October 13, 2009

Первая любовь.

Её звали Юля Селезнёва. Она приехала в наш город с Камчатки. Папа был военным, его перевели, обычные дела... Её бабушка жила на одной улице с моей бабушкой. Улица упиралась в огромное поле, где росли шампиньоны, паслись коровы, ездили танки, был небольшой ореховый лес с тарзанкой и река Дейма с пляжем и раками. В общем,  было чем заняться, немудрено, что каникулы и выходные я проводил у бабушки. Она разрешала ночевать на сеновале, гулять допоздна, кормила, когда я этого хотел, а я помогал по хозяйству, окучивал и полол картошку, пас коров...

Я не помню, когда она появилась.  Наверное, зимой. Густая челка падала на глаза из под белой шапки с бомбоном, звонкий смех оживлял серую бесснежную улицу. Девчонки прыгали в резиночки, прыгал бомбон. В тот год мне подарили фотоаппарат с фотоувеличителем. Я занялся фотографией.

Улица наша состояла из 25 домов с садами и огородами и одного оврага, поросшего ежевикой. В начале 90-х кто-то засыпал овраг наполовину, вырыл котлован под дом, понавёз железобетонных плит, и даже построил первый полуподземный этаж под гараж и подвал. Затем, видно, деньги или блат закончились, и стройка замерла навсегда. На плитах мы - мальчишки и девчонки с улицы - играли в карты и слушали музыку, разговаривали разговоры, ссорились и мирились, смотрели на звёзды и жгли костры, в гараже прятались от дождя и ветра.

Летом наша компания собиралась на плитах почти каждый день. У меня был черный двухкассетник Osaka, , записи Kriss Kross, Dr Alban, Midi Maxi и Кино, велосипед Аист, школьный пиджак без рукавов, весь увешанный знаками различия родов войск и звёздочками, и синяя кепка с пластиковым козырьком. Мы были в том возрасте, когда для оказания внимания по голове портфелем уже не бьют, но и цветов ещё не дарят. Юлька проявила инициативу - доставалось моей кепке, козырёк был ею ломан-переломан. Мне внимание было приятно, я знал историю каждой трещинки в козырьке, пусть за это и ругала мама.

Когда Юлька забирала у меня кепку, я ни о чём не догадывался. Когда мы собирались бегать по утрам и никто, кроме меня и Юльки , не выходил, я тоже ни о чём не догадывался. Когда однажды Юлька, видимо, устав от намёков, буквально провисела у меня на плече весь вечер, мне было очень приятно, но и тут я был далёк от понимания происходящего. Тогда в ход пошли записки, где вместо слова ЛЮБЛЮ стояли точки. Я хотел знать, что стоит за этими точками, и мы простояли весь вечер на её крыльце, глубоко вздыхая. Каким я был непробиваемым идиотом, я понимаю только сейчас, когда пишу. Устав от моей толстокожести, Юлька сказала, что 6 точек в записке - это не люблю и точка, а кое-что ещё, и отказалась объяснять.

Следующие несколько дней мы не виделись. Я наконец понял, что меня любят, и цунами ответного чувства сбило меня с ног. Я был почти в панике - я не знал, как себя вести, что сказать при встрече... Первая любовь - это страшно, это всё меняет. Я расписал двойной тетрадный лист словами Я Тебя Люблю и ходил по улице, надеясь вручить записку и быстро слинять. План удался. Но ещё через несколько дней, когда я осмелился появиться на плитах и увидел её, что-то изменилось, и это я понял сразу. Она сидела вместе с Юркой. Юрка был моим лучшим другом.

Юрка был на год старше меня. Мы учились в разные смены в одном классе и оставляли друг другу шифрованные записки. Он был весёлый и юморной парень, я таких людей люблю. Мы много гуляли вместе, зимой ходили на лыжах , катались с горок на капотах от машин, летом ездили на карьер, крутили там с трамплина сальто и купались в грозу. На каждой второй фотографии того времени есть Юрка. Однажды зимой мы перешли через замерзшую реку, ушли далеко от дома и где-то в поле, на стройке дороги, залезли на огромную кучу щебня. Железобетонный телеграфный столб был завален дроблёными камнями по самую макушку. И с этой макушки я, оступившись, свалился. Кувыркаясь вниз по склону я физически чувствовал, как ломаются все до последней косточки. А порвалась только болониевая куртка в нескольких местах. Это был самый ужасный момент в моей жизни, и Юрка был рядом. Он был настоящим другом детства. Мы не спасали друг другу жизни, не дрались спиной к спине, мы просто очень много времени проводили вместе.

У Юрки начинались какие-то отношения с соседкой Наташей, которая тоже была в нашей компании. Мы часто собирались у неё дома. Они долго объяснялись на плитах, и Наташа осталась сидеть одна. Я помню, что она плакала, но, может быть, я ошибаюсь. Из вредности или от безысходности я подделал записки от Юрки и Юльки друг другу, назначив им свидание, чтобы посмотреть на их реакцию на моё неожиданное появление, но план не сработал: я появился , когда пришёл только Юрка, и мне было очень неудобно, ведь он был мой друг. Я даже не знаю, знал ли он о моей любви.

