Notes
April 1, 2020

Что видно и чего не видно

Помните, как Робинзон Крузо без пилы взялся сделать доску?
- Да, он срубил дерево и потом, обтесывая его топором с правой и с левой стороны, довел его до толщины доски.
- Он, я думаю, долго трудился над этим?
- Целых две недели.
- Чем же он питался в это время?
- У него были запасы пищи.
- А что сделалось с топором?
- Он совершенно иступился.
- Очень хорошо. Но вы, может быть, не знаете, что в ту минуту, когда Робинзон только что принялся за работу и поднял топор, он увидел доску, выброшенную волной на берег?
- Какое счастье! Он верно тотчас бросился к ней?
- Это было первым его побуждением, но он остановился и так рассуждал сам с собою: «Если я пойду за доской, мне придется тащить её, и я потеряю много времени на то, чтобы спуститься с крутого берега и опять взобраться на него.
Если же я сделаю доску своим топором, то, во-первых, я обеспечу себя работой на две недели, потом я иступлю свой топор, что даст мне работу по его заточке, наконец, я съем всю свою провизию, а это, в свою очередь, третий источник труда для меня — мне необходимо будет вновь запастись ею. Труд составляет богатство. Ясно, что я разорюсь‚ если возьму выброшенную на берег доску. Мне нужно покровительствовать своему личному труду; и еще я могу создать себе дополнительный труд‚ если я пойду и брошу эту доску обратно в море!»
- Но ведь такое рассуждение нелепо!
- Положим так. Тем не менее оно принято на вооружение каждым народом, который покровительствует себе запрещением ввоза иностранных товаров.

=================
Фредерик Бастия, "Что видно и чего не видно", 1850

Сайт: podorozhnik-invest.ru

Телеграм: @podorozhnik_invest