February 14, 2020

Интервью с куратором: Александра Генералова

Саша, дурацкий вопрос, но расскажи, пожалуйста, тебе как-то помогло образование? И что сформировало/повлияло на тебя с точки зрения того, чем ты хочешь заниматься в жизни?

Я закончила истфак СПбГУ, кафедру Источниковедения истории России. Нас учили куче странных вещей: от математических методов в исторических исследованиях до славянской палеографии. Это дало специфическую оптику задрота, скептический взгляд и любовь к залипанию на какие-нибудь странные мелочи. Кафедра полезная для редактора, недаром один из лучших редакторов старого русского Vogue Андрей Карагодин преподает на источниковедении в МГУ.

Хочется расспросить о твоем проекте «Маргинального дизайна». Почему тебя в какое-то время заинтересовал дизайн и зины?

Я сама немного занималась дизайном — создавала афиши, буклеты и оформление соцсетей для нужд Молодежного центра Эрмитажа. Даже каталог как-то верстала и готовила к печати) Бюджета не было и часто мы с коллегами делали какие-то прикольные штуки на принтере, экспериментировали. Я читала лекции по истории графдизайна, очень много смотрела картинок, дружила с классными дизайнерами. И в какой-то момент начала замечать всякую смешную дичь в уличных вывесках, объявлениях, фотографировала это. Параллельно обнаружила, что этот дикий стиль ноу-нейм типографов активно используют самые топовые ребята — Аня Кулачек, которая была арт-директором Cтрелки, Ира Иванова, их студенты в «Вышке». Проще было перечислить тех, кто не вдохновлялся «маргинальным дизайном».

Я задумалась: вот мы ходим на «Дизайн-просмотр», слушаем людей, которые работают в лучших российских студиях, но они создают лишь 5% российского дизайна. А кто же создает вот это все — «распродажа конфиската», вывески «продукты 24» и «салон «Грация»»? Так пришла идея сделать «дизайн-просмотр» наоборот и найти верстальщиков из копи-центров, ответственных за этот жир, а заодно проанализировать феномен, актуальный не только для России. А потом пошли уже ивенты, выставки и так далее. Я начала исследовать визуальность, отличную от «швейцарской типографики» и аккуратного коммерческого дизайна.

Расскажи, пожалуйста, про свою личную коллекцию зинов? Какие там авторы, и как эта коллекция пополняется?

В марте 2018 года я делала ивент «Маргинальная печатня», который был посвящен в основном ризографии как явлению. Я ездила по ризо-мастерским в Праге, Вене, Берлине, Лейпциге и собирала постеры и зины: покупала или мне дарили. Это было важно, чтобы показать, что в этой технике можно делать как полноцветный мимишный Clubhouse с комиксами, так и панк-даркуху. Ну а потом постепенно начала докупать что-то интересное, но не систематически, поэтому коллекция небольшая.

Любимые — берлинские издательство Outerspace press и Pogo books, их держат художники Магдалена и Клаудио, их проект я показывала в галерее FFTN. Они делают поразительные зины на ризографе и одновременно роскошные artist books — о космосе, например, или просто ироничный абстрактный хип-хап визуальный. У меня есть и зины петербургских художников — Грехта, Саши Зубрицкой, Вероники Ивашкевич, и рандомные фото-зины, купленные наугад в Амстердаме пачкой, даже не помню о чем они) Эта небольшая коллекция один раз экспонировалась в библиотеке Некрасова — было приятно. Коллекционирование — важная практика, если ты работаешь в поле искусства, я коллекционирую то, что могу позволить себе финансово.

Про «маргинальность». Ответь, вот уродство — прием, принимаемый и универсальный только в петербургской обстановке? Почему маргинального дизайна нет в Москве?

Вообще-то «маргинальный дизайн» только в Москве и есть, потому что в Петербурге и дизайнеров-то приличных почти нет! Посмотрите, кто участвовал в моих выставках — там либо иностранцы, либо москвичи.

Вопрос от питерского критика и искусствоведа Павла Герасименко: «Почему, не смотря на вложенные интеллектуальные усилия, маргинальный дизайн не стал модным? Насколько он был модным — очень узким субкультурным явлением, таким же и остался, не прирос за это время ничем? Или он ширится, и мое впечатление обманчиво?»

Маргинальный дизайн был модным еще в 2017 году, продолжает быть модным и будет модным: посмотрите какие десигны пилят студенты в Вышке той же, что показывают на сайте it’s nice that, какие постеры у техно-вечеринок в Европе, посмотрите как до сих пор все угарают по стритвиру, кастомам, эстетике Vetements. А в 90-е он вообще был маргистральным стилем, вcпомним эссе Cult of ugly Стивена Хеллера, которое появилось в ответ на повальное увлечение визуальным языком журнала Emigre.

Я обратилась к исследованию феномена потому, что он был везде, а мне хотелось докопаться до источников вдохновения всего этого #яжеисточниковед. Пример того, что всех еще волнует «маргинальное»: я делала выставку «Злая буква/Cruel letter» в клубе Mosaic в 2018 году, а через год появился весьма популярный телеграм-канал «Щелочь» ровно о том же стильке. Там постят работы дизайнеров, которых я показывала в Петербурге два года назад. Недавно была на выставке в Пражском музее прикладного искусства про популярную культуру Чехии в 80–90-е, и она была очень круто оформлена с использованием «маргинальных приемов».

Саша, расскажи, почему ты вообще начала делать выставки? Планируешь ли что-то в обозримом будущем?

