April 22, 2010

Дневник с Крузенштерна. Часть тринадцатая, последняя.

27 августа 1999 года. Пятница.

07.50 Сегодня будем катать шведских таможенников. Им повезло: они ждали, наверное, больше полугода, чтобы выйти на 6 часов в море на Крузере, а всё мог испортить дождик, который уже прекратился (палуба даже успела подсохнуть).

18.35 Подарили ручки всем, а это маркер. К чёрту в его.
Катали шведов, паруса впуклые. На 4 аврала хватило. Потом масло грузили. А теперь в увал. Может быть, успею пофотографировать.
Неделя всего (ещё) до дома.

23.35 Да, жалко, что так мало я видел этот город. Всего два часа в целом. Уж лучше в Киле или Ольборге меньше простояли, а в Мальмё бы задержались. Такой город красивый, чистенький, но без немецкой выхоленности и сухости. Больше свежести в нём, задора. Так мне понравился. И встретили мы здесь русских девушек, одна даже из Калининграда. Парни-то наши - трезвые и молчат поэтому, а я аж удивился: "Русские девушки, а мимо земляков равнодушно проходите!" - "Ну, давайте обнимемся!" - и смеются. Чуть-чуть поговорили - они спешили на стрелку и ушли вперёд нас. Но это были русские девушки в Швеции. Как я соскучился! Хочу к Е-е, под бочок, и наслаждаться тем, что мой любимый человечек рядом, и что она меня любит и никуда не убежит от меня. Семь дней, семь дней, пролетайте быстрей. Я знаю, вы будете тянуться, долго не кончаться, потом счёт пойдёт на часы томительного ожидания встречи, потом будет встреча, и, оглянувшись, я с удивлением пойму, что неделя пролетела, и я уже дома, дома, ДОМА! В Калининграде.
Если повезёт, то завтра Вова Смирнов купит мне и открытки, и сигареты. Хотя бабушке с дедом подарка я так и не купил. Надо будет что-то придумывать.
На пистолете надпись "Non Violence". Я сегодня фотографировал много, больше чем обычно, потому что плёнка последняя и последний город. Жалко, что уже вечер наступал, темнота входила в город понемногу, и я не смог сделать больше снимков. Мне бы день ещё, да завтра (уже сегодня: S.T. 00.01) я целый день стою на камбузе, - а это целый день занят. А ведь Вадик давал мне выходной, а я отказался. Вернуться сюда когда-нибудь, что ли? А?
Сказали, что сегодня по ящику в в полпервого ночи суперкубок будут показывать Манчестер-Лацио. Пойдём в столовую смотреть. Уже соскучился по большому футболу.

28 августа 1999 года. Суббота.

02.10 Вот видишь, уже 28-е число. Уже где-то рядышком 3-е сентября, но до конца августа ещё четверо суток. А там и осень. Ба-а, лето-то КОНЧИЛОСЬ! Ёли-моталки, так незаметно прошло. Наше с Зайчиком лето скучало без нас.
Манчестер проиграл 0-1. Салас гол забил, выйдя на замену. Большой футбол, как я по тебе соскучился!

29 августа 1999 года. Воскресенье. (3)