Какое-то время мне было трудно общаться с ними: С Юркой я не знал о чём говорить; встретив Юльку, я вёл себя неестественно, краснел, запинался, забывал все приготовленные жизнерадостные фразы и потом ругал себя за это.Начался учебный год, мы стали реже видеться, отчего я очень страдал. Я напечатал фотографию моей любимой, сшил для неё картонный футляр, чтобы она не мялась в кармане, и всегда носил с собой. Помню характерный момент того первого года несчастной любви: я, сделав все-все уроки, лежу на пустом письменном столе, день всё не кончается, и такая пронизывающая тоска заполняет меня, что невозможно пошевелиться и хочется выть.

Учёба и футбол заглушали тоску, я много играл и хорошо учился. У меня никогда не было троек по предметам за год, но последние три года в школе я закончил особенно хорошо. Подготовился и поступил в Морскую Академию. Безответная любовь мне в этом очень помогла.

Наша компания продолжала собираться, все потихоньку привыкли, что Юрка и Юлька теперь вместе. Они были единственной парой среди нас. Наташа почти не общалась с Юлькой и осторожно - с Юркой. Я для себя решил  - главное, чтобы любимому человеку было хорошо, и оберегал союз моих друзей.  С Наташкой у меня, как у жертв неразделённой любви, сложилось особенное взаимопонимание. Мы заботились, что ли, друг о друге, даже играя в карты садились так, чтобы кто-то один видел карты другого и не подкидывал неудобных мастей.

Мне хотелось быть рядом с Юлькой. Третьим лишним я быть не любил, а в компании мы много времени проводили вместе, ходили в походы, ездили на карьер на велосипедах купаться. И если мне случалось везти её, Юлька стояла на багажнике и держалась за мой плечи. Это были лучшие минуты. В поле на одном из деревьев я вырезал на коре "Я люблю тебя, Юля", мне нужно было кому-то открыться. Букву К я пишу теперь так, как писала она её в моем имени. Я любил её три года, может даже с половиной. Потом мы разъехались по местам учёбы и уже давно не виделись.

Интересно, что ещё одна серьёзная любовь началась из того же дома, где жила Юлькина бабушка. К их единственным соседям приехала знакомая из областного центра. А они ее отправили ко мне, мол, с ним не будет скучно. Эта любовь была взаимной, длилась три года, и оставил я свою любимую другому своему лучшему другу. Академию я тогда уже заканчивал.

Год назад мне удалось отсканировать свои старые негативы. Забытые страницы и целые главы из прошлого открывались на экране монитора. Богатство, которое не купишь. Фотографии будут чуть ниже.

В детстве у всех были анкеты - тетрадки, где твои друзья и подруги отвечали на  вопросы. Штук сто я точно заполнил. Анкета была и у меня. В графе "День рождения" Юлька написала - 27 сентября. Шла первая осень моей неразделенной любви. В мой День рождения - 3 сентября - Юлька кинула в мне почтовый ящик открытку с поздравлениями. Я был тронут. Она до сих пор у меня хранится, год стоит 93-й. 27 сентября я решился пойти к ней домой и поздравить лично, пожелать ей счастья с Юркой и все такое. Приперся. Подхожу к двери. Сердце бешено стучит, ноги ватные. Звоню. Открывает Юлька. Дальше происходит такой диалог:
- Юля, поздравляю тебя с Днем рождения...
- Какой День рождения? Костик, ты что-о?
- Ты в анкете написала - 27 сентября....
- Да я пошутила, ты что-о, у меня 13 октября!
На меня вылилось ведро холодной воды.
- Ты что-о, Ко-остик? - она немного растягивала гласные.
- Тогда я пойду....
Подарок я, по-моему, забыл отдать. По-моему, это была шоколадка. Она почти растаяла в моих руках. С того дня я всегда помню о Юлькином Дне рождения.

Я не видел её 11 лет. Сегодня попробую выяснить ее телефон и поздравить. Узнаю, чем живет моя первая любовь. А пока: С днем рождения, Юля Селезнева!

Юля. Эту фотку я носил с собой.

P.S. Появлению этого рассказа я обязан журналу Алеси Петровны

eprst2000, а имено вот этот рассказ оживил мои воспоминания: eprst2000.livejournal.com/16232.html#cutid1 . Спасибо тебе, Алеся!

Это я, на велосипеде, в кепке, в пиджаке перед бабушкиным домом.

Девчонки прыгают в резиночки, Юрка сидит на подставке для молока

Это Юрка, в половодье и на лыжах.

На Дне рождения у Юрки, я справа второй.

Это наша компания, не вся, конечно:

Они были уверены, что кольцо обручальное одевается на средний палец:

Наташа:

На песчаном карьере и в походе:

И еще несколько интересных фоток:
Юрка и Юлька

Димон в походе, Юрка на нашей улице:

Подарки Юрке на День рождения:

Я с Юркой в Светлогорске:

Юлька на карьере.