September 2, 2016

Музейное лето

Отчеты солистов о летнем задании - посещении музея

Кирилл Добаринов:
"Когда я узнал, что мне предстоит съездить в музей-усадьбу "Остафьево", я сказал "есть куда пригласить девушек погулять". Имелась в виду, естественно, только одна девушка (вопрос только, которая). Выбор пал на Марину. Я предложил Марине съездить вместе в "Остафьево". Надо сказать, когда мы с ней ездили в Москву (по разным причинам, но чаще по инициативе Марины) именно я рассказывал ей некоторые известные лично мне истории (про метро, про МИИТ, да мало ли о чём ещё). Но вот сейчас Марина тоже слегка подготовилась - зашла на сайт "Остафьева", посмотрела цены, почитала описание. Я сделал то же самое, и в результате мы независимо друг от друга решили просто походить по парку, не заходя в экспозиции. Тем более, что гулять по парку есть зачем.Вход в парк платный. Но стоимость символическая - 40 рублей с человека без льгот в выходной (либо праздничный) день. За фотосъёмку можно отдать ещё 50 рублей, но это в случае, если у вас фотоаппарат. Мы же всю фотосессию проводили с использованием камер мобильных телефонов.Вдоль всего парка тянется Большой пруд, в котором плавают утки. Кое-где их даже подкармливают. И когда им в воду бросают в воду кусок хлеба, одна из уток устремляется к нему со скоростью, лишь немногим меньшей "Сапсана". Этим они напоминают мне голубей у нас на Бульваре цветов (вдоль Пролетарской). Правда, чем дальше от барского дома, тем менее ухожен пруд. Рядом с "Горбатым мостом" находится шестиколонная "Беседка Апполона". Нет, в беседке не Апполон. Это я. Если верить табличке, размещённой рядом с беседкой, Апполон - бог творчества. Учитывая, что в своё время в "Остафьево" бывали Пушкин и Карамзин, люди вполне себе даже и творческие, наличие беседки бога творчества не выглядит случайным. Кстати, на территории есть и памятники Пушкину и Карамзину. И рядом с ними я тоже сфотографировался. А вообще-то "Остафьево" - усадьба Вяземских. Кстати, и их памятники здесь тоже есть. Существует легенда (озвученная в качестве вопроса в "Что? Где? Когда?" на Первом канале, игру и команду не вспомню, помню лишь, что дело было в летней серии игр 2016 года - совсем недавно), что Петр Андреевич Вяземский решил назвать усадьбу первым же словом, которое произнесет приехавший к нему в гости Пушкин. Когда экипаж остановился у дворца, лакей спросил у Пушкина, что делать с его саквояжем. "Оставь его", — ответил поэт. Якобы именно так и появилось название "Остафьево". На самом же деле село Остафьево упоминается в летописи ещё в 1340 году. Кстати, раз уж я решил блеснуть эрудицией (было бы чем), скажу, что в начале XIX в. у Остафьево было ещё несколько старомосковских названий - Остафьево, Климово тож, Резаново, Остафьево тож. Часто писали и "Астафьево", "Астафьевское" (село). Но Вяземские придерживались "окающего" варианта и называли усадьбу только "Остафьево".Побывав в "Остафьево" мы с Мариной сошлись во мнении, что "Остафьево" - тихий уголок, где Вяземские могли отдохнуть от городской суеты. Тем более, что в то время они - достаточно известные в своих кругах люди, у них много забот. И сейчас нам хочется на выходные уехать куда-нибудь на дачу, в деревню. Фактически "Остафьево" - дача Вяземских. Просто частично недоубранная. Ну, что ж, не всё сразу. Лично видел, как вдоль барского дома со стороны парка меняют трубы. А та часть, что уже облагорожена, вовсю используется молодожёнами для своих свадебных фотографий. Лично я видел 3 пары."