07.15 Я вчера вечером как-то неожиданно заснул, когда открытки подписывал. Кто-то мне очки снял, тетрадку убрал, открытки.
Вчера 3 аврала было.
08.00 А вчера я последний раз стоял на камбузе. Картошки не надо было чистить, повезло. С утра был Саня с усами, весёлый, разговорчивый. У него две дочки есть, а они ни слова от него матного не слышали, хотя он ругается - будь здоров! С ним и работается веселей. А после обеда стоял Саня без усов, бывший вышибала, но злоупотреблял (и продолжает) алкоголем. Он ещё больше ругается, по поводу и без повода, всё время как с похмелья. Но вчера как-то всё гладко шло, что он даже смеялся ближе к ужину, когда с Аллой Григорьевной разговаривал.
Вчера День рождения был у Леши-фельдшера (тёти Лёши). Он очень полный, как и наш доктор, который Титаник снимал, но моложе, и лицо его имеет женские черты, и голос тоже какой-то женский. Вначале рейса мы около месяца гадали, женщина он или мужчина. А я думал, что что-то с ним такое есть, очень знакомое на уровне общения - а он, оказывается, тоже Дева.
Так вот, из-за этого камбуза я не пошёл в ещё одно, бывшим бы последним, увольнение (ведь Вадик мне предлагал выходной, а я в пользу камбуза отказался). Но Вова Смирнов - я дал ему деньги - купил и открытки, и сигареты, и брелок на оставшиеся деньги. А вот бабуле подарок я так и не купил. Осталось у меня 40$, 1 крона шведская, 3,5 кроны датских, 2,27 фунта, 40 сантимов плюс деньги, которые мне ещё не выдали.
Ещё вчера я успел поймать Изабеллу, но она мне адрес Кевина так и не дала, а сегодня в 5 утра уехала. Но она мне пoдарила свою визитку, а я ей подарил на память календарик с Крузером, но на обратной стороне со стихом Осминина. Я ей отправлю открытку, а она мне пришлёт адрес Кевина. Я спросил, сколько она знает языков. “Очень хорошо знаю немецкий (она немка), немного русский, английский, совсем немного французский и латинский.” Вот скромница: на русском и английском она свободно общается. “Учитесь жить без Иза.” - сказала она, прощаясь.
Сегодня ночью фотография Зайчика опять сорвалась со своего места и залезла мне под бочок, погреться. Я знаю, я тоже скучаю.
21.20 Вот уже 1806 часов и 25 минут назад я попрощался с самыми дорогими мне людьми. А до долгожданной встречи осталось 109 часов 35 минут.
Серёга Шаталов передал мне своё грустное настроение безысходности, никомуненужности.

30 августа 1999 года. Понедельник.

01.55 Это уже калининградское время. Всё - идём домой. Но ещё предстоит выдержать экзамен на ”Матроса 2-го класса” и зачёт по радиоспециальности. Всё будет хорошо.
Нет, мне не плохо. Мне было немножко грустно, просто я очень скучаю и хочу домой быстрей. Погладил форму на экзамен, сидел на корме. Марина подсела и давай про закулисную жизнь Крузера рассказывать. Такие тут интриги плетутся, ё-моё! Аж слушать смешно - как люди сложно живут, чтобы напакостить другим. Но хороших людей всё равно больше. Я, по крайней мерe, в это верю. Остальные - по боку.
В предверии экзамена вышел казус. МППСС-72* я вроде знаю. А тут судно по правому борту. Два красных огня - не имеет возможности управляться, жёлтый огонь на носу - судно на мели, зелёный бортовой огонь - идёт вправо, то есть имеет ход относительно воды. Ничего не понимаю. Завтра у экзаменатора спрошу (гениально!).
В Калининград приходим третьего числа, в 6 утра - лоцман, где-то между 9 и 12 подойдём. На какой-то 24 причал в порту.
3 аврала было. По-моему, это были последние авралы. Остался один - пельменный.
09.15 Сдал экзамен на 5. Все вопросы на 5, никаких заминок, только с картой я немного растерялся. Попались те флаги, которые я знал. Всё оказалось так просто, что как-то неожиданно. Неужели всё? Нет, ещё зачёт по РТС.
15.30 Сейчас будет раздача слонов: конфеты, кофе-чай, ещё что-то. А свитера и кепки зажали! Жмоты!
Я сейчас якорь на баке красил, тот, который за бортом висит. Как-как - застраховался, и за борт.
16.30 Значит, красили мы с Сэном якорь, красили, а его взяли и отдали**. Да, сейчас на якоре стоим. Я хотел отдачу якоря заснять, но Сергей Григорьевич*** сделал лучше: он мне разрешил на бушприт залезть и оттуда фотать. Я штук семь кадров сделал. Эксклюзив.
Только мне остаётся непонятным, зачем красили якорь. Он ведь, бедный, даже высохнуть не успел.
20.50 Меня пригласили на День Именинника! А я и не ждал, не думал, то есть я думал, но я не думал, что попаду как именинник. А, оказывается, не забыли. А я забыл. Хорошо, Александр Сергеевич напомнил (Майор). Я не буду приглашать никого, чтобы никого не обидеть. Да, пусть будет так, честно.
22.15 ”Прачковского Константина поздравляем сегодня, хоть у него ДР и 3-го сентября, двойной праздник. Я его поздравляю. Иди сюда. Это капитан нашей футбольной команды, за что я его и люблю.” - такие слова сказал Соловьёв, помпоуч. Я отнёс пару кусочков пирога Надежде Юрьевне с Аллой Григорьевной. Шеф-повар за последние две недели третий раз спросила, когда у меня ДР, и очень удивилась, когда узнала. Да и Надежда Юрьевна тоже удивилась.
Мне вручили кружку и плакат Крузера с дарственными надписями. Очень, очень для меня всё это дорого. И Крузер, и море, и... и люди. Внимание.

