October 25, 2010

Дневник с Крузенштерна, год 2002-2003. Часть первая.

Сегодня я начинаю публикацию дневника с Крузенштерна, который я вёл в 2002-2003-м годах, работая на паруснике матросом и радиооператором. Как я начинал работать, как познакомился с Ирой, как жил после этого и как собирался уезжать в Нидерланды - об этом мой дневник. Первая его половина будет на русском языке (я писал для себя), а вторая - на английском (я писал для Иры), плюс множество сделанных мной и старым "Зенитом" фотографий.

12 апреля 2002 года. Пятница.

Около 10 часов. Уже пятница, а из Калининграда мы вышли в воскресенье, 7-го числа. О, сегодня День Космонавтики! А на Крузер я пришёл работать 27 марта. Уже почти две недели прошло, и это так много. Первые два дня я работал (красил подставки под спасательные плоты), а потом меня поставили на трап. Я и сейчас, в Польше, на трапе стою, 4 часа через 12. Вот сегодня отстоял с 4-х до 8-ми утра и теперь до 8-ми вечера свободен. Приборку в кубрике сделал и теперь пишу.
Я хорошо устроился - под нами пекарня, напротив - библиотека, кают-компания рядом, где мы трапезничаем. Только туалет далеко, на шкафуте, курсантский. Мой судовой номер - 39, приписан я к фок-мачте, буду работать на аврале на баке, со Львом Николаевичем Орловым (дядей Лёвой). Боцман фока - Серёга Осов; ещё на фоке работают Серёга Самущенков, важный и какой-то не свой, как свысока смотрит; Лёня - вот это да, это человек, человечище, простой и скромный, но что говорит за него - аврал какой, постановка на якорь, тревога, необходима чёткая работа на руле - везде Лёню ставят, классный дядька; Юра Юров - это новый матрос, но тоже нормальный чел.
Позавчера тоже был свободный день, я поехал в Гдыню, в апостольство моряков "Стелла Марис", позвонил Оле и Елене Вячеславовне и отправил по Интернету несколько писем. До вокзала в Гданьске 12 километров прошёл пешком, а потом это же расстояние назад бегом бежал. Опоздал на вахту. Вообще, тот день неудачный был. Я с утра и старшину курсантов разбудить забыл, весь камбуз подвёл. Но всё фигня.
Ещё мы в футбол уже два раза ходили играть. Но об этом потом. Уже писать надоело, за две недели так много произошло, что всё не запишешь сразу, да я ещё и не расписался толком. 

13 апреля 2002 года. Суббота.

00.15 Только что сменился с вахты (Валентин заступил) и сейчас буду пить чай с булочкой, меня Надежда Юрьевна угостила. Точнее, я сам напросился, но на шкафуте стоял такой чудесный аромат, что где-то сромность моя спряталась. Сегодня посмотрел "День Независимости" - галимое проамериканское кино, разочаровало. Один Уилл Смит. Перед ужином гоняли в футбол, и моя команда проиграла команде Серёги Осова. Вообще, футбол так показывает людей. Вроде смотришь - бравый парень, все дела, а на поле вышел - тюфяк тюфяком и ни в зуб ногой. А ещё футбол людей выравнивает и сближает. Ведь с нами играли и второй механик (46 лет), и боцмана, и половина машинного отделения. А играли мы на поляне на берегу моря. Ветер свежий, воздух чудесный, море шумит, корабли снуют по горизонту... Красота-а!
А ботинки, которые я получил, придётся поменять на размер больше. Я надеялся растоптать 41-й размер, но у них носы железные...
Я сегодня ещё телеграмму получил. Удивился, когда услышал свою фамилию. А это Геля, получила 5 по литературе. На следующий день после отхода нашего у неё был экзамен, а она приехала меня провожать. Ещё тётя Нина была, мама и Димка. А вот Елены Вячеславовны и Ольги Анатольевны не было. Я не успел им сообщить.
08.15 Вчера на вахте разговаривал с Пьецом (помощник капитана по радиоэлектронике), а сегодня, он сказал, будем динамики громкоговоряшей связи в новых каютах ставить. Я пошёл в радиорубку, а там ещё закрыто. И джинсы мои уже высохли, но закрыты в прачечной, я их через дырочку в двери видел.
Сегодня выходной день, только рабочая мачта остаётся.
Завтрак: хлеб, чай, масло, паштет, джем, булочка (смотри выше).
08.35 Нашёл в библиотеке книгу Козлова Н. И., которую ещё не читал - "Истинная правда или учебник для психолога по жизни". Начал читать и... Понимаю, что эти вопросы для меня уже решены, становится скучно читать. Вот про знакомство на улице, про создание семьи - вот что меня волнует, интересует. Всё-таки как много даёт Синтон для душевного равновесия, для подъёма над нулевым уровнем.