Александр Морозов:
"На днях я побывал в усадьбе Льва Толстого в Хамовниках. Изначально я должен был поехать тоже в музей Толстого, но по другому адресу. Но поскольку там не было интересных и подходящих мне по возрасту экскурсий, мама предложила съездить в Хамовники. Поездку в музей мы решили совместить еще с одной – маме надо было съездить по работе на Ленинский проспект. А от метро «Ленинский проспект» мы решили пройтись до музея пешком. Навигатор сказал, что идти недалеко, однако я бы оспорил его утверждение. Дорога пролегала через Нескучный сад, который и впрямь оказался нескучным. Дело в том, что на дорожках сада орудуют дерзкие белки. Они прикормлены и поэтому смело ходят по дорожкам рядом с людьми. И, видимо, делают это очень давно, поскольку многие прохожие имеют при себе горсточку орешков. Одна из белок неожиданно в поисках еды прыгнула на маму. Отделались легким испугом. И вот мы наконец-то дошли до музея. Немного отдышавшись и вооружившись аудиогидом, начали осмотр экспозиции. Интересное замечание: текст аудиогида читала праправнучка Толстого – Фёкла Толстая. Что мне больше всего понравилось в этом музее – то, что там очень много предметов (более шести тысяч), которыми пользовались сам Толстой и его семья. Я узнал, что в семье Л. Н. Толстого было 13 детей, но пять из них умерли младенцами. Любимцем Толстого был самый младший сын Ванечка, который во многом был похож на отца и даже написал один рассказ. В его комнате в доме сохранились его детские вещи и игрушки: клетка чижика, игрушечная лошадка. А на столе лежит детский журнал с Ваниным рассказом «Спасеннный такс». Ваня умер от скарлатины в семь лет, и Толстой говорил: «Природа пробует давать лучших, но, видя что мир еще не готов для них, берет их назад». Семья Толстого стала жить в Хамовниках зимой 1882 года, чтобы дети могли получить в Москве хорошее образование. А летом они жили в имении в Ясной поляне. Лев Николаевич выбрал дом в Хамовниках из-за сада. Рассказывали, что он приехал смотреть дом, когда было темно. Хозяин сказал, что ничего не видно. На что Толстой ответил: «Не надо смотреть дом, я увидел сад». Но сам дом тоже необычен своей историей, он (один из немногих) сохранился после пожара 1812 года. В доме более двадцати комнат. Одна из самых запоминающихся – парадный зал. В нем стоит рояль, на котором играли Рахманинов, Танеев и сам Толстой. Толстой даже сочинил один вальс, но он не знал нотной грамоты, поэтому записал этот вальс по памяти композитор Танеев. Толстые жили небогато, Лев Николаевич сам колол дрова, носил воду из колодца и даже шил и чинил обувь. Мы видели сапоги, которые он сшил для поэта Афанасия Фета. Рядом, в кабинете, меня удивил стол-пюпитр. Оказывается, когда писатель уставал сидеть, он продолжал работать над произведениями стоя. Он делил день на «четыре упряжки»: умственный труд, физический труд, общение с людьми и занятия ремеслом. После дома мы пошли в сад. Дом с садом как раз и называется усадьбой. В саду очень много деревьев, которые помнят Льва Толстого. В усадьбе такая замечательная атмосфера, что любой посетитель может почувствовать себя гостем Толстых. Всем советую сходить в этот музей"

Шорин Иван:
"Во время летнего лагеря между ребятами была проведена жеребьевка. Там мы тянули билетики с адресами музеев, которые должны посетить за летние каникулы.Мне достался "Музей - заповедник Лефортово".Парк был основан в 17 веке. К его созданию приложили руку голландские мастера, спроектировав его по примеру "Версальского парка".Это место очень любил Петр I, стремясь сюда всей душой.В самом парке на сегодняшний день осталось мало построек. Это грот, привлекающий художников; беседка; шесть прудов под названием Гитара, Сапожок, Квадратный, Островной, Северный и Банный. Плавать в прудах запрещено, а вот загорать и рыбачить можно.В парке много лавочек и кафешек, есть и детская площадка. Есть еще две фанерные арки. Это реконструкция "Триумфальных ворот" (1709г.) и "Красных ворот" (1753г.). В общем, парк не очень большой и достопримечательностей в нем не так много ( Парк в Кусково интереснее).На обратном пути от Лефортовского парка, до станции Серп и Молот, мы решили пройтись пешком. По пути нам попался Арт-парк "Символ". Он находится на территории бывшего завода "Серп и Молот".Там представлены работы молодых дизайнеров. Работ не очень много. Но они интересные в визуальном плане, и в плане того, что их можно потрогать и даже полазить по ним. Вход туда свободный. Рекомендую зайти если будете рядом."

