случаев я хочу рассказать. Брат во Христе, назовём его Борис, был молодым и искренним новообращенным. Он жадно читал христианскую литературу, повествующую о личных отношениях с Богом и интимных отношениях с Духом Святым. Поехал Борис как-то в деревню к бабушке. И, пребывая в молитве, услышал голос, который принял за Божий: "Кровь людей в этой местности я взыщу с тебя, если ты не будешь им проповедовать!" Растерянный и наполненный паникой брат, чуть позже, ощутил, что как-будто что-то нехорошее вошло в него. С тех пор Борис стал считать, что в него вошли бесы. Приступы неконтролируемого бесноватого состояния, стали периодически случаться с нашим братом. Сначала реже, потом чаще. Он обращался к разным "помазанникам", пасторам, евангелистам, экзорцистам, но ничего не помогало. Однажды он подошел к одному служителю, который не поверил в бесноватость страдальца. Проблема, явно, существовала, но в какой плоскости, вот в чем был вопрос. Служитель встречался в Борисом почти каждую неделю, и, однажды, распознал источник проблемы. Из-за своей юношеской восприимчивости к духовным проявлениям, парень создал иллюзорный мир, в который поверил. И то, что было создано хрупким, несформировавшимся воображением, стало реальным для Бориса, мучало его и уничтожало. Так вот, только это были не бесы, а психическое нарушение. Служитель направил Бориса к психотерапевту, который смог помочь парню контролировать и предупреждать свои приступы и вернуться к нормальной жизни. Столько лет мучений, и церковь не могла помочь. Почему? Потому что мы близоруки. Мы верим в мир духов, но не разбираемся в психике человека. Духовного младенца отпускаем искать Бога самостоятельно, доверяя его вольному творческому полету, и, не обращая внимание на отсутствие прочного основания в Слове Божьем.


Да, Дух Святой говорит, да Самуил слышит, но священник помогает услышать правильно. Да, Господь говорит о великом, но только Церковь - место духовной безопасности. Савл услышал Божий голос, будучи духовно новорожденным. Услышал о своей большой миссии в жизни, о евангелизации перед великими. Но он подчинил это слово поместным служителям и семнадцать лет ничего не делал с мощным откровением. И только, когда антиохийские пророки и учители услышали от Бога слово отправить Варнаву и Савла на дело их призвания, герой Нового Завета выбрал себе имя Павел, что означает "малый", и пошёл в своё первое миссионерское путешествие в послушании.

Сегодня же, столько поспешно самопровозглашенных пасторов, которые открыли свои церкви из-за амбиций, называя эти амбиции откровениями от Бога. Столько людей, переехавших в другое место якобы из-за того, что Бог сказал, а на самом деле, чтобы сделать жизнь свою комфортнее и лучше. Ну почему бы не сказать просто: "Рассудилось мне"?! Сколько музыкантов, заманенных перспективой других церквей. И во всем мы ищем голоса. Я не могу же сказать, что ушёл в другую церковь, потому что там купили новые гитары и ждут профессиональных музыкантов с распростертыми объятиями. Мне нужно объяснить всем, что мне сказал Господь перейти.

Нам стоит что-то пересмотреть в плане "личных" отношений с Богом. Если личное отрывается от публичного, от церковного, оно опасное, зачастую подогретое плотью, а не Духом Святым. Нам нельзя отпускать своих новообращенных людей в мир духов без сопровождения. Мы не тибетские монахи. Поэтому не имеем права не рассматривать психофизические факторы в поиске личных переживаний с Богом. Нам не нужны больше культы, новые движения, дискредитирующие другие неэкстравагантные общины. Нам не нужны новые церкви, основанные на разделении из-за откровения.

Однажды я задал вопрос одному двоебрачному пастору (у которого был второй брак во Христе): "На каком основании ты стал пастором, если Слово Божье говорит о позиции прелюбодеяния в твоей жизни?" Он ответил: "Я молился, и мне сказал Бог". Пусть Господь помилует нас, но я не верю, что искреннее непослушание перестаёт быть непослушанием.

Мы не можем играть с огнём. Нам нужен страх Господень и чистое сердце, без которого никто не увидит Господа. Мне думается, что здорово было бы в харизматической церкви ввести старое славянское слово "прелесть", что означает "превыше лжи". Лесть - ложь. Приставка "пре" - усиление. Если мы не будем остерегаться прелести, то обязательно в неё попадём.