December 18, 2017

Минск. Концерты и мысли

В декабре 2017 года наш хор посетил Минск с сольным концертом в музыкальном училище им.Глинки
Также мы приняли участие в концерте памяти Г.А.Струве в белорусской государственной филармонии.
Предлагаем вам видео-трансляции выступлений и сочинения солистов хора.
Также приглашаем посмотреть первый гастрольный фильм хора об этой поездке.

Концерт в музыкальном колледже

Концерт памяти Г.А.Струве в белорусской филармонии

Добаринов Кирилл:
"Первое, что меня поразило в Минске… Даже так – первое, что я увидел в Минске был местный чыгуначный вакзал (простите за мой белорусский). Так вот, на этом вокзале нет пункта досмотра! Я не знаю, на что надеялись белорусы, принимая такое решение, но даже такая, малозначительная, на первый взгляд, деталь, уже напомнила – мы в другой стране (после Казани таблички не на русском уже не показатель).После распределения по семьям (а меня тоже сперва пытались кому-то пристроить, и вроде даже этот кто-то был готов меня взять, в моём -то возрасте, но я наотрез отказался. Так вот, после того, как мы разобрались, кто куда, я и ещё два солиста (Ваагн Айрапетян и Борис Мироненко, оба приехали вместе с родителями, а Ваагн прихватил с собой ещё и брата) отправились в гостиницу «Орбита». Поскольку цены кусаются, решено было заплатить только за сутки проживания – в моём случае чуть больше 2000 российских рублей (у остальных получилось в пересчёте на человека слегка поменьше, но они были без завтрака). Оставшееся до заселения время наши сумки провели в местной камере хранения, благо, она бесплатная.Позавтракав в ближайшем McDonald’s (чем не скажу, но вроде ничего из запретного списка там нет, да и до концерта времени ещё много, по идее никаких последствий остаться не должно), мы отправились на такси к музыкальному колледжу имени Глинки. Там я вспомнил, что забыл в чемодане туфли, и дабы не будить в Артёму Александровиче зверя решил вернуться в гостиницу (время позволяло). Вот только ради этого пришлось чапать почти в самый центр города, к станции метро «Немига» (ибо остальным ну очень хотелось проводить меня до метро и попутно прогуляться в центр). В определённый момент пришлось ускориться, дабы не тянуть одно маленькое четырёхлапое живое существо за причинное место. Нет, я в итоге везде успел (хоть и вернулся из гостиницы к колледжу на такси, попутно сильно запутав водителя). Более того, как оказалось, за то время, что я добрался до отеля и обратно, семейства Айрапетян и Мироненко успели дойти лишь до ближайшего торгового центра. Так что можно сказать, что я увидел чуть больше.После всех прогулок и экстренных поездок до гостиницы и обратно, мы собрались всем хором в Колледже имени М.И. Глинке. До выступления прошла репетиция. И тут Артём Александрович предложил небольшой отход от традиционной распевки. Отход в буквальном смысле – надо было распеваться, в хаотическом порядке перемещаясь по кабинету. Не знаю, помогло это или нет (про словам Артёма Александровича, помогло), лично я стараюсь не стоять дубом и двигаюсь даже во время паузы. Видимо, так и надо (во всяком случае на мои с позволения танцы никто внимания не обращает).Концерт был практически сольным. Сперва выступал младший хор мальчиков, затем мы. При этом Любовь Семёновна и Артём Александрович рассказывали о работе с нами, в том числе и о том, что каждая репетиция с нами как в первый раз. При таком подводке в принципе можно петь как угодно (мол, мы это поём «впервые»). Однако, нам, вроде бы, удалось собраться и спеть так, как мы умеем. Хотя усталость после поезда давала о себе знать и я постоянно ловил себя на мысли, что я теряю визуальную связь с Артёмом Александровичем. Практически силой воли заставлял себя видеть дирижёра и выступать несмотря ни на что.После выступления мы наконец отправились обедать в ресторан местной гостиницы «Юбилейная», после чего загрузились в автобус и отправились на обзорную экскурсию по Минску. Экскурсовод быстро понял, что нашим ребятам лишь бы что потрогать, потереть и т.д. и т.п., посему начал нас водить по различным статуям, к которым можно подойти поближе и которые можно стереть до состояния н носа собаки с «Площади Революции». Одну скульптурную композицию (гитару близ бывших монастырей) ребята чуть не выдернули с корнем.Самое неприятное, что было в экскурсии – это погода. Понятно, что ожидать зеленеющую травку и поющих птичек 16 декабря как минимум странно, но общая серость навевала мысли о сне. С этой точки зрения понятно, почему основная часть народа в эту субботу спряталась в ЦУМе. Там реально не протолкнуться. В итоге сонный Кирилл, стараясь не потеряться с остальными, накупил в местном гастрономе столько всякой всячины, что доедать её пришлось уже в понедельник на работе.