▪️ Криминальные традиции
July 5, 2022

Удары головой в Русской криминальной традиции

Различные криминальные традиции, как часть субкультуры, имеют в своем арсенале эффективные, рациональные, проверенные суровой жизнью способы решения своих задач, в том числе связанные с поединком.

🔻Поговорим об ударах головой
В каждой криминальной традиции существует удар головой, различие заключается только в способе нанесения этого удара, а, следовательно, и в разности образов, стоящих за этим техническим элементом. Начнем анализ этого приема с книги Джона Гилби «Секретные боевые искусства мира». В главе № 2 «Ливерпульский хэдтер» он пишет об увиденном ударе головой:

Атака обычно производится спереди или с боков (так как сзади в ближнем бою подойти к противнику трудно, хотя удар головой сзади тоже эффективен). Подойдя близко Линдси хватал шарф и, двигая воображаемую голову вперед, наносил лбом серию молниеносных ударов по передней поверхности головы. В последовательности было не менее семи ударов, главным образом направленных в нос, площадку под носом и виски (здесь он не ударял Оникса, а просто приближался и наносил удары в воздухе)».

Видимо в боевое самбо этот удар пришел из криминальной системы. На самом деле удар головой - это не часто используемый прием, особенно в русской криминальной традиции. Русская система построена на эффективности и многоприменимости, то есть, за века своего существования она сформировала в своем сердечнике только самые действенные технические элементы, позволяющие решать молниеносно задачу вне зависимости от физической подготовки и психологической устойчивости противника.
Реставрировать и свести в единую систему все элементы русской криминальной традиции удалось только в 1930 году академику Г.С. Попову путем проведения анализа ранее написанных документов и ряда научных экспериментов. В ходе исследования Григорий Семенович заметил некую закономерность: выяснилось, что на протяжении всех исторических периодов мастерски умеют орудовать ножом только представители преступного мира. Результатом столь масштабной научной работы явилась не только полная реставрация всех технических элементов, но и возрождение системы ножевого боя русской криминальной традиции.
Вывод был бескомпромиссным, равно как и сам преступный мир: в основе русской криминальной традиции лежит нож. Теперь, зная все это, возвращаемся к ударам головой. Что мы видим? Для того, чтобы выполнить удар головой с наибольшим поражающим эффектом, вы должны быть как минимум одного роста с противником. Помимо этого, чтобы произвести этот удар, вам необходимо сократить дистанцию. Но что вы будете делать, если у противника окажется в руке нож? А если у вас будет возможность воспользоваться ножом, будите ли вы применять этот технический элемент? Ответы на эти вопросы мы рассмотрим далее на примерах-демонстрациях.

🔸 Мало наносить удары головой, важнее знать как это сделать. О чем идет речь? Довольно часто можно услышать такой совет: «да бей ты сразу головой, противник ляжет». Таких советчиков всегда хватает, в том числе и в криминальной среде. На самом деле именно наличие бесчисленного множества мнений относительно тех или иных приемов позволяет криминальным традициям скрывать от всех технические элементы и их выполнение. Что я имею в виду? Предположим, в метре от вас стоит противник, попробуйте нанести ему удар головой. У вас сразу же возникнет большое количество вопросов относительно того как это сделать. Дело в том, что чтобы нанести такой удар противнику, вам необходимо каким-то образом с ним сблизиться, то есть сократить дистанцию до такой, где вы гарантированно попадете. Второй момент: я же прекрасно понимаю, что человек, стоящий напротив меня, совершенно не хочет получить удар, а тем более головой. Поэтому велика вероятность того, что пока вы будете сближаться, то получите встречный удар, и уже мало вероятно, что дело дойдет до вашего удара головой.
Если у вас существует некий «пунктик» в виде цели нанести удар головой, то вы должны понимать, что такой технический элемент требует серьезной подготовки. Важно знать как бить, куда бить, какой частью головы наносить этот удар и при каких обстоятельствах он применим. По сути, прежде, чем выполнить этот технический элемент, вам его нужно как-то подготовить. Случаи, когда вы в ходе поединка или разговора оказались на расстоянии, позволяющем вам нанести удары головой, единичны. Как говорил Фима из культового телесериала «Ликвидация»: «здесь нема ни голых, ни дурных!» То есть, довольно многим, кто так или иначе связан с криминальной системой, такой способ нанесения удара хорошо известен, а, следовательно, ваш оппонент всегда будет держать дистанцию, не позволяющую произвести удар.

🔹 Примеры контратакующих действий

Пример 1. "Атака и удар головой - противник выше вас"

  • Я произвел захват противника за шею правой рукой.
  • Пытаюсь совершить следующее действие: нанести противнику удар локтем, но противник блокирует этот удар.
  • В таком случае мне остается совершить удар головой.

Произведя захват противника за шею, вы полностью оголяет ту сторону, с которой произведен захват. Даже держа противника за загривок одной рукой, вторая ваша рука в этот момент бездействует, что не мешает сопернику ее прихватить, тем самым замкнув вас, а далее вы уже ничего не сможете сделать руками. Таким образом вы своими действиями сами себя сковали. Даже говорят: «это ты меня захватил или вывел свою руку из строя?».
События могут развиваться и по другому. Предположим, вы правой рукой прихватили противника за шею. У вас открыта под удар правая сторона, а у противника свободна левая рука. В этот момент он левой рукой достает из кармана нож и засаживает вам его под ребра. Такие вещи необходимо учитывать еще до того, как собираетесь атаковать. Еще один вариант в случае, когда вы прихватили противника левой рукой за шею, - это произвести удар правым локтем. Предположим, противник и это действие блокирует, тогда вам не остается ничего, как совершить удар головой.

