May 7

Путь в QA — история пермской тестировщицы

Меня зовут Ирина, мне 38 лет, живу в Перми. Всего год назад я устроилась на первую работу тестировщицей. Мне удалось «войти в айти» :)

Предыстория

Почти 12 лет я проработала в сфере туризма. Затем в 2015 году я вышла в декрет и поняла, что не хочу возвращаться в офис. Стала искать возможность удаленной работы. Прошла обучение на сммщицу. Несколько лет фрилансила в этой сфере. Но эта работа не приносила удовольствия, хотя удобство удаленной работы я оценила.

Начала смотреть, какие еще есть варианты удаленной работы. Сначала проанализировала свой прошлый опыт и поняла, что всегда была с компьютерами на «ты». На всех местах работы я была негласным «эникейщиком». Эти размышления повернули поиски к сфере IT.

Сначала попробовала попасть в техподдержку Яндекса, но не прошла ни технический тест, ни тест по русскому языку. Если то, что я не прошла технический тест было ожидаемо, то непрохождение теста по русскому меня удивило. Вообще-то у меня с ним всегда все было хорошо.

Учёба

Я стала гуглить незнакомые слова из теста, смотреть ролики про tcp и upd. А контекстная реклама услужливо мне показала рекламу от Javarush.

Как сейчас помню это был ярко-оранжевый баннер с посылом: «Хочешь быть тестировщиком — учи джаву».

Я поверила баннеру, купила подписку на Javarush и в декабре 2021 года начала изучать джаву. Про тестирование в программе иногда были упоминания, но толком я тогда так и не понимала, что это.

Через пару месяцев мне попалось объявление о бесплатном обучении на авто-тестировщика от американской школы Red Rover. Я присоединилась к потоку и только здесь узнала, что оказывается у тестирования есть своя теория, и ее надо знать. А еще надо знать sql, уметь работать с командной строкой и читать логи.

В Red Rover я впервые начала изучать теорию тестирования и джаву для начинающих. После Javarush первые занятия казались легкими, но когда пошло написание тестов, стало намного сложнее.

Когда курс в Red Rover подходил к концу, я начала проходить курс «Тестирование ПО» от «Школы 21». Обучение было бесплатным, потому что я попала в благотворительную программу от организации I-Can-Pro. У «Школы 21» это был первый курс по тестированию, и первый курс в онлайне. Поэтому сложностей и шероховатостей было много.

Обучение было непривычным, по системе пир-ту-пир. У нас был план с проектами, которые нужно сделать за курс. А проверку каждого проекта делали сокурсницы по чек-листу. Раз в неделю были созвоны с опытной тестировщицей-кураторкой. Во время обучения я организовывала совместные созвоны, где помогала однокурсницам со сложными темами или с освоением инструментов. С трудом, но я дошла курс до конца и получила официальную бумажку с печатями о переквалификации.

Поиск работы

Начался самый сложный этап. С помощью эйчарки из I-Can-Pro составила резюме и начала откликаться. Курс от «Школы 21» в резюме был указан как опыт, но с оговоркой, что это «стажировка».

Результат был нулевой. Только отказы, до созвонов или приглашений на сосеседование не доходило. Еще я попыталась податься в программу «Хомячки», но мне и там приходили только отказы.

Тогда я пошла искать вариант бесплатной работы, который можно будет вписать в резюме как реальный.

Однажды в чате разработчиц я увидела объявление о приглашении программисток на волонтерской основе на проект. Я спросила у них, нужна ли на волонтерской основе тестировщица, и получила положительный ответ.

И вот я на реальном проекте, у которого есть реальные пользователи. Первая тестировщица там. Скоро в качестве волонтерки на проекте появилась более опытная девочка, она немного направляла меня. Но быстро ушла из проекта, так как не было времени. На этом проекте я создала первые чек-листы для проверки функционала. Протестировала новые продукты и фичи. Сначала это был чат-бот в Телеграме и лендинг, затем полноценное веб-приложение.

Я тратила на волонтерский проект один-два часа в день. Столько же времени на отклики на HeadHunter и на сайтах компаний. Спустя 6 месяцев меня начали приглашать на собеседования. Я связываю это с тем, что в системе HH у меня накопилcя учебный и волонтерский опыт. Когда в сумме они перевалили за полгода, пошли первые приглашения на собеседования.

Все это время я активно подавала заявки во всевозможные бесплатные программы и стажировки. Мне повезло попасть в программу Women In Tech. В рамках программы у меня было три созвона с менторкой. Во время первого созвона она провела первое мок-собеседование, где оценила мои знания. Дала высокую оценку знаний теории и основ computer science и порекомендовала дальше изучать джаву, чтобы идти сразу на джуна автоматизатора.

