September 7, 2023

Работы выпускников ч.1

Общество и государство через призму семьи и близости

Даша Каретникова Родина слышит, Родина знает, 2023

Даша Каретникова, из серии Родина слышит, Родина знает, 2023

Даша записала историю текстово, но конечно же, в первую очередь визуально, своего отца, который родился в Акмолинском лагере жен изменников родины в 1938. Небольшое отступление от темы в личную историю: одновременно с тем, чтобы учится в школе родченко, я так же училась на юрфаке в своем родном городе. Оттуда я узнала, что современная правовая теория предполагает, что в судебно-исправительной системе наказание несет только совершивший преступление, и что любое преследование родственников противоречит нормам международного права. После этого в новом семестре я сказала, что хочу фотографировать жен и дочерей “изменников родины”, подвергшимся сталинским репрессиям. Но потому, как я была юной, я не знала как такую историю можно начать снимать, я переключилась на что-то попроще. Дашина серия личная и глубокая: о доносах, выживании в лагере, скитаниях по советскому союзу матери и сына, которые не смотря ни на что выжили, остались вместе и пронесли через все ужасы сталинского террора любовь к музыке. Визуально я предложила Даше избавится от цветных фотографий из российской глубинки, когда она только показала мне первую часть проекта, на что она ответила, что хочет, чтобы остался цвет и было видно, какое все невзрачное, серое и коричневое. И я рада, что угрюмая неприглядность сочетается с контрастным чб, который передает переживания от первого лица, создавая дуальность историй: отца и дочери, матери и сына, прошлого и настоящего.

Даша Каретникова, из серии Родина слышит, Родина знает, 2023
Даша Каретникова, из серии Родина слышит, Родина знает, 2023

Даша сделала книгу небольшим тиражом в 5 экземпляров, и насколько я знаю, планирует выпустить больший тираж. Дашин сайт, и инстаграм здесь.

Марина Безрукова Homejourney, 2022

Марина Безрукова Homejourney, 2022
Марина Безрукова Homejourney, 2022
Марина Безрукова Homejourney, 2022

Книга, которую сделала Марина состоит целиком из фотографий, в ней есть только небольшое послесловие и оно – куплет из песни. Серия сочетает в себе цвет и чб, также как и предыдущая работа, но совсем по иным причинам. Здесь также собраны фотографии за продолжительный срок: четыре года. Впервые я встретила Марину на курсах по портретной фотографии, и после того, как она принесла очередное домашнее задание на этот раз с фотографиями мужчины, я предложила ей все оставшиеся снимки на курсе делать с ним. Портрет это всегда двусторонняя коммуникация, где отношения  между двумя людьми становятся видны и меня привлекла спокойная радость и близость, которую я увидела в этих снимках Марины. Это не эскапизм двух недавних влюбленных, а скорее партнерство двух людей, которые переносят штормы вместе. Таких проектов не так много, потому что стремления к раскрытию конфликтов и травм, зачастую перевешивает желание медитативного созерцания. После переезда в штаты в 2021 дневник перерос в нечто другое: фиксацию собственной адаптации к новой жизни. В снимках окружающего пространства есть и меланхолия, и оптимизм. Фотографии выстроены хронологически и к концу книги в них становится больше цвета, что было решением, которое я предложила. Это простой шаг, но для серии Homejourney оно мне кажется эффективным: чем дальше в прошлое тем меньше насыщенности и тем  больше затянутого серыми облаками неба.

Хару (Лиза Вдовина) Купол, 2022

Хару (Лиза Вдовина) Купол, 2022
Хару (Лиза Вдовина) Купол, 2022

Серия фотографий Купол также полна дуальностей, но визуального выдержана в другой традиции, которая в гораздо меньшей степени черпает вдохновение из дневника или семейного архива. Меня цепляют эти фотографии своей элегантностью и строгой красотой, а также традицией близкой современной американской фотографии, но сохранившей большую динамику кадра.

Хару- небинарная персона, отец которых православный священник в стране, в которой словосочетание “традиционные ценности” является оружием, ядом пропаганды, отравляющим жизнь незащищенной части населения. Но эта серия не об ужасном конфликте полном боли, а на удивление эти снимки рассказывают о сосуществовании и желании не только найти общее, но и сохранить близость. Эти фотографии – утопия, недоступная и нереальная сейчас для большинства россиян. Все искусство, затрагивающие темы ЛГБТК+ в россии является опасным для создателей и остро вовлеченным в политику уже на протяжении 10 лет, и из-за репрессий и гонений почти полностью стерто. Конкретно эта серия останется свидетельством того, что семейные узы, любовь к себе и ближнему иногда побеждает, и что после долгой борьбы и изменений это может быть доступно для многих.

Хару (Лиза Вдовина) Купол, 2022