#заметки_на_пленке
July 26, 2022

«Это зрелище завораживает, так как здесь быстро темнеет, и все кладбище в огоньках мерцает»

Это текст режиссера Potential Никиты Литвинова. В 2021 году он снял короткометражный фильм «Как приручить дракона?» о парусном спорте. В нем Никита использовал архивные кадры и у него есть захватывающая и одновременно милая история о том, как он их нашел.

Сейчас будет удивительная и самая трогательная история о том, как я искал архивные кадры для моего фильма «Как приручить дракона?». А еще — о разнице менталитета русских и финнов. Так бывает, что вот работаешь над фильмом, а по пути вскрывается куча интереснейших историй самых разных людей...

По сюжету мне кровь из носу нужны были хроникальные кадры Олимпиады-1952 в Хельсинки. Мы написали письмо в Olympic Broadcasting Services в Лондоне, запросили у них одну-две минуты хроники. Вскоре, наш продюсер, Ирина Обидова, смеясь, показала мне ответ англичан. С присущей британцам обходительностью, они, да, согласны нам были продать эти кадры. Стоить нам это должно было сущий пустяк — около 20 000 (€ разумеется, а может и фунтов даже, не помню уже).

Учитывая, что весь бюджет нашего фильма был раза в три ниже, мы не могли позволить себе такого расточительства. И тогда я почесал репу и сел искать альтернативные варианты. «Есть же ютуб!» — осенило меня вдруг. И первое же видео, на которое я наткнулся так и называлось «Летние Олимпийские Игры в Хельсинки 1952 год (в цвете)». Прикрепляю это видео к посту. Меня поразило, что снято и открытие Олимпиады, и жизнь простых людей, флаги, автомобили, стадионы, эмоции... В ЦВЕТЕ! В 1952 году! Каким-то кинолюбителем! Без логотипа и водяных знаков! В КАЧЕСТВЕ HD!!!

Летние Олимпийские игры в Хельсинки 1952 год

E-mail автора канала отсутствовал, написал ему просто комментарий, оставил свою почту. Через пару дней автор канала написал мне. Переписку публикую в закрепе.

Если вкратце - автор канала, Юрий, живет в Финляндии уже много лет. Это видео принадлежит его близкому другу по имени Asko Niemi, который умер в 2009 году, он коллекционировал разные редкие кинозаписи и видео. С разрешения Asko, Юрий скопировал себе на диск это и другие видео, которые ему понравились. И теперь, после смерти Asko, Юрий решил опубликовать их в сети. До сих пор жива вдова господина Asko, у которой Юрий и спросил разрешения на использование этих кадров в нашем фильме, она разрешила.

Письмо Юрия Никите

В следующих письмах я просил Юрия узнать реквизиты, хотел отправить ей немного денег, чтобы госпожа Niemi купила букет и отнесла их на могилу Asko в честь Рождества, но она, по его словам, улыбнувшись, отказалась. Конечно, в ее случае, 50-100€ ничего бы не решили, в Финляндии это смешные деньги. Но думаю, ей важно, что память о ее муже будет жить в титрах нашего фильма…

Кадр из фильма «Как приручить дракона?» (реж. Никита Литвинов)
Кадр из фильма «Как приручить дракона?» (реж. Никита Литвинов)

Мне стало так уютно и одновременно грустно от письма Юрия. Поразил спокойный и добрый голос его письма. «Может, купит большой букет цветов на могилу супруга. Ведь скоро у нас Рождество 25 декабря, а за день до того, здесь все идут на кладбище к своим родным, чтобы зажечь свечи и положить свежие цветы. Это зрелище завораживает, так как здесь быстро темнеет, и всё кладбище в огоньках мерцает». Знаете, какую картинку я тогда представил в своей голове?

…Я представил, как пожилая госпожа Niemi, должно быть, в уггах, пуховом платке и тёплой финской дублёнке, неспешно бредет по кладбищенской вытоптанной тропинке в своем маленьком и уютном финском городке. Вечер, все вокруг мерцает огнями, переливается, блестит. Холодно, снег скрипит очень громко и хрустко под каждым ее шагом. В ее руках — большой букет живых цветов, очень красивый и праздничный, обернутый в аккуратную бумажную очень (очень экологичную) обёртку, которая тоже негромко похрустывает на ветру в такт ее шагам. Она доходит до места. Кладет цветы. Говорит что-то вроде: «Привет тебе, дорогой Asko. У меня все отлично. Представь себе: тут написали русские киношники. И одно из тех старых видео, которые ты хранил долгие годы, теперь вошло в документальный фильм. И те редкие цветные кадры нашей Олимпиады-1952 теперь увидят в мире. Ты теперь соавтор этого фильма, хотя тебя с нами уже давно нет. Правда же, это так забавно и здорово. С Рождеством тебя, дорогой».

режиссер Никита Литвинов