February 13, 2010

Дневник с Крузенштерна. Часть пятая.

6 июля 1999 года. Вторник.
16.45 Сегодня утром в 10.00 отошли от Вильгельмсхафена. Прошли шлюзы - и в открытое Северное море. Я в ВХ только один снимок сделал - около военно-морского вертолёта. А город так толком и не увидел. Первый день я, оказывается, по самой окраине бродил, да за два часа до конца увала вернулся - настроение упало. В воскресенье уже почти в город вышел - в туалет приспичило. Пришлось возвращаться, а потом уже далеко не ходил. Хотел книгу купить о ЧМ-98 по футболу - толстую, с иллюстрациями, с росписью Франца Беккенбауэра (он и автор) - 20 ДМ, но вспомнил о бутсах. А понедельник с Майором только по магазинам и бегали.
Сейчас теорию свою расскажу:
Значит, есть какой-то нулевой уровень. Ноль - это какое-то отчаянное состояние, когда кажется, что всё рушится, и жить так больше нельзя, а делать что-то бесполезно, и не в твоих это силах. Я не очень часто, но испытываю такое чувство - когда мысли плохие в голову приходят, дурные мысли, или когда настроение портят. Это потому что я только в самом начале своего пути, как самолёт на взлётной полосе, разгоняясь для полёта, подпрыгивает, пока не набрав взлётной скорости не может преодолеть земное притяжение. Я ещё невысоко поднялся и поэтому маленькие неурядицы скидывают меня вниз, на нулевой уровень. Людей, которые уже перешли в зону уверенного полёта, мелким воздействием на ноль не опустишь - они уверены в своих силах. Я в будущем не очень пока уверен. Как я буду учиться в этой скучной академии, смогу ли учёбу с работой совмещать? О семье будущей надо ведь думать! Не потеряю ли Сказку свою из-за своего характера? Вон, какой груз - груз ответственности будущей не только за себя уже. Но я надеюсь, что всё будет хорошо.
23.20 Сегодня я целый день проходил без гюйса - хоть бы кто слово сказал! Никто даже внимания не обратил. Меня не замечают!! Я - ничто!!! А-А-А! Завтра опять пойду без гюйса. Скоро, глядишь, по гражданке буду по палубе ходить.
Один аврал.
На английском - умора. Эмилия Сергеевна (англичанка) говорит: “Вы меня медленно, но верно убиваете.” А когда английский был прерван и закончен авралом, она сказала: “Ну, вам повезло.” Нет, Эмилия Сергеевна, это вам повезло. А то не дожили бы до конца урока. А так женщина нормальная, научимся, я чувствую, английскому, если желание будет.
А ещё мы с Вовой Смирновым в шахматы вничью сыграли. По моей дури. Я мог выиграть.

7 июня 1999 года. Среда.
23.45 Три аврала. Радиорубка. Антенн-рея. КВН.

8 июля 1999 года. Четверг.
22.35 Я немного переел в пекарне, и у меня такое ощущение, будто я устал. Сегодня был такой прекрасный денёк, и море было такое сытно-синее, и пограничный корабль Голландии по правому борту тоже был - но я этого всего не уловил, так как проторчал целый день в пекарне. Утром Надежда Юрьевна подарила мне белого, маленького, тюленёнка со светло-карими глазами. “Такой милый, симпатичный,” - сказал Серёга Шаталов.
Читаю Астафьева. Такое близкое, такое знакомое, щемяще-точное нахожу в его строках, и вспоминается первое, самое дорогое, то, что я храню в сердце как реликвию, как нежные цветы, требующие особого отношения. Мне приятна эта тонкая боль в груди, ею живёт моя тоска, полнящаяся нежностью. Ещё почти два месяца жить в себя, жить воспоминаниями, перечитывать и перечитывать телеграммы, один на один с фотографией. 
Zig сегодня ожил, попросил что-нибудь почитать. А я ему в добавок к Кржижановскому, Экзюпери и Берднику принёс сухарей: пусть челюстями работает - говорят, это ведёт к работе мысли, мобилизации умственной активности. А то три дня только есть и спать...
Вчера я залез на антенн-рею 1-го грота и, сидя там, подумал: “Даже если бы у меня были 100 дойчмарок, я бы хрен прыгнул с резинкой на ногах вниз.” Кажется, одно неловкое движение - и ты уже летишь. Сначала ударяешься о салинг, тебя начинает дико вращать, со всей дури во вращении убиваешься на марсовой, и уже мёртвый застреваешь на вантах или скатываешься по ним за борт. Чтоб этого не было, приходится двигаться медленно, но верно. И чуть-чуть поработав, уже не чувствуешь высоты, руки обретают большую уверенность, но голова настороже - внимательность обеспечивается.
О КВН’е много не скажу. Только, что я не участвую. Перед зрителями выступать - не моё амплуа. Я актёр в себе. Моей игры не видно.
Вчера целый день ходил без гюйса - сначала случайно, потом специально и назло. Никто не заметил. Значит, плевать им, как курсанты ходят, им позалупаться надо, власть свою показать. А сейчас они не напрягаются. Это вам не круиз? Я имею в виду начальников практики. Красиков - чмо!
Получил от бабушки и дедушки телеграмму. Такое ощущение, что кто-то за них послал мне эти слова. Я ждал другого, наверное.

