монолог_аутиста
November 22, 2020

Калькуляция-шмакуляции

Ноябрь 2016 года. Мне нужен отличный компьютер для работы и для игр. Желательно — что-то максимально современное, чтобы не пришлось думать об апгрейде ближайшие пару лет.

Живя в неопределённости путешествий и съёмного жилья, я принимаю решение переплатить за мобильность, и за рублёвый эквивалент двух тысяч долларов покупаю ноутбук Asus GL502VS.

Он прекрасен: i7 шестого поколения, 32 гигабайта памяти, дико быстрый NVME, и, конечно, только-только появившийся ускоритель GTX 1070.
До 10 поколения жыфорсов словосочетание "игровой ноутбук" справедливо вызывало усмешку. Конечно, мощные видеокарты пытались впихнуть в переносимые устройства и раньше, но это было и бесконечно дорого, и грелось, и троттлило, и вообще обладало всеми возможными недостатками при минимуме достоинств. "Паскали" оказались технологическим прорывом, и с этого поколения какую-нибудь младшую их модель стали ставить в ноутбуки чуть ли не по умолчанию. 1070 и, чуть позже, 1080 уже стопроцентно стирали различия между "большим" компьютером и ноутбуком — если вы готовы были переплатить примерно 30% в расчёте на ту же производительность.
Я был готов, и не пожалел. Несмотря на мелкие недостатки и поломки, ноутбук честно отрабатывает свои задачи, а на момент покупки ничего лучше на рынке просто не было доступно.

Сейчас ситуация поменялась. Мне больше не нужна мобильность, ковид забаррикадировал меня в квартире, моя задница прикована к креслу. Я готов обустроить сычевальню мечты, в которой могу работать с максимальным комфортом, а в редкие минуты досуга играть, нисколько не задумываясь о том, хватит ли подстольной электромясорубке мощности, чтобы перемолоть очередное неоптимизированное графическое говноподелие. И готов заплатить за это...
Сколько? Ну, наверное, если я заплатил барыгам 2000$ тогда, получив мобильное предтоп-решение, то сейчас за эквивалентную сумму я соберу топовый системник (хотя бы и без монитора).

Посчитаем некий условный аппаратно-ценовой эквивалент тех железок в текущем времени.

Видео: было: GTX 1070. Эквивалент: GTX 3070. Стоимость: 610$. Сравнение практически идеальное: оба поколения только-только появились в продаже, хотя с доступностью 10 серии таких проблем, как с 30, не было.

Процессор: i7-6700HQ. Эквивалент: i7 9 поколения/Ryzen 7 3xxx. С одной стороны, я специально сравниваю предыдущие поколения CPU, т.к. процессор ноутбука тоже "отставал" на одно поколение от Kaby Lake, появившегося в продаже через несколько месяцев. С другой — AMD тогда не могло предложить ничего путного. С третьей — тогда i7 были "верхними" процессорами, сейчас это i9. С четвёртой, HQ — высокопроизводительная версия процессора. Эквивалентность достаточно зыбкая, поэтому тыкаю пальцем в цену 370$, и чёрт с ним, абсолютная точность в эксперименте не требуется.

Память: было 32Gb DDR4@2133Mhz. Эквивалентом выберу 32Gb DDR4@3200Mhz, которые можно купить за 180$. За четыре года в технологиях минимум изменений.

NVME-накопитель: был Samsung M.2 MZVPV256HDGL на 256Gb, эквивалент ему...
Тут можно спорить, и весьма условно подобрать какой-нибудь 970 Pro или 970 Evo. Все они очень быстры и хороши, но разброс разных характеристик и цен огромен. Я взял некую усреднённую стоимость гигабайтного накопителя (этот объём сейчас вполне можно счесть эквивалентом тогдашних 256 гигов): 230$.

С материнской платой придётся поступить аналогично: эквивалент ноутбучной плате на Intel HM110 подобрать сложно, решение специфичное. Я вынужден взять некую среднюю стоимость некой средней материнской платы: 250$.

Добавим сюда ещё гигабайтный HDD, просто для порядка. За четыре года никакого существенного технологического или ценового сдвига с жёсткими дисками не произошло. 60$.

Да, системнику понадобятся хороший блок питания (~190$ за 1000WT 80 PLUS Gold), корпус (~150$ за что-то вроде Fractal Design Meshify) и охлаждение (~100$ за хороший "воздух"/~200$ за "воду", пусть будет 150$).
Никаких подсветок, никакой периферии, забыли про монитор.

2190$.

За ящик, который я не могу кинуть в рюкзак, который не может жить без розетки, и на котором, в общем-то, я не смогу поиграть в актуальные 4K@60Hz на "максималках" даже в игры пятилетней давности. Ноутбук тянул все современные ему игры в актуальных FullHD@60Hz.
Это не говоря уж о том, что я брал цены с computeruniverse, то есть без учёта накрутки барыг. Педрилы из АКИТ спокойно накручивают на комплектуху 30%-40% стоимости, что приближает цену сборки к 3000$.
А если я не хочу идти на компромиссы, купив максимально мощное и современное железо (которое ещё и не найти в продаже) — легко улетаю уже за 4000$.

И вот тут я начинаю задумываться: а оно мне за такие цены надо? Может быть, лучше взять икс-ящик, купить подписку за копейки, и спокойно играть свои двадцать минут в день, продолжая работать на ноутбуке, которого в этом плане ещё лет на пять хватит?