*МППСС-72 - Международные Правила Предупреждения Столкновений Судов в море.
**Отдать якорь – смайнали в воду его!

***Сергей Григорьевич Забобон - боцман фок-мачты.

Отдача якоря.
Я и Сашка Яночкин покрасили якорь. Всем нравится.

Краска ещё не высохла, а якорь уже собираются отдавать.

И вот он уже летит...

...и падает в воду.

И только пузырьки от него...

Как интересно!

Старпом командует отдачей якорной цепи.

Народ загорает на шкафуте и готовится к экзамену на "Матроса 2-го класса" - вяжет узлы.

31 августа 1999 года. Вторник.

00.10 Вторник, среда, четверг и в пятницу я дома. И много, и мало. Я на корме опять часа два просидел. Голова что-то от духоты кубрика разболелась и от гула, и я пошел подышать свежим воздухом. Делил эту трапезу с Пахом- Offspringer'ом. Ну и ладненько.
Завтра в пекарню, то есть сегодня.
Что ждет меня дома? Ведь никаких вестей нет. Я уж и волнуюсь-то не знаю из-за чего. Молчание такое гнетет. А часики отсчитывают с сосредоточенной методичностью секунду за секундой. Они отстают на два часа уже от Ship's Time и калининградского времени. Гринвич.
Завтра бы сдать зачет, отработать лимоны у начпрода после обеда (я договорился с ним о 5-6-ти лимонах для Сказочки моей, но я должен их отработать, я настаивал) и в пекарне все успеть. И все, можно будет расслабиться, собираться домой.
09.30 Проспал я сегодня завтрак. Нет, проснулся я сегодня в 7.40, на завтрак побежал даже не ополоснувшись. Думал, что опоздал в пекарню. Побежал туда, а там пусто. Сходил в учебную штурманскую рубку, а там Ветров один сидит. Я говорю: ”А что, зачета нет?” ”Есть, - говорит, - садись.” Я билет взял, кое-что ему рассказал – и 4 балла. Без напряжения и нервов. Все, самое главное я сделал на сегодня. Пекарня еще закрыта, начпрод после обеда.
18.30 Завтра брэйн ринг будет. А я два вопроса старпому отнёс и, по-моему, он оценил их. Если на вопрос не ответят, то я получу приз! Я ликую! Думаю, что хоть один попадёт в игру, и его не отгадают!+++++++++++
А пока хлебец допекаю, анкету для пресс-центра заполняю. И иду к начпроду за лимоны отрабатывать.

1 сентября 1999 года. Среда.

02.45 В последние дни я так поздно ложусь спать.
Сегодня мой брат пойдёт в школу, Сегодня первый день осени. 2 часа 45 минут назад кончилось лето.
Сегодня сделал всё, что хотел, поэтому день можно считать удавшимся. После ужина я у начпрода поработал - картофелехранилище от говна очистил, постелил бумагу новую, чистенько всё (сейчас там идёт пьянка, по новенькому, наверно, приятней). Тухлятину всякую (сердца мороженые, рыбу красную) за борт смайнал. Провонял весь. Зато помылся и постирался в душевой триниза. А потом книжку на корме почитал. А потом Маринку больше часа успокаивал. А потом ещё час с парнями базарил. А время уже позднее, а надо бы ещё анкету дописать.
11.30 Никакого пельменного аврала. Боятся мясом травануться. Ну и ладно. Я зато надпись "Крузенштерн" с левого борта красил. Тихо, спокойно, беседка качается, шкентель с муссингами* между ног трёт.
19.15 Да, действительно, сегодняшний день не обманул моих ожиданий. На построении мне вручили благодарственное письмо моей маме, а потом ещё мне (одному из трёх) вручили приз самый главный (не могу сформулировать за что, но приз самый главный). А потом мы фотографировались с призами со всеми (на фотографии посчитаю). А сейчас только что закончился брэйн ринг. Два моих вопроса не отгадали, но они были сложные, для серьёзного брэйн ринга, а у нас был прикольный самосадовский. Мне подарили апельсин и плакат Крузера.
19.40 Я на ужин сходил. В последнее время что-то я совсем первое не ем, а голода нет. А в начале рейса по два половника хавал и только ждал приёма пищи. Но это всё так приземлённо, подумаю о высоком....
23.25 Очень чувствую ожидание, почти нащупываю это чувство, как ткань, как густой туман.

*Шкентель с муссингами - конец (канат) с навязанными на нём узлами, чтобы подниматься и спускаться по нему удобно было.

Покрасочные работы.

Капитан Коломенский Геннадий Васильевич - в центре, слева от него - преподаватель английского Сопова Эмилия Сергеевна, последняя в этом же ряду - пресс-секретарь Бабушкина Татьяна Романовна, справа от капитана - старпом Сергей Туников, помпоуч Соловьев Юрий Павлович, руководитель практики радистов Ветров Игорь Анатольевич.

Верхний ряд слева направо: матрос второго грота, будущий старший боцман Крузенштерна Осов Серёга, боцман второго грота Лёха, отвернулся, по-моему, подшкипер Дзижко, рядом с ним боцман первого грота Игорь Пересечанский, матрос первого грота Марк Бабушкин, начпрод Миша Привалов (также будущий старший боцман), матрос первого грота Рома.
Средний ряд, справа налево - тогда ещё радиооператор Пьец Игорь Станиславович, второй механик Сергей Гичкин, третий помощник капитана Околокулак Паша, старший помощник капитана Сергей Туников, второй помощник капитана Еремченко Михаил Петрович.
В нижнем ряду справа - Игнатьев Александр Сергеевич (Майор).

2 сентября 1999 года. Четверг.

12.45 Сегодня у нас санитарно-банный день. С утра была приборка на палубе, скоро будет во внутренних помещениях. Но не это важно. Я думал - уже всё, раздача заслуженных слонов закончилась, ан нет. Мне ещё 70 (семьдесят!!!) марок премиальных выдали (всего 10 человек опремиянились). Вот это да! Я ещё остался в выигрыше. Ведь я должен был сто баксов домой привезти, а привезу 100 марок и 40 баксов. Это... как раз 100 баксов. Чёрт, нет выигрыша. Но зато при своих.

Здесь, на Крузенштерне, меня полностью оценили. Даже немного больше, чем я ожидал. Но я отработаю всё это. Не сейчас, так через некоторое время. Я ещё вернусь - это точно.

3 сентября 1999 года. Пятница.

Около 01.05 Я ещё не верю, что через несколько часов я буду дома. Нет ощущения такого. Мне так жалко расставаться с Крузером. Прирос я к нему душой. Крепко прирос. Люди здесь хорошие, не все, конечно. Но сегодня я сидел, как обычно, на корме и с мотористом познакомился. Был закат. У-у, что это было за зрелище! Шикарно, обалденно, торжественно, кроваво. Вот бы фотографии получились. Моторист оказался таким приятным и интересным собеседником. И я его только в предпоследний день повстречал и раскрыл. Вернуться, вернуться!
Но закат, конечно, море нам подарило на прощание... Краски неба стекали в воду и расплывались. А небо - как печь раскалённая. И-их! Только ради этого можно идти в море.
После обеда подкрашивал я всякую мелочь на баке, музыку слушал. А Гена по шкентелю с муссингами спустился в море и плавал там.
После полдника я разрезал свои ботинки, вырезал кожу на чехол. А потом нас запрягли работать - муку с палубы майнать в мучную. А когда палубу окатывали со шланга, то я искупался - меня водой полили с двух сторон Гена и Лёва.
А потом я притащил сумки из баталерки и разбирал-укладывал вещи, подарки, конфеты кушал. Не знаю, как что разложить, оставил напослесна. Стою в буфете, время будет. Кубрик весь баулами целыми заставлен, ящиками, сумками.
А вот после помывки (я уже в шортах ходил после купания и до кормы) и ужина я пошёл на корму. Там с мотористом разговаривал, с Маринкой, c Немо и Романовским (до сих пор шоколадку только обещает). В полночь начали работать машины (а, якорь-то мы после ужина выбрали, я на корме был). Сначало как закоптило, потом буруны по воде пошли, и всё быстрей и быстрей работали машины, и весь мусор, что выбросили с кормы, ушёл в прошлое.
Я ушёл на шкафут и сразу же увидел метеоритную дождинку. Собрался спать идти и встретил Надежду Юрьевну, с ней поразговаривал. Она меня поздравила и поцеловала в щёчку чуть ниже уха. Как я люблю её, такая женщина чуткая.
А потом Н.Ю. пошла спать, а я ещё с Юркой Фроловым базарил. Теперь лежу в кровати, и глаза сами закрываются. Вова пришёл, принёс рулет, поздравил, всё приятно.
По левому борту красный огонь (may be, сигнал бедствия), горит что-то, засыпаю...
06.55 У меня сегодня День рождения.
09.45 Эта Клёпа из кают-компании такая крикливая. Я ей тарелку разбил.
Ко мне пришли в буфет Славик и Тёма Широков и подарили два йогурта, а Алла из столовой экипажа хотела мои йогурты затырить, а когда узнала, подарила ещё 4. Костя-матрос подарил мне кассету PJ Harvey. Класс!
10.45 Вроде бы всё собрал, мы уже в территориальных водах России.
13.15 Всё, я уже готов на берег. Родная земля уже близко. Ка я всё это потащу? Два ящика, два рюкзака, пакет, большая и маленькая сумки, вешалка, фуражка и плакаты.
13.50 Пришла таможня.

Душ забортной водой.

Лев Николаевич Орлов - дядя Лева - окатывает палубу и курсантов из шланга.

Спасательные гидрокостюмы нам, к счастью, не пригодились.

То есть, пригодились, но не по назначению.

Последний закат.

Матрос фока Костя Олейниченко, от него я узнал о PJ Harvey.

Мы возвращаемся! 25-й причал Калининградского Морского Порта.

Встречающие на причале.

Это я - автор дневника.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Эпилог.
На этом дневник заканчивается. Что к этому можно добавить? С Зайчиком мы через два года расстались, а на Крузенштерн я вернулся в марте 2002 года, после окончания Академии. Полтора года матросом и радиооператором - это была самая лучшая в мире работа на самом лучшем в мире паруснике. Но это уже совсем другая история и другой дневник. В сентябре 2003 года я оставил работу на Крузере, чтобы уехать в Голландию и быть вместе с моим любимым человеком, теперь - моей женой. А Крузенштерн навсегда остался не только в моём сердце, но и в моей жизни - я поддерживаю связь как с самим парусником, так и с людьми там работавшими и работающими.