С Антенн-реи первого грота.

9 июля 1999 года. Пятница.
00.30 Пятница только первыми секундами начиналась, только-только родилась, а аврал тут как тут.
Не знают, каким узлом парус укладывать, а все на бушприт, герои. А как шкоты уложить - и нет никого, занимайся, блин, сам, а на фоке отбой, мы отдыхаем. Волки морские хреновы. Старые козлы. Игроки, ......, актёры. Клоуны. Хохмачи. “Костя, отнеси верёвку.” Мата на них нету. В себе буду держать. Чтоб не задеть нежных обезьян.
--------------------------------------------------------
00.45 Значит в карты не играй, раз в любви везёт.
20.30 Я теряю всякую связь с людьми, с которыми мне ещё два с половиной года жить и учиться вместе. Опять предпочитаю одиночество, отчуждённость, дикость и аскетизм. И они подтверждают разрешение на обрыв, не пытаются тушить мосты, которые я поджигаю. Так и живут на том берегу, как бы не замечая отсутствия моста, берега и меня, маленького и тщедушного. Ну что ж, мне ваша жалость не нужна, я сам себя пожалею, опыт есть. Пусть горит всё синим пламенем.
На днях перечитал немного того, что я здесь написал и даже увлёкся. Скорее всего идёт незаметный переход от рифмы к прозе. Буду прозаик. “Про каких, нахрен, заек?..»
За ударный труд и учёбу в прошедшем месяце ко Дню Рыбака (11.07) руководство Академии и Крузера в качестве поощрения выдаёт каждому курсанту по 20 марок и объявили о благодарностях 44-м курсантам, в том числе и мне. Я не против, только интересно, по каким критериям выявлялись достойные благодарности?
А День Рыбака сначала отметили праздничным авралом (приемлемое ли созвучие слов?) по форме №3, то есть фланка, брюки, только фуражек белых не хватало; затем торжественной частью, на которой выступил капитан, и клоунничал помпоуч. Он предложил после того, как протрезвеет после праздника, собраться и написать петицию в ООН о предоставлении празднику Дня Рыбака вселенского масштаба. Пусть, наверное, сначала протрезвеет. А потом был КВН, на который я не пошёл, чтобы не разводить критику, а пошёл в тросовую и отмолотил как следует грушу, поиздевался над собой в физическом смысле. И вот теперь сижу на корме в произвольной форме одежды, мёрзну - не хочу идти в кубрик, жду, может быть откроют лазарет, посижу у Zig'а. Он ведь тоже не ходил на КВН, хотя мог бы.
Два аврала, включая праздничный.

10 июля 1999 года. Суббота. 