В воскресенье нам предстояло основное выступление (ибо мы ехали-то ради Концерта памяти Георгия Струве). Но до него ещё полдня, посему сперва мы отправились на экскурсию в музей Великой Отечественной войны. Музей огромный, с кучей экспонатов, многие из которых либо были восстановлены, либо и вовсе оригинальные, такие, какими они дошли до наших времён. В результате в процессе экскурсии я ловил себя на мысли, что до полного комплекта тут не хватает только экспонатов, посвящённых Блокадному трамваю Ленинграда (не удивлюсь, если таковые там всё же есть). В общем, музей достойный той Памяти, которую он призван сохранять, да и даты создания (1944 год, то есть ещё нет как таковой Победы, а музей, ей посвящённый, уже создан и собирает экспонаты для потомков).Естественно, после посещения подобных мест «Пионерия» не может на спеть. И данный музей не стал исключением – Хор мальчиков и юношей спел «Журавлей» a'capello. И даже несмотря на отсутствие сопровождения, лично я его в некоторых моментах слышал. Подумалось даже, что это и есть секрет нашего успеха – петь не тогда, когда надо (на концертах, конкурсах и прочей обязаловке), а вот так, когда действительно хочется. Тогда получается даже как-то по-особенному с душой.После музея мы отправились на общественном транспорте в местное кафе на обед. По пути у меня чуть не случилась истерика. Дело в том, что при выселении из отеля я забрал с собой все свои вещи. В результате ребята, которые, вроде как, проглотили тот факт, что я мягко говоря не совсем стандартно одет (а я был в зимних рабочих куртке и штанах), теперь считали своим долгом задать идиотский до дебилизма вопрос «Зачем ты взял с собой чемодан?».После обеда, мы отправились в Государственную Филармонию, где должен был состояться тот самый концерт. И вновь на распевке началось хаотическое движение ради лучшего звука. В остальном всё достаточно стандартно – на репетиции мы вновь работаем спустя рукава смирительных рубашек, затем под крики руководителей экстренно собираемся и выходим показывать «как надо петь Струве» (собственно, именно эту задачу перед нами и ставили педагоги, остальное – сопутствующее). Что касательно репертуара, то все те же песни мы уже и вполне себе даже с успехом спели накануне. Оставалось только их повторить не хуже, чем было днём ранее.Начался концерт со сводного хора и песни «Я хочу увидеть музыку». После этого мы спрятались в выделенный с огромным авансом кабинет Белорусского Государственного Камерного Хора. Естественно, кучинская шпана быстро навела там свои порядки. Последние минуты перед выступлением мы провели в репетициях «Музыкального корабля» (песни, где юноши работают в качестве подтанцовки – стоят дубами). Затем укомплектовались и пошли на сцену.Насколько я могу оценить наше выступление, нам удалось повторить своё вчерашнее выступление. Но это вид изнутри, что там было слышно снаружи не знаю. Однако судя по аплодисментам, зрителям понравилось. Сразу после нашего выступления к нам вышел младший хор, вместе с которыми ребята исполнили «Кулакову» (мы, юноши, вновь стояли обоями), после чего к нам присоединились остальные хоры. Общий сводный хор исполнил «Учителя музыки» и «Беларусь мая», после чего мы отправились на свободное время.Если честно, этого момента я ждал. Но тут дело даже не в музыке – дело в том, что в четверг (а точнее сказать, уже в пятницу) на работе я столкнулся с ситуацией, что у меня нет фонаря. Поскольку возможности затариться в Москве до смены у меня не будет (в ожидании выступления в Филармонии я созвонился с Евгением Витольдовичем и узнал, что мне абсолютно точно выходить в понедельник в сутки), фонарик пришлось покупать в Минске. После этого я отправился на вокзал (именно поэтому я и забрал сразу вещи из отеля – чтобы не возвращаться туда), где обменял остатки белорусских рублей на российские (в основном все расчёты были в безналичной форме, но за такси пришлось платить налом), на сдачу купил себе вафли на работу и пошёл ужинать в Burger King (теперь можно).Когда мы наконец встретились вновь на первом этаже вокзала, я узнал, что на обратный путь мне повезло куда меньше – я, накануне рабочих суток, попал в один отсек с особо вертлявыми солистами. Пришлось их усмирять, после чего я залез под простыню (ибо плацкарт) и заснул.Уже сидя на работе во время перерыва между поездами в 5 ч 14 мин, я имею возможность слегка проанализировать поездку. Практически для меня эта поездка была возможностью оторваться от работы и учёбы, съездить в новый для себя город. Но и от возможности заняться тем, что мне нравится, отказываться не стоит. Вопрос только в том, что мне пришлось пожертвовать и другим не менее любимым делом. Но тут получилось, что работа всплыла буквально в самый последний момент, так что в следующий раз придётся искать возможности совмещения хора с работой. А универ идёт лесом (тем более, что последний семестр, с февраля – только практика да диплом)"