Психологический практикум:
Что означает для вас "Когда найду своего человека?" Ваша мишень попадания.
Свой человек - это всё-таки включающий в себя все понятия - и магнит, и родной, и ровня, и нужный, и семейный. Как тут что-то выкинешь? Или сделаешь менее значимым? Но что я буду ценить в своём человеке? Тут я скажу: Родной - живущий на той же струне, гармоничный, свой. Он же легко меня понимает и с ним легко уживаться. И то, что от другого больно и обидно - от него хорошо.
А остальное я уравниваю всё. Выделить не могу. Плюс взаимное уважение - и тогда ты думаешь о другом как о себе.
Любить - это, несомненно, отдавать, не могу возражать.
20.10 Сегодня убирался с Пьецом в учебной штурманской рубке. Там столько хлама и нехлама. Кладезь просто. Затем на вахте с 12 до 16 чисти и красил злополучный фонарь. И ещё посмотрел за день "Последний бойскаут". А сейчас почитаю "Ровесник" и лягу спать - в четыре часа на вахту.
23.55 Проснулся я минут 15 назад. Лежу и думаю: "Сейчас Юра Юров придёт меня будить." Потом другая мысль следом: "Четыре часа утра - и Олег не спит (он в кровати что-то копошился)..." Смотрю на часы на столике - а там только полночь! Ещё 4 часа спать. Вот они - последствия разбитого ритма жизни.

Мой брат Димка, Мама, подруга мамы тётя Нина и моя одноклассница Геля меня провожают.

14 апреля 2002 года. Воскресенье.

03.55 Я вспомнил, какое второе слово мы с Олей придумали. Первое - мокла, второе - зябка.

15 апреля 2002 года. Понедельник.

00.20 Я сегодня почти сделал подарок Елене Вячеславовне*. Завтра до 12 надо его доделать.
11.00 Я закончил. Это такой кусок дерева, по форме напоминающий парус виндсёрфинг-доски толщиной с высоту палубного настила (6 см). С одной его стороны я выжег Крузер, с другой - поздравление. Залачил всё это, и, как приедет Палецкий, я ему его передам.
Если говорить об обратных смыслах: талантливый человек талантлив во всём - если в чём-то нет таланта, то его нет совсем, ты просто лох бесталантный:О). У меня ещё одно подтверждение - у меня талант делать подарки (ой, а где же скромность? Где же она? А, вот она, фу-у...). Мне очень нравится то, что я сделал. Подумаю о серийном производстве.
Сегодня выдали спасательные жилеты и гидротеплокостюмы. Сегодня вернётся капитан Седов и привезёт около 100 (!) человек курсантов. Куда их девать? Тут 25 КМК-шников, кажется, заполонили судно!
Валентин спит, мне через 45 минут на вахту. Живём мы вчетвером. Я и Валентин Баринов - на верхних полках, а Дима и Олег Кучеренко - на нижних, как деды. Олегу 33, Димке - 27, у него жена в мае родит, Валентин на год меня старше, с Виталиком Козловым учился. Я как сын полка - Олег мне кружку с ложкой надыбал, Димка меня в голодное время (когда я марш-бросок в Гдыню делал) своими любимыми йогуртами кормил, а Валентин подменил меня тогда на вахте. Мне здесь тепло и уютно во всех смыслах. Что это - сбывшаяся мечат или достигнутая цель? А что на следующей ступени - образование дальнейшее, семья, мотоцикл? Обеспечение родителей? Я всё могу!
20.55 Приехало 92 человека курсантов. Теперь их "как говна", это они сами о себе сказали. Но не приехал Палецкий. Кто передаст подарок?

* Елена Вячеславовна - мой дипломный руководитель, любимый преподаватель в Академии, мой Учитель по жизни. Именно она подарила мне Анну Ахматову.

16 апреля 2002 года. Вторник.

08.10 Морская серость: плевать за борт, сидеть на кнехте (сидишь на голове у боцмана), плевать на палубу, стять в ватервейсе, свистеть (насвистывать ветер, который не всегда кстати).
В то же время, когда ветра нет и паруса висят, надо ходить около мачты и посвистывать (насвистывать ветер) или поскрёбывать по мачте. Всё это мне дядя Лёва рассказал, а я буду этому курсантов учить. Иначе они всю палубу заплюют, ватеревейсы затопчут, и кнехты засидят. Я за один час на трапе (с 7 до 8 утра) в этом убедился. Сейчас помоюсь, потом посмотрю кино и схожу на  Westerplatte.
15.10 Редко когда случается, что выходишь куда-нибудь и в туалет не хочется. По сути, Вестерплатте - это такой парк с холмом, на котором стоит фигурная стелла, место беспримерного героизма польских солдатов в 1939 году. Я прогулялся, сделал тройку снимков, а потом пошёл к морю, а там волны. Классные такие! Море спокойное, но волны аж загибаются гребнем, можно на маленькой доске кататься.
Была у меня кассета Геннадия Хазанова, а плёнка порвалась. А Валентин хотел Хазанова послушать. Но когда он всё слепил, то полкассеты оказалось задом наперёд. Сто раз переделывали. "А ты не лопнешь?"
Я хочу есть, я ощущаю голод.
19.30 Я наелся! Бульон с беляшом, рёбрышки, капуста тушёная с сосисками, компот. Сытно.
Перед ужином играли и выиграли у Мотылей (машинное отделение) 10:5. А мы - Рогатые (палубная команда). Под шум прибоя.
Дима наловил, а затем и засолил бычков. Но запах определённо не солёной рыбы, а... Нет, это не запах, это вонь:О)))

В Гданьске Крузенштерну настилали новую деревянную палубу. Заливали железную палубу какой-то мастикой, сверху укладывали африканский тик. Чтобы мастика быстрее сохла, пароход укутали в пленку и включали обогреватели.

Вестерпла́тте (нем. Westerplatte) — полуостров на польском берегу Балтийского моря близ Гданьска, где с 1 по 7 сентября 1939 года проходила героическая оборона польского Военно-транзитного склада (подробней - здесь).

Вид на Крузенштерн с Вестерплатте.

Продолжение - часть вторая.