Кузнецов Герман:
"В начале лета, я ходил с ребятами, которые чуть старше меня, в хоровой лагерь. В один день нам преподаватель устроил мини конкурс - были разложены маленькие листочки, которые мы брали по очереди на выбор. Никто не видел, что там было написано, но знали - там адреса и телефоны музеев, которые мы должны посетить за летние каникулы. Мне достался Дарвиновский музей. И вот настал день, когда мы поехали всей семьей. Этот музей удивил меня своим масштабом. Дарвиновский музей состоит из 2 зданий - Основное здание с постоянной экспозицией имеет 4 этажа, а также здание выставочного зала - 9 этажей.Музей основан в 1907 году молодым московским ученым Александром Котсом, который решил создать первый в мире музей эволюционной истории, и назвал его Дарвиновским. В дарвиновском музее помещены огромное количество чучел животных, птиц, рыб и насекомых со всех стран мира и разных времен, а также картины, графика, скульптуры животных, фото выставки. Первое, куда я пошел был интерактивный образовательный центр "Познай себя - познай мир". Здесь размещено более 50 интерактивных комплексов. Там я узнал, как устроен скелет человека, изучил строение внутренних органов и тканей человека, сравнил свой пульс с сердцебиением колибри и дельфина, увидел мир глазами пчелы, мыши и кошки, проверил свою реакцию, померился силой с волком, тигром и даже слоном. Следующий зал, который я посетил был Африканская саванна. Меня удивило много крупных зверей - это слон, жираф, антилопа, газель, зебра, тигр и другие. Меня поразило, когда я попал в эру динозавров. Я сразу обратил внимание на пятиметрового скелета детеныша хищника - тарбозавра. Я узнал, что длина взрослого динозавра достигала 12 метров, а высота 5. Также я увидел множество других скелетов динозавров. Когда мне родители рассказали о научной теории Дарвина, что человек произошел от обезьяны, то я с этим не согласился и выразил свое мнение - человек создан Богом. Мне очень понравился Государственный Дарвиновский музей, я много нового узнал о живой природе."