00.35 Никому я не был нужен в тот момент, никто при виде меня не испытывал никакой самой маленькой, самой затаённой искренней радости. И я ушёл. Уединился в учебном классе. Писал отчёт, чтобы отвлечься. А потом проведал Zig’а. И два часа у него просидел. И теперь мне все морду готовы набить за то, что я им спать не дал, переволновались за моё тело. Не лежало оно в кровати лицом к стене, сдерживая и глотая слёзы, а ушло туда, где ему были хоть немножко, но рады. Эх, галочники. Не о теле надо думать, а о душе, вами же развороченной. Ну не хотелось мне в кубрик идти нисколечко. Не могли в покое оставить даже на два часика.
07.00 Мы уже идём в Па-де-Кале или Дуврском проливе. Слева в 12 милях Франция, Справа в 12 милях - Англия.
18.50 В 16.40 прошли нулевой меридиан и теперь медленно движемся по Ла-маншу. По правому борту из тумана медленно выплыл мыс песчаный, поросший лесом, и потихоньку расползся по горизонту лесистым берегом. Это Англия, старая добрая Англия. Францию по левому борту не видно. Нас обгоняет очень много кораблей, грузовых судов. А нам что - ветер несильный, паруса надуты, набиты ветром, движемся узла 4.
Сегодня утром созвали всех радистов в  учебный класс: “Вчера было ЧП, Прачковский положил на весь коллектив, такого чтоб не было, мы одна команда...” Болтун да и только, этот Ветров.
23.30 Недавно опять прошли нулевой меридиан. Не чудо ли? Просто, чтобы зайти в Булонь, нам, как по правилам дорожного движения, надо было пройти чуть дальше, а потом развернуться. И завтра в 10.00 будем на месте. Курсанты будут на реях стоять в белых фланках, ура кричать, а я на камбузе посуду мыть.
Как я сегодня извозюкался на бушприте! Весь в ржавчине, пыли, грунтовке. Зато на совесть отработал. А после - большая помывка-постирушка. А потом аврал по укатке парусов без трусов и носков.
Меня к Zig'у хотели не пустить, а потом по громкой связи вызвали - именно меня, чтоб я помывочные принадлежности ему принёс.
Я очень мало записываю, днём не успеваю, вечером спать хочется. Жалко, что телеграммы только 2 в месяц можно отправлять. Сказочка моя не обидится. Ведь я её люблю. Значит иначе нельзя. ------------------------------------------Скучаю!   

 12 июля. Понедельник.

01.20Я ещё не ложился спать, гладил форму на завтрашнее, то есть через сон, увольнение, с Zig’ом болтал. Сегодня пришли в Булонь (Boulogne-sur-Mer), а я стоял на камбузе и всё пропустил. Только во время единственного утреннего аврала на подходе к берегам я увидел, как в сказке, окутанный туманом, придавленный им город. Я запечатлел на фотоплёнку эту мрачную красоту. Дул почти штурмовой встречный ветер.
Французы народ ваще!! дикий какой-то. В форточку на камбуз чуть ли не по пояс залазят, фотоаппаратами щёлкают, аж ругаться хочется. Саня (повар без усов) не выдержал, закрыл форточку, чуть не прибив французиков.
Вход на корабль был свободным, так французов поток не иссякал до закрытия. Говорили, со всей Франции на наш парусник приехали посмотреть. Более 6000 человек побывало за день у нас. Но всё-таки дикий, беспардонный народ, такое первое впечатление. Говорят, английского не знают совсем.
Вчера День рождения Гены был, который со мной на носу работает. Как-нибудь и о нём расскажу. На Крузере все люди интересны. Но я бы всех их поменял на тебя, моя маленькая девочка, хотя ты, наверное, была бы против. Всё, ложусь спать, завтра, то есть уже сегодня, экскурсия по городу (как бы не заснуть) и барбекю.
19.20 Булонь своей уютностью, красотой, симпатичностью, приветливостью всю Германию перекрывает к едрене фене. На трёх холмах, многоярусный город, узкие улочки вверх-вниз струятся. Французские крыши меня очаровали. Старый город, окружённый стеной здоровой, содержит в себе треть достопримечательностей города. Башня с винтовой лестницей 17-го века, где жил какой-то важный чел. А церковь меня просто поразила. Снаружи в чёрных бликах огня, внутри же и орган, и алтарь мозаичный, и купол головокружительный изнутри. Но больше всего меня поразил коридор - на стенах которого прикреплены таблички, мраморные и другие, с благодарностью ”Merci”, “Thank You”. Словно за спасение души благодарят, словно возвышенные горем люди говорят ”спасибо”, словно... Это чувство близкого бездонного горя я не забуду.
Купил Зайчику тушь, маме напёрсток.
Купался в солёном-солёном Северном море, в Па-де-Кале. Кожа обсыхает и начинает колоть всё тело, мелкий-мелкий песок покрывает лицо и набивается в уши.
Из старого замка-музея упёр камешек на память. А тушь мне Марина Бабушкина помогла выбрать.
Сейчас едем на барбекю - халявная еда и питьё до 23.00.

Булонь нас встретила в тумане и плохом фокусе - зрение у меня было около -6, и фотоаппаратом Зенит я фотографировал почти с бедра.

На крыше мэрии Булони.

Булонь с крыши мэрии.

Курсанты на экскурсии - вход в Chateau-Mussee, замок 13-го века.

Крепостная стена замка.

Продолжение - часть шестая.