Пример 2.
Серия последовательных действий из 2 рисунков

  • Противник наносит мне удар, но я сразу же уворачиваюсь.
  • Я попадаю в положение, в котором не достаю до противника для того, чтобы совершить удар головой.

В случае атаки противника выше ростом уходить мне в сторону для того, чтобы ударить противника головой, достаточно проблематично. Следовательно, мне нужно находиться между рук противника.

Пример 3.
Серия последовательных трех действий

  • Еще до того, как противник совершил удар, я заклинил ему руку, предположим левую.
  • Тогда противник производит удар правой рукой, но я уворачиваюсь.
  • В положении, в которым мы теперь находимся (как это показано в действии № 2), мне проще будет произвести удар тем же правым кулаком в подбородок противника, чем совершить удар головой.

В следующем примере мы видим «многоходовку», то есть у нас есть варианты нанесения удара либо головой, либо удара кулаком в подбородок, либо локтем. Но в чем может возникнуть сложность при проведении в данном положении удара головой? Противнику будет достаточно отклониться назад, и я уже повисну на нем. В такой ситуации удар кулаком будет действием более контролируемым. Или же произвести удар локтем и завершить поединок ударом ладонью в шею.

Пример 4. "Препятствия, с которыми встретится противник при ударе головой".

Еще один очень важный момент. Более высокому противнику удобнее ударить меня. Если я выставлю правый локоть, противник попросту ударится своей головой в него. Или я выставлю правую руку так, чтобы защитить лицо и голову, тогда противник ударится в мою руку.

  • Противник выше меня ростом, собирается нанести удар головой, я выставляю локоть.
  • Я выставляю руки в момент, когда противник совершает удар головой.

Пример 5.
Предположим, противник схватил меня за шею (рис 1) и собирается нанести удар головой. Я просто выставляю руки (рис 2). Удар головой пришелся мне в руки, я правую руку отпарировал вниз, тем самым заблокировав левую руку противника (рис 3), и дальше ломаю геометрию противника (рис 4), но бить мне его в таком положении головой тоже не удобно.

  • Противник схватил меня своей правой рукой за шею.
  • Я выставлю две руки, чтобы закрыться от идущего на меня удара головой.
  • Блокирую левую руку противника.
  • Ломаю геометрию противника.

🔹 По факту, когда вы двигаетесь на противника вне зависимости от его роста и телосложения для того, чтобы нанести удар головой, вы можете столкнуться со следующими препятствиями:

• Встречный удар, который попросту не даст вам сблизиться;

• Шаг назад. Предположим, вы стоите и разговариваете друг с другом, возникает выгодная ситуация, в который вы решаете нанести противнику удар головой, но ему достаточно сделать небольшой шаг назад - и ваш удар пройдет мимо.

К какому выводу мы приходим? Любой удар головой, который вы бы хотели нанести, хорош только промежуточно, только на какой-то стадии боя. Обратите внимание на примеры, и вы увидите насколько много существует промежуточных звеньев в виде технических элементов при нанесении удара головой. Сразу нанести удар головой, без предварительно проведенной работы, без подхода не получится.

Удары головой существуют во множестве криминальных традиций мира, но этот технический элемент является всего лишь промежуточным либо контратакующим действием.
Атакующим он может быть только в нескольких случаях:

• Когда два противника одинакового роста;

• Когда противник не понимает что происходит и подходит на дистанцию, на которой возможно применение данного технического элемента;

• Когда вы сталкиваетесь с хорошо подготовленным человеком, то нанести удар головой он вам не даст. Зато он может навстречу нанести вам удар головой.

🔸Применимы ли удары головой в поединке на улице?
Ответить на этот вопрос я бы хотел на примере одного моего знакомого, который по каким-то своим соображениям постоянно бил головой. Первое - он не совсем умел делать это правильно. Второе - каждый его удар головой заканчивался для него непредсказуемо. Мне известно 4 случая из его жизни, когда он бил головой:

  • В первый раз удар головой пришел в цель, то есть в нос – противник получил повреждения;
  • Во второй раз он ударил головой оппонента, вследствие чего сам себе повредил голову;
  • В третий раз удар головой был встречен ответным ударом снизу, его противником оказался боксер, который просто свалил его апперкотом;
  • В четвертый раз, нанося удар головой, он просто промахнулся, то есть он попытался ударить человека головой, но тот сделал шаг назад, и удар прошел мимо. Вы никогда не знаете кто перед вами, насколько подготовлен ваш оппонент, и уж тем более как он себя будет вести в той или иной ситуации.

Вот вам несколько примеров применения ударов головой в уличных поединках от человека, которого я лично знаю. Мой знакомый считает, что это его коронный прием – удар головой. Этот человек никогда не был уголовником и никак не связан с криминальным миром, он обыкновенный водитель, но с философией бродяги. Его пример нам показывает, что если неверно использовать технический элемент, то из 4-х случаев можно получить всего одно попадание, следовательно, этот технический элемент попросту бесполезен.

📓 Из книги Олега Мальцева "Плато безмолвия"

🔎 Если хотите быть в курсе всех событий, подписывайтесь:
✒ Telegram канал "Система Пайкайа"
✒ Наш канал на YouTube
✒ Наш Яндекс.Дзен