Морозов Александр:
"В середине декабря нашему хору представилась возможность посетить столицу Белоруссии – город Минск. Впервые за столь долгое время у нас наконец-то состоялась гастрольная поездка. Она была посвящена 85-летию со дня рождения нашего маэстро – Г.А.Струве.

Дорога пронеслась незаметно: ночь – и мы уже в Белоруссии. Проживать в Минске почти всему хору предстояло в семьях. Очень интересный опыт – ты заводишь новые знакомства и общаешься с интересными людьми. Я жил в семье Филоненко, которая состояла из родителей и двух братьев, а еще у них были пёс Грай и кот. Я очень интересно провёл время, мне рассказали много о Белоруссии и белорусском языке.

Спустя некоторое время у хора началась концертная программа. Первое выступление прошло в музыкальном училище имени М.И.Глинки. На нём мы исполнили всю нашу программу – от духовных песнопений до песен Струве. Выступали мы в не самом привычном для нас состоянии, поскольку как следует поспать в поезде почти никому не удалось. Но это нам не помешало, а впоследствии Артём Александрович сказал, что этот концерт был одним из лучших наших выступлений. Было очень приятно.

После концерта и обеда нас повезли на обзорную экскурсию по Минску. До этого в семье мне рассказали, что во время Великой Отечественной войны Минск был почти полностью разрушен и исторических достопримечательностей там осталось очень мало. Но экскурсия была динамичной и интересной. За это хочу сказать отдельное спасибо нашему экскурсоводу, который не дал нам заскучать.

Следующий день уже с утра принёс много разных эмоций. Был запланирован поход в музей Великой Отечественной войны. Экскурсовод сказала, что идея открыть музей появилась еще в 1943 году и очень скоро была реализована. Сейчас музей представляет собой большую четырёхъярусную постройку с одиннадцатью залами. Там очень много техники, оружия и вещей с фронта, что, конечно же, очень интересно – особенно нам, мальчикам. В музее нам разрешили спеть в зале воинской славы с прекрасной акустикой. Мы исполнили «Журавли», это было очень символично и прозвучало проникновенно.

После экскурсии, очень вкусно пообедав в ресторане «Лидо», мы отправились в Белорусскую государственную филармонию. Немного распевшись, мы вышли на сцену и исполнили три песни Г.А.Струве. А сразу же после нашего выступления на сцену вышли все остальные хоры и началась самая грандиозная часть концерта. Все вместе мы спели «Учитель музыки» и «Беларусь моя».

