November 2, 2023

Борьба с изоляцией от фотографического мира, размышления об изменениях в фотографических трендах и поиск коммьюнити.

Я вспомнила одну странную историю из своего подросткового возраста. Я тогда начала заниматься фотографией и была в вакууме в своем городе. Инстаграма не существовало. Был местный фотографический форум, и на нем несколько форумных завсегдатаев, которые казались мне недосягаемыми звездами. И вот один из них говорил, что не смотрит фотографии других фотографов вообще. Никогда и никаких. Чтобы не копировать никого подсознательно. И я помню, что я долго размышляла на эту тему, в особенности о том, не стану ли я как все от того, что я часами листаю картинки на всех форумах, которые знаю? Ведь это страшно потерять свою индивидуальность, быть смятым общественными нормами, да? Сейчас я могу с уверенностью сказать, что искусство так не работает. Чтобы появились свежие идеи надо много знать и много экспериментировать. С копированием действительно есть сложный аспект, потому как можно заметить тренды в том, кто всем нравится: например 15 лет назад, я помню, как все были увлечены Якобом Соболем и Андресом Петершеном, а фешн иконой был Терри Ричардсон. У всех были контаксы или мьюшки, и все использовали вспышку в лоб. Интеллектуальным авторитетом для художников был Джефф Уолл, а для документалистов Брумберг и Чанарин.

Рианна сфотографированная Терри Ричардсоном в 2012. Частью его "фирменного стиля" были автопортреты со знаменитостями, которых он снимал, частно в близком контакте, обнаженными. Фотограф был отменен во время движения #metoo из-за огромного количества обвинений в сексуальных домогательствах и неподобающем поведении.

Поэтому довольно очевидный вывод: чем более поверхностно ищешь себе кумиров, тем более поверхностный результат получается. Я все еще получаю удовольствие, когда нахожу что-то интересное, что не видела раньше. Хорошо бы в виде книги или на выставке, но картинки в интернете работают не меньше, когда хочется бороться против вакуума вокруг себя. Поэтому я зову всех в клуб любителей истории фотографии. Я в этом клубе буду заниматься поиском и составлением программы, модерацией дискуссий: но рассказывать о фотографах, я приглашаю вас. Работать это будет так: вы присылаете свое портфолио, и/или пишите о своих интересах. Я выбираю фотографа и проект о котором вы будете говорить. Формирую расписание. Презентация длится 20 минут, а затем 20-минутная дискуссия. Из своей преподавательской практики я знаю, что есть сложности, с которыми сталкиваются фотографы: слишком много имен и большой объем информации. Когда вы проводите время самостоятельно читая интервью с заданными фотографом, ищете о ней или нем информацию, то вы не только запоминаете художников и их методы, но и учитесь искать вне инстаграма. Я знаю инстаграмеров у которых десятки тысяч фолловеров просто потому, что те, кого они копируют инстаграм не ведут. И стоит ли говорить, что увидеть оригинальные идеи до которых кто-то докопался сам важно по простой причине, что в хорошей работе визуальные решения неотделимы от содержания.

Первое мероприятие будет открытым для всех и пройдет 11 ноября, там мы рассмотрим и обсудим трех фотографов:

Том Вуд – ирландский уличный фотограф, портретист, работавший активно в 80-е и 90-е на северо-западе Великобритании. Вуд является одним из пионер цветной фотографии в Европе. Он выпустил несколько фотокниг, в частности Looking for love (1989) и All zones off peak (1998). Его ретроспективы состоялись в крупных институциях и музей Великобритании, а том числе в The photographer’s gallery в 2012, National Media Museum в 2013 и в Walker Art Gallery в 2023.

Seacombe Ferry, 1985, by Tom Wood. Courtesy of the artist and The Photographers' Gallery, London

Лукас Блалок – американский фотограф и художник. Живет и работает в Нью-Йорке. Снимает повседневные предметы, превращая их в сложные театральные натюрморты. Изменяя привычную фотографическую форму, создает внезапно новое непривычное восприятие. Снимки Блалока нарочно искажены, создают впечатление наскоро составленных изображений, присваивая привычным вещам новые контексты. У Лукаса выходило несколько фотокниг: Making Memories 2016, Figures 2021. Работы Лукаса отмечены известным куратором и исследовательницей фотографии Шарлоттой Коттон в ее книге Photography is Magic.

Lucas Blalock, Conch and Berries and, 2015–2017. Archival Inkjet print. Courtesy the artist and Galerie Eva Presenhuber, Zurich

Михаэль Шмидт – немецкий фотограф, темами которого были Берлин и значения немецкой идентичности в современной истории. У него увлекательная биография бывшего полицейского, который выучился фотографии на вечерних курсах и стал уникальным и значимым голосом в немецкой фотографии и в противовес Дюссельдорфской школе, и восточно-немецким фотографам. Мне в особенности интересно обсудить его значение сейчас, когда его работы спустя 10 лет после смерти обрели культовый статус.

Michael Schmidt Untitled, from the series Ceasefire (Waffenruhe)1985-87

Возвращаясь к тому, что важно искать фотографов, близких к вашей практике. Шмидт был одним из фотографов, кто повлиял на моей отказ от цвета. Его серия Frauen повлияла на то, как я снимала Страну женщин в 2016, а Waffenruhe на то, как я фотографировала Чертаново для серии Овертайм с 2017 до 2021.

Марго Овчаренко из серии "Overime", 2021

О Томе Вуде расскажет Рамиль Гильванов. Рамиль Гильванов - визуальный художник, работающий с фотографией. В прошлом журналист. Изучал фотографию в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, курс Марго Овчаренко (2020-2022). Базируется в Поволжском регионе, откуда родом. Работает над долгосрочными документальными проектами.

Рамиль Гильванов, из серии "Издалека долго", 2021

О Лукасе Блалоке расскажет Евгения Соломатина.

Евгения Соломатина – фотограф, живет в Москве. Окончила курс мастерской Марго Овчаренко в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко в 2022 году. Работает с проектной фотографией, темами взросления, пространства памяти, травмирующего опыта и переходных состояний. Опирается на свойство изображения создавать впечатление, при котором зритель сможет соотнести его с персональным опытом.

Евгения Соломатина из серии "И это пройдет", 2022

Чтобы записаться на открытое мероприятие пожалуйста заполните форму и вы получите ссылку. Для мероприятие случайно получилось красивое число и время 11 ноября в 11 утра GMT+3.