Лашин Владимир:
"В начале «путешествия» по музею, где П.И.Чайковский прожил с сентября 1872 по ноябрь 1873 года экскурсовод нас ознакомил с генеалогическим древом композитора. Дедушка Петра Ильича Мишель Виктор Асье был французом и являлся замечательным скульптором. В кабине композитора нас ознакомили с его личными вещами – очки, карты, флакончик для духов, пепельница, футляр для сигары и письма с нотами. Затем нам показали его фрак, трость, перчатки, брюки, цилиндр. Оказывается, в те времена не прилично было ходить без перчаток. А трость являлась предметом элегантности. Еще нам показали большой шкаф. Его П.И.Чайковский перевозил с собой куда бы он не ехал. Шкаф перевозил слуга композитора. У Петра Ильича была очень близкая подруга по переписки, с ней он общался посредством писем в течении 14 лет. Она была вдовой и однажды услышав произведение Чайковского пришла в восторг, решила написать ему письмо, Чайковский ответил, так как ответить на письмо почитателей было делом чести. Так и завязалась их переписка. Но они так никогда и не встретились.Существует предание, что однажды их повозки встретились, но Надежда была очень смущена и молилась, чтобы скорее повозки тронулись. Затем нам показали оживленную картину, где был Чайковский и его собачка на его даче в Клину. Чайковский очень любил и жалел собак. Его маленького друга звали Бишка. А это картина дачи композитора в г.Клин. Картину нарисовал родной брат Петра Ильича. Чайковский был женат один раз, но отношения с женой не завязались и вместе они прожили совсем недолго, но официально брак так и не был расторгнут. У композитора не было своих детей, но он очень любил своих племянников. А больше всего Володю Давыдова, которому посвятил свой знаменитый «Детский альбом». А это рукопись «Детского альбома» (фото см.ниже). Я испытал необыкновенное чувство, увидев настоящий почерк композитора и первоисточник своего любимого произведения «Игра в лошадки», которое я исполнял в прошлом году на конкурсе, посвященном юбилею Петра Ильича. В следующем зале нам рассказали занимательную историю о том как Петр Ильич попросил своего близкого друга Николая Рубинштейна исполнить «Концерт №1», которому посвятил это произведение. Николай Рубинштейн является основателем Московской консерватории, которая теперь носит имя П.И.Чайковского. В то время Николай Рубинштейн являлся так же директором консерватории. Он отказался исполнить произведение Петра Ильича, сказав, что там много бемолей и вообще произведение недоработано. Затем Чайковский попросил исполнить это произведение Танеева, но тот также отказался играть его. Тогда Чайковский отправил это произведение немецкому музыканту Г. фон Бюлову. Когда Бюлов исполнил это произведение на концерте, публика взорвалась от восторга. Именно Бюлову Петр Ильич перепосвятил это произведение. Позже Рубинштейн признает свое ошибочное суждение о концерте №1, но было уже поздно. П.И.Чайковский очень любил Путешествовать. Он объездил всю Европу и даже побывал в Америке. Чайковский очень любил читать и даже специально выучил английский язык, чтобы читать произведения Чарльза Диккенса в оригинале.В последнем зале стоит необыкновенный инструмент – Челеста. Каждый желающий может на нем поиграть. Я с удовольствием исполнил песню «С нами друг» Г.А. Струве, а моя сестренка мне подпевала. На этом волшебном инструменте был исполнен танец Феи Драже из балета «Лебединое Озеро»В конце нашей экскурсии нам показали фрагменты балетов Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».В самом начале мне не очень-то хотелось тратить время на посещение скучной экскурсии. Но теперь я полностью изменил свое мнение. Экскурсия была необыкновенно интересной, познавательной! Время пролетело быстро и очень здорово!Хочу поблагодарить Артема Александровича, за то, что он даже летом не забывает о необходимости культурного просвещения ребят нашего хора, а заодно и стимулирует совместное проведение времени со своими родителями, братьями и сестрами."

Вечхайзер Олег:
"В летнем хоровом лагере все ребята вытягивали листочек с названием музея, который надо посетить летом. Мне достался музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Музей находится в переулке между Большой Ордынкой и Большой Полянкой, в здании старинной купеческой усадьбы Петуховых начала XIX века. Музей основан в 1969 году известным московским коллекционером Ф.Е.Вишневским, который передал в дар городу особняк и художественные произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Внутри четыре зала с основной экспозицией и два выставочных зала для временных выставок.Главной изюминкой музея это картины В.А. Тропинина. Именно его называли родоначальником стиля «московской живописи». Для него существовало два направления, которыми он руководствовался, - реализм и романтизм. Он писал портреты самых разных людей и богатых, и бедных. Все, что переживал В.А. Тропинин, картины воспроизводили в реальности. В его рисунках всегда передавались эмоции, особая атмосфера. В одном из залов находится портрет самого художника. Помимо работ В.А. Тропинина, в музее представлены полотна художников того же периода: Аргунова, Вишнякова, Антропова, Левицкого, Щукина, Щедрина и других. Хотел еще обратить внимание на интерьер самих комнат, на мебель, которая дополняет атмосферу старинного дома 19 века; стекло, фарфор, бисерные изделия, работы по бронзе, выставленные в музее – часть экспозиции по декоративно-прикладному искусству девятнадцатого века. В музее я узнал, что помещение небольшое, а коллекция картин значительная, музейные сотрудники меняют время от времени одни работы на другие, доставая их из фонда. А в музейных фондах можно так же найти картины именитых мастеров: Васнецова В.М., Айвазовского И. К., Левитана И. И.В свое посещение я видел картину на которой изображен сам В.А. Тропинин и картину «Девушка с цветами», которые мне запомнились больше всего. Хотелось посмотреть и другие его работы. Мне понравилось в музее. Хотел посоветовать и другим ребятам посетить его."