После концерта мы вернулись в семьи, собрали вещи, попрощались и отправились на вокзал, где нас уже ждал поезд «Минск-Москва». В поезде от Артёма Александровича было получено разрешение болеть «хоть три недели». Чем я и занялся по приезду"

Сергеев Василий:
"Поездка началась с сбора на Белорусском вокзале в зале ожиданий около церкви Георгия Победоносца. Там Артём Александрович принимал интервью у солистов хора. Поезд мы ждали полтора часа. От вокзала он отошёл в десять часов вечера. Нас провожали родители, конечно не всех, но провожали. В купе я был с Женей, Слаповским Сашей и ещё одним старым путешественником. Доехали мы примерно за семь часов. В дороге я выспался. Прибыли мы в шесть утра, там нас встретили семьи, которые нас принимали. Как только нас всех приняли, мы все поехали по домам. Я попал в доброжелательную семью с Шориным Ваней. В семье были: папа, мама, Стёпа, которому шестнадцать лет и двенадцатилетний Антон, который участвует в Белорусском хоре (названием я к сожалению не интересовался). Дома мы немного отдохнули, и выдвинулись на первый концерт. Здесь мы все собрались и пошли репетировать. Сначала мы начали репетировать в маленьком кабинете, а потом нас отправили в другой, небольшой, но более комфортный для репетиций зал. После репетиции мы опять чуть-чуть отдохнули и пошли готовиться к выходу на сцену.Наш репертуар состоял из десяти песен: «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова!», «Труби трубач!», «Песня о чайке», «Музыкальный корабль», «Вечери твоея», «В церкви», «Jesus bleibet meine Freude»,«Херувимская песнь», «Единородный сыне» и «Беларусь моя». Пели всего два хора: средний хор Пионерии и наш.После концерта мы отправились на автобус и на нём на обед. Когда всё это прошло, мы поехали на экскурсию по городу. Мы заехали на площадь независимости, и зашли в костёл святого Симеона и святой Елены.В ночь на воскресенье я не совсем выспался – в квартире было жарко, но эти 4-6 часов мне хватило.Следующий день начался с экскурсии в музее военной техники. Там мне за эти два дня на гастролях понравилось больше всего. С экскурсии мы поехали на метро обедать в ресторан, все насытились и отдохнули. Ресторан был близок к залу филармонии, в котором мы выступали в тот день, идти минут десять. На этом концерте в нашем репертуаре были три песни. После нашего выступления вышел средний хор Пионерии. С ними мы спели Кулакову. Затем вышли Белорусы, и зазвучал сводный хор. Тут мы пели «Учитель музыки», «Музыка» и «Беларусь моя».После концерта всех разобрали родители, а Ваня, Антон и я поехали на метро. В Белорусском метро всего две линии, сейчас, как сказал Антон, строят третью линию. В временном доме мы собрались и нас отвезли уже на машине на вокзал. От туда поезд отъехал в девять вечера.Вот и закончились наши гастроли в Минск. Хоть я там и был тритий раз, мне всё ровно очень понравилось! Спасибо!"

Мироненко Борис:
"В Белоруссии я никогда не был, поэтому обрадовался , когда нам сказали , что мы поедем в столицу Белоруссии город Минск . Мы выехали в пятницу вечером, а приехали рано утром. В этот же день мы выступали в Музыкальном колледже им. Глинки. Концерт был посвящен памяти Георгия Александровича Струве. Хотя было тяжело после поезда,мы устали. Но собрались и спели хорошо. Всем понравилось. После обеда нас возили по Минску и показывали город, дома все современные, заново построенные, сохранились только церкви, но тоже не везде. У Дома знаний, все терли книжку у статую девушки, потому что все хотим быть отличниками . На следующий день мы приехали в музей истории Великой Отечественной войны. Минск фашисты захватили 28 июня 1941 года и был он освобожден Советской армией только в 1944. Музей мне понравился, особенно инсталляция самолетов и танков на первом этаже. Дальше мы выступали в Филармонии. Было интересно выступить с белорусскими хорами мальчиков. Мне понравилось,наша поездка и красивый город Минск."

