October 3, 2014

Как мы снимали кино.

Моя знакомая Вера Солвадоттир из Исландии - единственный режиссер кино в мире, приглашающий меня поставить лайк в фэйсбуке к ее новому фильму. И я прочитал весь журнал Алеси Петровны

eprst2000. Это все, что меня связывает с кинематографом. Поэтому когда мне пришла в голову идея снять видео про Ice Bucket Challenge задом наперед, пришлось самому изобретать велосипед. Из рассказов Алеси я помнил, что мелочей в кино не бывает, что, например,  режиссер Тимур Бекмамбетов к фильму "Дневной дозор" лично рисовал раскадровки тушью. Я готовился две недели. Написал сценарий того, как это должно выглядеть на экране, а потом сценарий того, как это все наоборот снять - в ролике я в конце улетаю вверх, а значит снимать нужно было начинать с того, как я спрыгиваю с крыши гаража. Тренировался с детьми, чтобы они делали все задом наперед и только с горки съезжали нормально. Мне нужно было говорить по-голландски задом наперед, чтобы в перевернутом ролике слова звучали правильно. Я по-русски написал на картоне фразы на перевернутом голландском, чтобы их можно было читать на расстоянии, и тренировался в произношении. В фильме Тарантино "Криминальное чтиво" знаменитый диалог между Джоном Травлотой и Самюэлем Л. Джексоном о массаже ступней жены Марселоса Уоллеса продолжительностью около трех минут снят без единой монтажной склейки. Режиссер Альфонсо Куарон в фильме "Дитя человеческое" на одном дыхании, без монтажа снял четырехминутную (!) сцену погони и шестиминутную (!) сцену уличных перестрелок с участием танков, а в следующем фильме "Гравитация" - начальную сцену с крушением космической станции продолжительностью около 13-ти минут!!! Это принесло ему Оскара, и мне добавит вистов в моем начинании, думал я. Мой фильм тоже должен был быть без монтажа. Но всемирной славе помешали вареные яйца и аккумулятор фотоаппарата.

В ролике по сценарию я должен был дважды выудить изо рта яйцо и завернуть его в скорлупу. То есть, во время съемок мне нужно было съесть два вареных яйца. Ну, я два и сварил. Всё утро субботы я занимался организацией места съемки, репетировал свои перемещения по саду, прыгал с крыши. Брэд Питт для фильма "Троя" полгода тренировал владение мечом, Сандра Буллок только тренировкам с оборудованием для фильма "Гравитация" потратила пять месяцев. После обеда приехал наш друг Барт, который должен был держать и переворачивать картонки с текстом, мы все обсудили, пару раз потренировались. Дети сели на горку, я залез на крышу... Поехали! Я прыгаю в сад, дети съезжают с горки и ходят задом наперед, Ира снимает на камеру, Барт держит картонки, я надуваю и отпускаю шарик, набираю воду в ведро, перехожу к качелям, чищу и съедаю яйцо, поворачиваюсь к школьной доске... На ней должно быть написано послание, которое я должен был стереть, но доска девственно чиста!!! Я забыл, забыл, забыл его написать! Как я мог забыть!?!?!?! Ладно, ничего не потеряно, кроме одного яйца. Варить еще одно нет времени, тем более что скоро ужин, наедаться заранее не стоит. Сценарий наспех переделывается под одно яйцо, я стараюсь запомнить изменения в тексте, в алгоритме движений и событий задом наперед. Опять залезаю на крышу, дети - на горку, прыгаю.... Все идет нормально, но кое-где я сбиваюсь, путаю очередность событий и фраз, поэтому к монтажу все таки пришлось потом прибегнуть. Но самое главное - я выливаю на себя пол ведра воды (полное не набралось, потому что фильм стал короче на съедение одного яйца, тайминг нарушился), и тут Ира говорит: "Аккумулятор у камеры сел...". Барт срывается в истерический хохот. Пока я справляюсь с разочарованием, Ира - с нетерпением, а Барт - со смехом, пока мы ищем другую камеру с заряженным аккумулятором, дети успевают поссориться, ужин - приблизиться, а я - обсохнуть. Повторять все заново уже нет времени, возможности и яиц, мы доснимали с того момента, где сдох аккумулятор. Конечно, кино получилось не совсем таким, каким было задумано, из-за каких-то мелочей, но ведь получилось! Две недели подготовки и почти два часа процесса съемок дали хоть какой-то, но результат. А из нереализованных и новых идей я слепил новый сценарий и снял свой второй фильм с Леной и Яшей в главных ролях - "It's a kind of magic."

>

Из-за отсутствия авторских прав на музыку, используемую в фильме, видео заблокировано на ютюбе для показа в Германии. Но под катом лежит версия с другого видеосервиса, доступная и в этой стране. Также под катом - один из неудачных дублей, показывающий, как проходят съемки видео наоборот, и кое-что еще.

Что не получилось во втором фильме:
- в первой части дети спускаются с лестницы, встают друг напротив друга и хватаются за руки а потом расходятся. В идеале они должны хлопать другу друга по рукам как поздравление с удавшимся трюком, но руки притягиваются друг к другу так, что разъединить их получается с большим трудом, отлетая на метр каждый в свою сторону.
- во второй части в конце Яша толкает Лену, когда она выходит из кадра, поэтому Лена в третьей части бегает за Яшей с метлой, а потом толкает и меня. По сценарию она раздражена , выступает кое-как, а после трюка опять гоняется за Яшей.
- в четвертой части Лена-ведьма показывает свой характер, поэтому она приягивает к себе Яшу и камеру. Вот это изменение настроения не получилось хорошо передать.
Съемки заняли два с половиной часа, и дети под конец уже чуть не выли "когда же мы закончим?"... Зато теперь спрашивают меня, когда же они станут знаменитыми. Я ведь обещал...

А вот как выглядят съемки. Прошу прощения за мой голландский.

Здесь написано русскими буквами, как будет звучать по-голландски "Я не буду ждать пока меня номинируют, я сделаю сам первый шаг. Но я не буду воду выливать, я буду воду ловить в ведро" (Ik ga niet wachten voor een nominatie, Ik zet zelf eerste stap. Maar ik ga water niet omgooien, ik ga water vangen) для фильма "Ice Bucket Challenge наоборот".

А здесь текст, вырезанный из фильма, потому что он был сказан слишком рано. Или слишком поздно. Это уже не важно.