Дымков Дмитрий:
"В последний день хорового лагеря Артем Александрович дал нам задание на лето – посетить музеи. Была жеребьевка, и я вытянул бумажку «Музей русского лубка и наивного искусства». Я даже не знал, что есть такой музей, не знал, что такое лубок, и подумал, что там не будет ничего интересного. Собирался я в музей без особого энтузиазма. Музей находится в центре Москвы, на Малом Головином переулке. Это двухэтажное здание с четырьмя залами, в которых находится экспозиция музея. Нам повезло, в музее был хороший экскурсовод, который рассказал все об истории музея и о самих картинах. Музей был образован в 1989 году В.П. Пензиным, который передал в музей свою личную коллекцию картин. Русский лубок – это резьба по срезу липы, с которой потом делают оттиски на бумагу. Получаются картинки с разными изображениями, которые разукрашивали вручную природными красками. Гораздо позже оттиски стали делать по металлу и камню. История русского лубка начинается с 17 века. Мастерами были простые люди из народа, и поэтому большинство авторов картин остались неизвестными. В рисунках были юмористические, поучительные и познавательные сюжеты. Мне запомнился сюжет «Как мыши Котофея хоронили» и «10 ступеней развития человека от 0 до 100 лет». Еще я видел много картин, на которых были изображены персонажи сказок, былинные герои, цари, полководцы и даже библейские сюжеты. Кроме картин в музее был прибор для просмотра лубковых картин – раек. Это такая будка, внутри нее барабан с картинками. Если повернуть ручку барабана, картинки меняются. Картинки видно через отверстия для глаз в будке. На Руси за просмотр картинок платили деньги. После просмотра картин экскурсовод повел нас в подвал музея и показал нам печатную машину 18 века, на которой раньше делали картинки. Машина была очень старая, пыльная, но в рабочем состоянии. И в конце экскурсии я разложил огромные пазлы, которые в собранном виде представляли сюжет с лубочной картинки. Мне очень понравился «Музей русского лубка и наивного искусства». Я даже не ожидал, что узнаю много интересного о народном творчестве."

Нестеров Алексей:
"Дом-музей А. И. Герцена — единственный в России музей, посвящённый деятельности русского писателя и мыслителя Александра Ивановича Герцена, филиал Государственного Литературного музея. Музей действует здесь с 1976 года. В начале XXI века здание было отреставрировано.А. И. Герцен жил в этом доме с 1843 по 1847 гг. В музее развёрнута литературная экспозиция, освещающая жизнь и творческий путь Герцена. В экспозицию включены интерьеры, воссоздающие атмосферу кабинета и гостиной дома Герцена, уникальные портреты Герцена, членов его семьи и ближайшего окружения, редкие книги с автографами писателя, рукописи и виды мест, связанных с Герценом в России и за рубежом, личные вещи, принадлежвшие А. И. Герцену, Н. П. Огарёву и их современникам. Многие из уникальных экспонатов были переданы музею потомками А. И. Герцена.Ампирный особняк с мезонином в три окна, построенный в 1820-х годах, позже перестраивался. Является памятником истории и архитектуры, дающий представление о распространённом виде застройки в районе Арбата в посленаполеоновское время. В советское время сохранился только благодаря тому, что в нём проживал А. И. Герцен. Остальная историческая застройка Сивцева Вражка практически полностью утрачена.Дом даёт и представление о том, как могло выглядеть «Общежитие имени монаха Бертольда Шварца», фигурирующее в романе «Двенадцать стульев». По сюжету оно находилось в доме с мезонином в Сивцевом Вражке .В конце июня я вместе с папой побывал в Доме-музее А.И. Герцена. Музей находится в самом центре Москвы. Там я узнал, что А.И. Герцен был русским публицистом, философом, писателем, педагогом. В музее было много экспонатов. Личные вещи, книги и фотографии. А также портреты и предметы мебели. Так же мы участвовали в викторине. На входе нам дали лист с вопросами, на которые нужно было правильно ответить. Но дать правильный ответ можно было только внимательно выслушав экскурсовода. За ответы на все вопросы в конце экскурсии нам подарили памятные значки с изображением музея. Поездка мне понравилась."