литература
August 2, 2021

Хотя он и сволочь порядочная

Надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!

Иван Бездомный

Закончил очередной роман Кундеры.

Что сказать? Я даже не знаю, что сказать...

Продираясь сквозь эти постмодернистские (?) дебри и хитросплетения, я испытывал уже привычное от этого автора тоскливое недоумение. Человек же способен рассказывать истории, думал я в изнеможении. Увлекать может, приподнимать над обыденностью – я знаю...

Его подавляет собственная эстетическая установка, обозначенная в «Бессмертии»: линейное развитие сюжета представляется этому извращенцу бéгом по узкой улочке, откуда нельзя свернуть и растечься мысью по древу, как требует свободолюбивая душа Милана.

Но в «Бессмертии» этом, надо отдать должное, он лихо выруливает в концовке, сплетая все концы (почти все) в изящную косичку с послевкусием. Тоскливое недоумение теряет прилагательное, оставляя повисающий вопрос:

а если бы написать сие «по-человечески»?

Впрочем, нет... Вся задумка была в том, как мне кажется, чтобы связать бикфордов шнур повествования звездочкой (или крестом – там же четыре сюжетные линии?.. или пять?.. или?..) – и поджечь одновременно со всех концов. Огоньки сбегаются к центру: ба-бах!

Катарсис.

Если идея была такова...

Ну, наверное, в этом что-то есть. Даже наверняка.

Во всяком случае, про «Невыносимую легкость бытия» или «Шутку» такого сказать не могу.

Хотя, конечно, я тут субъективен: сбивает оголтелая авторская русофобия, стыдливо прикрывающаяся коммунистофобией.

* * *

Что же в сухом остатке? – Недоумение.

Буду ли еще его читать? – Куда же денусь...

Милана Кундеру я пока недоразгадал.

Да и читать вообще полезно. Как сказано в «Бессмертии» –

Новое время набрасывается на всё, что когда-либо было написано, чтобы превратить это в фильмы, телевизионные передачи или мультики. Поэтому самое существенное в романе как раз то, чего нельзя сказать иначе чем романом