Попиков Иван:
"15 декабря мы поехали в Минск, столицу Беларуси. Там мы выступали в училище им. Глинкии на концерте, посвященному юбилею Г. А. Струве.На первом концерте все было прилично спето. Там я сделал вывод - не нужно бояться зрителей, нужно петь и рассказывать. На втором концерте я уже не боялся, но думаю, я был не выразителен, в отличие от еще двух солистов - Васи и Матвея. А в «песне о чайке» я перестарался  (не взял верхнюю ноту, а взвизгнул).Также и о белорусах я сделал выводы: это чистая и приличная нация. Когда мы репетировали программу, то они слушали, тоже делали выводы о нас (или тихо играли в телефон). Что как и у нас в хоре у них есть те, которые ходят на хор просто так: поют как хотят, выражаются как хотят…В общем все, я сделал выводы, которые помогут мне и надеюсь хору."

Шорин Иван:
"15 декабря, наш хор должен был выехать в Минск. Мои сборы начались за несколько дней до поездки. Я все думал, что взять, а что не стоит, хотелось что бы рюкзак был полегче.И вот наконец пятница, я еле дождался когда мы выйдем из дома.Собирались мы в зале ожидания, родители собирали документы, а мы болтали и с нетерпением ждали, когда же пойдем в поезд.И вот наконец мы в поезде, за окном машут родители, а в поезде ворчат пассажиры (они не довольны, что нас так много). Через час Артем Александрович скомандовал отбой и все потихоньку начали стихать. Спалось мне не очень хорошо, наверно волнение.Приехали мы рано, на вокзале нас раздавали по семьям. Меня с Васей взяли в семью из четырех человек, мне конечно очень стыдно,но я не запомнил как звали взрослых,а во их детей звали Степа и Данил. Отличные ребята,проняли нас дружелюбно.Первым делом нас повезли в Макдональдс))).Потом наш хор и средний хор мальчиков,выступили для зрителей Белоруссии. А.А. нас похвалил,сказал что мы выступили достойно.Дальше нас ждала трехчасовая автобусная экскурсия . Нас знакомили с достопримечательностями Минска. Экскурсовод расказывал много интересного,показывал нам памятники, правительство музыки в Минске,посетили мы и храм правда он еще недостроен ( с ним связана печальная история о двух погибших детях). Понравился мне памятник,который надо потереть,чтоб получить богатство. Мы его наверно затерли до дыр))). А возле института,стоял памятник ученицы,которая первая закончила его на отлично. И если хочешь сдать экзамен хорошо,надо потереть ее букварь. Конечно мы затерли до дыр и его))). На этом наш день закончился , и мы разъехались по семьям.Дома мы поужинали ,немного поиграли с ребятами,посмотрели кино и отправились отдыхать.Следующий день начался с экскурсии в музей ,в нем нам рассказывали про храбрость солдат во время ВОВ. Показывали разное оружие ,и обмундировку. Было очень интересно.После музея мы пообедали,и отправились в филармонию. Спели мы четыре песни сольно, и три сводным хором вместе с Белорусскими хорами.После выступления, мы на метро, с Данилом поехали к ним домой. Нас покормили,собрали нам сух паек,и мы отправились на вокзал. И вот снова дорога, снова стучат колеса, а в голове одна мысль, Ура, скоро буду дома!!"Поездка мне понравилась,семъя в которой я жил была отличная, жаль что мы не так часто выезжаем так далеко.Спасибо Артем Александрович, что даете нам такую возможность, хоть немного посмотреть мир!!!"

Ильин Леонтий:
"Мне очень понравилась поездка в Минск.Во-первых, мне понравилась сама поездка в поездах (как туда, так и обратно). Если честно, я никогда не ездил в плацкартном вагоне, и, тем более, в такой большой компании. Было весело, но на обратном пути меня огорчило то, что я не успел купить чипсы, зато я съел очень много бутербродов с колбасой.В Минске у нас было два концерта: первый в музыкальном колледже им. Глинки, а второй - в филармонии.Также у нас были экскурсии: обзорная по Минску и в музей Великой Отечественной войны. В музее мне запомнились больше всего зал про Хатынь и Зал славы - там мы пели «Журавлей» (песню Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова).Еще мне понравилось минское метро. Мне показалось, что поезда там ходят быстрее, чем в Москве. И сейчас, когда я езжу на московском метро, мне всегда вспоминается Минск."