December 11, 2020

На смерть Мартина Идена.

Последние страницы романа Джека Лондона "Мартин Иден" я прочитал пару дней назад, но он не отпускает меня, потому что неожиданно заканчивается самоубийством, которое я не могу принять. Я читаю на работе во время перерывов минут по 30 в день, поэтому вся история человека, который ради любви, ради стремления к лучшей жизни начал учиться, начал читать чужие книги, а затем писать свои, растянулась для меня на пару месяцев. И хоть повествование в целом не остросюжетное, идет довольно ровно, иногда даже нудно, читать было интересно. Когда сам пишешь тексты, стараясь наполнить их хоть какой-то художественной ценностью, невольно сравниваешь себя с другими такими же людьми. Но финал все для меня перевернул.

Вот этот момент, когда люди решаются расстаться с жизнью, четко вспоминается мне в трех фильмах. Первый - "Настоящая любовь" Тони Скотта по сценарию Квентина Тарантино. Когда к отцу Кларенса, полицейскому на пенсии, приходят гангстеры, чтобы узнать, куда отправился его сын. Сильнейшая сцена, Деннису Хопперу и Кристоферу Уокену можно только за нее по Оскару дать. Когда отец понимает, что его все равно убьют, он не сдает сына, выводит из себя главного бандита и смеется ему в лицо. Совершенно бессмысленная смерть, потому что адрес, куда уехал сын, висит на холодильнике. Но когда выбора нет, я бы хотел найти в себе силы уйти именно так. Это поступок человека, на которого я бы хотел быть похожим.

Второй фильм - фантастическая драма  Алфонса Куарона "Дитя человеческое". Опять старая гвардия в лице Майкла Кейна смеется в лицо террористам, ищущим его друга, и получает пулю. Смерть, которую Джаспер в тот момент решил принять. А друг Тео, аморфный, равнодушный к происходящему вокруг, оказывается втянутым в миссию, которая становится смыслом его жизни, и выполняет ее, хоть это и стоит ему жизни. В этом фильме даже две достойные смерти, которые стоили того, чтобы жить, как до сих пор поет Виктор Цой.

Третий фильм - "Открытое море" про супругов-дайверов, которых забыли забрать после подводного погружения. Оказавшись одни в океане, они еще надеются, что их спасут, но отчаяние и страх вытесняют надежду, и когда мужчину утаскивают на глубину акулы, женщина решает утопиться и добровольно уходит под воду. Жизнь - это самое дорогое, что у нас есть, за нее нужно бороться до последнего! Я был в шоке от такого финала. Но когда тебе грозит быть заживо съеденной, самоубийство, совершенное из последних моральных и физических сил, я могу понять и принять.

И тут появляется Мартин Иден. Он молод, силен, красив, голоден до знаний, влюблен, целеустремлен и работящ. За 350 страниц он добивается своим трудом материального богатства, но остается духовно беден, разочаровывается как в низжих слоях общества, откуда он пришел, так и в высших, куда он стремился попасть и попал, и, выбравшись через иллюминатор каюты первого класса огромного парохода, топит себя в океане. Бедный Мартин Иден! Начитавшись лучших книг и написав книги еще лучше, он так и не поумнел, так и не избавился от узости своего сознания, так и не обзавелся широтой взглядов, так и не набрался мудрости. Живя в наше время, он спрыгнул бы в воду еще с причала, не поднявшись на пароход... Если мне кажется иногда, что нечего больше смотреть, это не значит, что в мире больше нет хорошего кино. Если мне кажется иногда, что больше нечего читать, это не значит, что в мире больше нет хороших книг. И если мне кажется иногда, что все сошли с ума, это не значит, что в этом мире больше нет хороших, замечательных, адекватных, умных, добрых, честных людей, ради которых стоит жить. Они есть, я в этом уверен, а Мартин Иден эту веру потерял и бессмысленно лишил себя жизни, обесценив то, что в ней было.

Что ты мне еще приготовил в своем двухтомнике, Джек Лондон?