February 14, 2021

Возвращение в 2005 год (продолжение)

Я продолжаю ковырять свой студенческий системник, вспоминая молодость и выпуская пердячий пар своей ностальгии в виде букв.

За время, прошедшее с написания первой части этого некрономикона, системник подвергся некоторым изменениям. Апгрейдом их не назовёшь; я, скорее, попробовал привести его в нормальное состояние. Купил по дешману четыре гиговые плашки DDR, которые заработали в двухканале. Подключил SATA-кабелем DVD-привод — и он тоже заработал (но с болванками я всё-таки решил не связываться). Вместо давно потерянной корпусной заглушки поставил симпатичную панельку с USB-портами. Зачем? Да по приколу, мне всегда нравился процесс возни с железками, пусть в нём нет никакого смысла.

А вот на попытке замены термопасты меня ждал облом. Во-первых, процессорный радиатор присох не то, что намертво — он, похоже, приварился. Я понятия не имею, чем и как его "отмачивать" — потому забил. Попытался заняться охлаждением чипсета: nForce4 — адово греющийся чип, и на хороших платах на него ставили радиатор с активным охлаждением. У меня так, и увы — радиатор там свой, заменить его на что-то другое нельзя — и, как назло, при разборке у радиатора сломалось пластиковое крепление. Я, в итоге, кое-как организовал крепёж на соплях — тепло на радиатор уходит, пациент жив, и на него можно ставить Windows Vista.


Помню, с какими двояким отношением воспринимали новомодную Windows XP. Её не любили за возросшие системные требования, за непривычность дизайна, за плохую поддержку старых игр. Но при этом, даже хейтеры понимали, что XP — это плоть от плоти Windows 2000, а это NT; а за NT была репутация "настоящей операционки", не то, что у этой мастдайной надстройки над DOS.

Чаще всего коллизию "скорость или стабильность" решали дуалбутом, оставляя "для игр" девяностовосьмую, а в XP перегружаясь за интернетом и работающими только там программами.

Но все мы знаем: XP стала даже более народной "виндой", чем Win98, её революционность стала восприниматься, как очевидный прогресс, а о воплях "ни нужна нам энта хрюша, нам и так нормально" никто не вспоминает.

А вот Windows Vista и по сию пору считается провальной — хотя, если подумать, отличается от XP она не больше, чем XP от 98. Попробуем взглянуть на неё через 15 лет после выхода, и решить — так ли Vista была плоха?

Ставлю я Висту на всё тот же некрокомп начисто. Обновление XP возможно, но только с соответствующей разрядностью, запустить x64-инсталляцию из x32 не выйдет. А я всё-таки хочу x64.
Подняв свои архивы, я убедился, что Vista не в первые ставится на эту машину: в 2006 году я уже экспериментировал на ней с публичными бета-билдами и даже писал по ним обзорную статью для "Мегабайта". Сам обзор приводить не стану, ограничусь ключевыми выдержками: тогда мне понравился новый интерфейс Aero (он и по сей день мне нравится Дуров верни стену), хотя я назвал его слизанным с MacOS X. Новый вид "Пуска" вызвал у меня вопросы, Sidebar — боковая панелька виджетов — не впечатлил, а вот голосовое управление очень понравилось.

Каноничный скриншот из 2006 года

Появилась встроенная писькомерка — Perfomance Monitor выдавал "попугаев" вашему железу и даже пытался подогнать ресурсоёмкость ОС под эти показатели.

Вот столько попугаев выдаёт системник сейчас. Интересно было бы посмотреть, что Vista скажет на современном железе.

Замерял я тогда и чистую производительность: исполнение синтетических тестов действительно происходило чуть медленнее, чем в XP, зато очень заметно выросла скорость работы с флешками. Но даже с 512 Мб памяти (для XP этого было достаточно, а для Vista — хватало минимально) всё работало вполне шустро. Понятно, что после замены HDD на SSD со скоростью всё становится ещё лучше.

Сейчас Vista вызвала очень странные ощущения. С одной стороны, она не выглядит устаревшей: многие интерфейсные решения в ней действительно опережали своё время. С другой — ей не хватает какой-то собранности, что ли: появилось слишком много всего нового и не всегда понятного. У новых фич и их компоновки не было цельности, многое оказалось чистой воды экспериментами, исчезнувшими уже в "семёрке"; впрочем кое-что довели до ума и оставили. Sidebar убрали уже в Win 7, виджеты и Aero — в Windows 8, голосовое управление мутировало в Кортану, а что стало с "Пуском" — вы и так знаете. Даже писькомерку убрали, а жаль — кому она мешала?

Это окно выглядит невнятной попыткой сбить все фичи в кучку, но получилось так себе.

С другой стороны, именно в Vista появились улучшения, сохранившиеся по сию пору. Тайлинг окон, превью свёрнутых приложений, регулировка громкости отдельно для каждого приложения, UAC и Windows Defender. В "Висте" был переписан сетевой стек (из-за чего перестали работать фаерволлы), а графическая подсистема, наконец-то, вынесена из ядра. Стало "как в линуксе" — при вылете графики драйвер просто перезапускался.