Кроме встреч с менторкой Women In Tech дала много знакомств в чате. Когда я предложила объединится, чтобы вместе учиться, многие откликнулись. Так я организовала группу «Совместное обучение». Мы составили список тем для изучения, каждая взяла по одной. Через две недели мы созванивались и презентовали темы. Группа была активной несколько месяцев. Со временем активность затихла — времени на подготовку у многих не хватало. Но это был очень классный опыт, я не оставляю надежды возобновить активность группы.

Итак, в сентябре 2022 я закончила курс от «Школы 21» и стала активно искать работу. В начале 2023 у меня было 4 собеседования, два из которых закончились офферами. Два собеседования случились после откликов на HeadHunter. Еще два приглашения на собеседования я получила через знакомых: от девочки из волонтерского проекта и от девочки из группы «Совместного обучения».

Оффер после отклика с HH был от пермской компании, но там требовалось часть времени ходить в офис, что было неудобно. В итоге оффер на полную удаленку я приняла от компании, куда меня порекомендовала девочка из волонтерского проекта.

Подробно пишу об этом, потому что в реальности увидела силу нетворкинга. Благодаря ему я устроилась на первую работу в тестировании и «вошла в айти».

На работу вышла в феврале 2023 года. То есть с момента начала поиска работы и до выхода на нее прошло ровно 6 месяцев. Я считаю, что это довольно короткий срок в настоящих реалиях. Знаю истории, когда входили сразу после курсов, и знаю истории, когда находили работу только через год.

Я много раз упоминала, что участвовала в бесплатных обучениях. Деньги я заплатила только за подписку на Javarush, в то время она обошлась около 6000 рублей. Для меня это было важно, так как денег на дорогостоящие качественные курсы в семейном бюджете не было. А вот время как раз было. Я потратила на обучение очень много времени, но очень мало денег. От самых первых шагов на Javarush и до первого рабочего дня прошло 15 месяцев.

Что мне помогало

Во время учебы я продолжала работать на фрилансе. Чтобы было полегче я наняла для младшего ребенка няню. Она приходила три дня в неделю на четыре часа. Половину этого времени я работала, половину училась. Почти вся фрилансерская зарплата уходила на оплату услуг няни. Также я продолжала сидеть за учебой вечером, когда приходил муж с работы, и по выходным.

Еще одно событие помогло мне легче учиться — я купила новый стационарный компьютер. До этого сидела за стареньким ноутом, который еле-еле запускал тесты в среде разработки. За новым компом тесты стали запускаться просто молниеносно.

Я бы посоветовала тем, кто решает пойти учиться или искать работу после курсов, активно общаться в чатах или организовывать свои. Ищите единомышленников, объединяйтесь и поддерживайте друг друга.

Два самых поддерживающих сообщества, которые я встретила на пути в айти — это code_sisters и qa_sisters. Они хороши тем, что ведется строгая модерация. В их чатах нельзя грубить, а на любой заданный вопрос тебя не отправляют в «Гугл», а помогают разобраться. Вообще атмосфера, когда тебе не страшно задать любой вопрос — это то, зачем нужно вступать в такие сообщества и поддерживать их.

Еще очень классный чат у школы Red Rover. Там тоже модерация и строгие правила, запрещающие переходить на личность, обсуждать некорректные темы или токсично, грубо отвечать на вопросы. Многие ученики, нашедшие после обучения в школе работу, возвращаются и помогают в качестве волонтеров, модераторов, администраторов или преподавателей.

О моей учебе и попытке перейти в айти не знал никто из родственников и знакомых кроме мужа. Я не хотела давления, вопросов и ожиданий. Рассказала уже постфактум, что нашла новую работу и теперь официально работаю 8 часов в день. А вот от мужа я получила огромную поддержку. Спасибо ему за это:)

Итоги

Прошло более года с момента, как я нашла первую работу тестировщицей. Совсем недавно я ушла с первого места работы и устроилась в новую компанию, с более интересным проектом и условиями.

Весь этот год я не переставала учиться, читала книги, проходила небольшие курсы. В одном из чатов нашла девочку study-buddy, с ней мы сначала писали автотесты на тренировочный сайт в качестве пет-проекта, а затем стали созваниваться раз в неделю и решать задачки на джаве на Codewars. Параллельно нашла менторку, которая помогает и направляет с пет-проектом и задачами.

Я отдаю себе отчет, что процесс обучения в первые несколько лет будет постоянным. А скорее всего и всегда. Но это одна из причин, почему мне нравится тестирование и айти в целом. Никогда нельзя сказать, что знаешь все и тебе стало скучно. Всегда можно найти путь для развития или смены деятельности.

Полезные ссылки: