September 28, 2010

Поговорим о футболе, раз не можем играть.

"Когда Одисссей вернулся из своего наводящего ужас плавания, он пощадил слух Пенелопы и не сообщил ей страшных деталей этого вояжа. Когда Ричард Львиное Сердце оставил, наконец, позади своё узилище и прибыл домой после всех иссушающих душу лет, проведенных в крестовых походах, он не обременил чувства приличия королевы Беренгардии и воздержался от изложения наиболее мрачных историй, случившихся с ним, а просто поприветствовал её и отпер ее Пояс Целомудрия." Вот и я умолчу о днях, полных боли и страданий, и перейду без приветствия к написанию девственных, готовых к прочтению строк.

Так обидно получить травму, которая выбивает тебя на два месяца из привычного изнуряющего режима тренировок, игр, работы, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства (я не говорю про жену, потому что хоть танцевать я и не могу, но в кое-чем другом еще способен себя проявить). Вот только набрал форму, начало открываться второе дыхание, еще и по ногам хорошенько никому не успел засадить, я уже не говорю о прерывании голевой пятилетней засухи (в свои ворота, между прочим, я ж защитник) -  бац!, спортзал для восстановительных занятий и скамейка на трибуне. Сидишь, смотришь, как твоя команда, доукомплектованная 16-летними мальчишками из-за эпидемии травм игроков основного состава, проигрывает соперникам, оставшимся вдесятером, и вспоминаются времена былые и не очень....

Это сейчас можно купить себе бутсы для вязкого поля, для сухого поля, для исскуственного газона, из кожы кенгуру, из ультралегкого полипропеуретана, Найк, Лотто, Пума.... А раньше? Самым счастливым был тот, кому директор спортшколы привозил из Москвы на заказ бутсы "Киевский Адидас". Угадал с размером, не угадал - носи! Они были на шести металлических шипах и летом, на твердой, высохшей от жары земле я чувствовал, как шипы впиваются в мои ступни. Чтобы немного ослабить боль, я подкладывал под стельки сложенный в несколько раз номер "Калининградской Правды" и играл. Зато они были неубиваемы, носились несколько сезонов и передавались по наследству. Вообще, бутсы были в дефиците. Так  что в ходовых размерах - 42-й, 43-й и 41-й растоптанный - играли в воскресенье поочереди сначала юноши, а потом и взрослые. И заменямый игрок порой отдавал своему сменщику не только футболку и иногда щитки, но и бутсы.

Однажды, лет 15 назад,  я повредил в игре голеностоп. Было больно, но я и матч до конца доиграл, и тренировался потом через боль, лишь ногу перевязывал бинтом для поддержки, пока все не прошло. У нас в команде никогда не было массажиста или, на худой конец, человека, профессионально разбирающегося в травмах. Правда, я никогда не ломался и играл без замен, поэтому мне эта сторона футбола не была знакома. А сейчас моим восстановлением занимается физиотерапевт команды высшего голландского дивизиона NAC Breda - тот человек, который выбегает на поле к игроку, получившему травму. Две недели назад они победили дома Фейенорд 2-0. У него свой тренажерный зал в здании стадиона этой команды, куда я хожу на восстановительные процедуры. А до этого меня беспокоила боль в месте, где спина соединяется с ногами. Нет, не жопа, а тазобедренный сустав! И я ходил в обычную больницу на прием к врачу, который работает в сборной Голландии по волейболу. "Он, часто бывает в разъездах - на Чемпионате Мира или на Олимпийских Играх с командой, но в остальное время принимает," - сказал мне участковый  врач, выписывая направление. Играя в родном Гвардейске за местную "Олимпию", я себе такого даже представить не мог.

Наиболее близок я был к профессиональному спорту, играя на гаревом поле в парке стадиона калининградской "Балтики" и на домашних матчах той же "Балтики", когда она играла в высшей лиге против московских ЦСКА или "Спартака". Тогда я следил больше не за игрой, а за известными игроками в составе столичных клубов. У меня даже есть лично мной сделанная и проявленная нерезкая фотография игрока ЦСКА Ильшата Файзулина, идущего к раздевалке после выигранного у Балтики (0-1) матча в 1/16 Кубка России 1993 года! Это не футбольные вкладыши от жевачек, это пацан из Гвардейска сфотографировал нападающего московского ЦСКА!!!! Я очень этим гордился, да и горжусь до сих пор. А сейчас я перешел на новый уровень. За последние три сезона из нашей любительской команды в профессиональный спорт ушло три человека. Один - в тот же NAC Breda, пока только в юношескую команду, но он очень хорош, Mats Seuntjens его зовут. Его брат, Ralf Seuntjens, уже играет в основном составе команды первого голландского дивизиона RBC Roosendaal. И наш воротчик - Guido van Sant - тоже зарабатывает себе на хлеб во втором дивизионе, выступая за Baronie. И с ними со всеми я отыграл по одному-два сезона! Теперь, на всякий случай, если в какой местной газете появляется фотография игрока нашей команды, то я в обязательном порядке беру у него автограф. Кто знает, может через пару лет мои бывшие партнеры по Boeimeer будут играть в Лиге Чемпионов!

Моя команда Boeimeer (Breda) сезона 2010-2011 годов (август 2010).

А это моя команда "Олимпия" (Гвардейск) сезона 2000  года (7 мая 2000 года). Десять лет назад!