Всё это привело к устойчивому общепринятому мнению, что "Висту" надо перетерпеть — или же вовсе не обновляться с XP. Microsoft, встретившись с непопулярностью своей новой операционки, стали действовать по классике, ограничивая XP в новых фичах. Например, если вы хотели играть в Crysis или нового "Сталкера" со всеми фишками вашей крутой GTX 280, то должны были ставить себе "Висту" — только там работал DirectX 10. Энтузиасты раскапывали конфиги и заявляли, что ограничения в играх введены искусственно, и той же картинки можно добиться и на XP. Я не могу утверждать, что так оно и было, но на правду похоже.

С пользовательской точки зрения сейчас, Vista, кроме внешнего вида, мало чем отличается от XP. Она тоже устарела, тоже не обновляется уже много лет, и под ней не будет работать значительная часть актуального софта.

Вместо обновлений сосите жопу

По всем прикидкам логично проскочить её, обновив на Windows 7, ставшую "новой XP". Поэтому — минимальные эксперименты.

Попытка что-то уловить на видеотюнер не дала ровным счётом ничего. Я купил на Алиэкспрессе маленькую комнатную телескопическую антенну, рассчитывая, что она будет лучше, чем ничего, но увы — даже алюминиевая вешалка, воткнутая в антенное гнездо, даёт лучший результат. Не настолько лучший, чтобы можно было разобрать картинку единственного обнаруженного эфирного канала. Так что на этом эксперименты с видеотюнером закончены, по сути не начавшись.

Из игр... Слушайте, в "Висте" появились совершенно офигительные шахматы , в своё время отнявшие у меня не один час жизни. Я залип даже сейчас, запустив их ради скриншота:

Я до сих пор не понимаю, почему шахматы убрали. Это лучшее, что случалось с виндами.

А вот Doom (речь, естественно, о новом Doom 2016) ни с какими ухищрениями на этом конфиге запустить не удалось. GF 8600GT просто не способна на такой подвиг. С другой стороны, Max Payne, отказывавшийся стартовать на XP, в "Висте" заработал без всяких проблем, и все они были мертвы, когда мой палец лёг на спусковой крючок.

Был у меня в запасе один чит: попробовать поиграть с помощью Moonlight. Игра будет выполняться на другом компьютере, транслируясь на гробик; отдельно я писал об этом тут.

Но снова увы: нативный клиент требует минимум Windows 7, а старая версия, написанная на java, хоть и запускается, но не соединяется с хостом.

Так что — обновляюсь до "семёрки". Хотя дома я не использовал её уже больше десяти лет, эта версия виндов до последнего времени встречалась много где, оставаясь этакой "девяностовосьмой", с которой не хочется уходить.

"Семёрка" действительно хороша и дизайном, и фичами. С самого момента установки она ощущается доделанной, а после — просто работает, не капая на мозги. Драйвера, кодеки — уже ставятся сами, но при этом ещё нет принудительного загона в облачную учётную запись. Ну да вы и сами всё знаете — не так давно всё это было; начиная с "восьмёрки" во многом стало хуже.

Забавно, что именно из-за своего качества Win7 не оставила за собой никаких ностальгических следов. С ней не надо было трахаться, не надо было докручивать софт и отключать сервисы, её не кошмарили в дыры сетевые черви. Нечего вспоминать!

Испытываемое железо для этой операционки уже — нижний предел годности.

Процессор бы сюда помощнее — но где ж взять его?

Сама операционка работает не так уж и плохо. Сюда ещё можно установить актуальный Firefox — и он работает объективно шустрее, чем старые версии на XP: не тормозит скроллинг, не прерывается прорисовка страниц. Да, сейчас добавилось памяти, которая и работает чуть быстрее, но дело явно не в ней: загрузка CPU больше не улетает до 100% на тех же операциях.

Впрочем, Youtube так и превращается в слайдшоу уже на 360p, да и на меньших разрешениях пропускает кадры. Локальное видео процессор тянет лучше — HD вполне смотрибельно, FullHD — уже нет.

Экспериментирую с Moonlight: программа устанавливается, сразу обнаруживает в сети ноутбук со всей библиотекой игр, а дальше начинаются странности. Некоторые игры запускаются и транслируются без видимых проблем, при этом даже нагрузки на процессор особой не заметно.

Некоторые игры — транслируются, но не перехватывают управление, курсор будто промахивается мимо окна. А некоторые игры не транслируются вовсе, оставаясь на мониторе хостового ноутбука. Никакой зависимости я не уловил, однако то, что это вообще работает (и неплохо!) — удивило.

Ставить сюда Windows 10 нет уже никакого смысла: она установится и будет работать, её минимальные требования весьма скромны. Гораздо интереснее было бы попытаться впихнуть сюда ReactOS — но увы, дальше загрузчика установщик не проходит.

Я на этом остановлюсь: всё, что мне было интересно вспомнить, я вспомнил, вся дальнейшая возня с этими железками бессмысленна. Системничек отправится в кладовку; с грехом пополам его можно бы было превратить в NAS или торрентокачалку — но у меня для этого уже есть отдельная железка. Кроме этого, никакого полезного назначения ему придумать я не могу...

Хотя подождите, могу! Если у меня когда-нибудь будет ребёнок, которому потребуется "компьютер для учёбы" — я устрою ему шикарный розыгрыш. А через несколько лет за это в кладовку сдадут уже меня ¯\(ツ)/¯.