Начала тогда, когда задумала маргинальный «дизайн-просмотр» и получила в пользование зал Бертгольд-центра, тогда он был больше, чем сейчас. Я подумала, черт, у нас есть 200 квадратов, чтобы сделать там круглый стол, почему бы не проиллюстрировать его выставкой? Идея казалась дикой, однако я сделала рисерч, списалась с кучей дизайнеров, потратила 20 тысяч рублей своих денег на печать — и мы забомбили эти 200 квадратов, замиксовав дизайн от Ани Кулачек и объявления о продаже конфиската, которые я прямо на улице просила у расклейщиков. Тогда я поняла, что выставка — это классный медиум, который позволяет собирать в одном месте людей и воздействовать на них визуально, вкладывать в их головы идеи или погружать в определенную атмосферу.

Я отношусь к созданию выставки как к производству продукта — каждая деталь должна играть на замысел: от стаканчика на фуршете до саунда. В Праге я познакомилась с группой OKOLO — они курировали в 2018 году биеннале графического дизайна в Брно и впитала их кураторские принципы: все должно быть закольцовано, иметь свои заделы и запросы. Мой любимый проект — выставка Cruel letter, которая по сути была большой инсталляцией во всех пространствах клуба Mosaic, включая гардероб и туалет. Новая Голландия меня пригласила читать лекцию про маргинальный дизайн, а в итоге дали бюджет на выставку и мы вместе с ребятами из их дизайн-отдела сделали смешную инсталляцию.

В прошлом году я устроилась на новую работу, которая заняла все мое время, и решила отказаться от масштабных проектов: мы с кураторской группой в лице Евгения Кузьмичева и дизайнера Алексея Бродовского сделали 6 выставок в 5-метровой галерее FFTN — это был эксперимент для нас и некий дауншифтинг после больших площадок. Мне понравилось экспериментировать с этим пространством-модулем и показывать там разноплановые выставки: про Петербург в компьютерных играх 2000-х, ризо-студию Outerspacepress из Берлина, дизайнера Джанлуку Лоринго из Милана, киевскую современную литографию, проекты Марины Стахиевой и Вероники Ивашкевич. Забавно, что именно на эти камерные штуки начала ходить наша арт-тусовка, другие ивенты Маргинального дизайна привлекали более широкую публику, готовую платить, к тому же.

Какое место в Петербурге могло бы стать идеальным для лучшей твоей выставки?

Идеальное пространство для меня там, где максимальное количество свободы действия. То есть пространство, которое принадлежит (хотя бы временно) мне. Какое оно по конфигурации уже не так важно. О новых выставках говорить пока не буду — надо делать.

Какие питерские художники на твой взгляд могли бы круто заявить о себе на международной арт-сцене?

Не знаю, я не специалист в этом вопросе. Те, кто могут заявить уже заявляют неплохо, посмотрите на Егора Крафта, Юлдус Бахтиозину, Tundra.

Есть ли в Петербурге кураторы, площадки, выставки, которые тебя сильно бесят? И что современный петербургский куратор может сделать, чтобы ты очень плохо про него написала?

Скорее «бесят», чем бесят. Меня очень бесит Олег Лукьянов с его переводными картинками, это да. Есть площадки и люди, которые мне этически и эстетически неприятны — такое бывает, я еще оранжевый цвет не очень люблю лол.

Мне не симпатичен Виленский, но в ДК Розы есть отличные ребята и случаются хорошие ивенты. Могу посмеиваться над Пушкинской, 10, но уважаю как явление. Кстати, в Музее Звука бывают огненные концерты, фестиваль Epicentrum в сентябре был ок.

Не очень понимаю реинкарнацию «Люды» и зачем это нужно в 2020. Но будем честны: я не имею веса в арт-сообществе, чтобы из-за моих слов кураторы и площадки напрягались. В России в принципе нет института авторитетной критики, арт-критики бедствуют. Куда важнее, чтобы на выставку пришла Вера Брежнева, чем арт-критик. К тому же у критиков есть свои цели, каждый аппелирует к определенной аудитории, я бы не относилась к этому серьезно на месте куратора. Лучше слушайте тех, кто сам что-то умеет хорошо делать, окружайте себя классной командой. Меня не волнует ценное мнение тех, кто сам не сделал ни одной выставки или из года в год производит унылый продукт.

Саша просила написать, что это компот

Вопрос от куратора Лизы Савиной: Чем ты будешь заниматься, если уедешь заграницу?

Писать тексты на фрилансе, в том числе коммерческие, редактировать, водить экскурсии. Возможно выучу java script. Переезд вряд ли помешает деланию выставок и культурных ивентов.

Вопрос от светского редактора Леонтия Касаткина: Ассоциируешь ли ты себя со своей работой? Твои герои = твои друзья и круг общения? Или же ты предпочитает дифференцироваться?

Конечно, я ассоциирую себя со своей работой — она занимает львиную долю моего времени и я ее люблю, поэтому герои становятся кругом общения. Со многими художниками или музейщиками, про которых я писала, у меня теплые отношения, но как пел Цой «Это не любовь».

Вопрос от бывшего PR-директора МИСП Володи Шадрина: что лучше летняя зима или зимнее лето?

Лучше всего: клип на шлягер 90-х с одноименным названием от певца Сергея Рогозина. Для петербургской выставочной истории он важен — живым исполнением хита открывалась выставка «Лихие 90-е» в МИСПе. Кстати, советую сходить пока не закрылась.

Вопрос от художницы Вероники Ивашкевич: Когда у тебя день рождения?

Вероника, я тебе в личку напишу, это секретная информация)