September 23, 2018

Гончар

О гончарном деле и о том, как можно стать гончаром, если просто захотеть, нам рассказал Сергей Белявский. Чтобы профессионально заниматься гончарным ремеслом, Сергей вместе со своей семьей переехал в город Столин. Гончар с удовольствием поделился с нами своей историей.

О себе

Я заинтересовался гончарным делом 3 года назад, увидев изделия своего друга, и то, как он работает. Он то и дал мне мудрый совет:«Попробуй, а вдруг получится ...». Всё с этого и началось. Приехал к нему в гости, попробовал и больше не остановился…

Меня давно интересовал вопрос: как работать на самого себя?

Здесь мне понравилось, что можно работать самому на себя и быть независимым. А в гончарном ремесле больше всего нравится сам процесс изготовления изделий. Сначала мы сами ищем и подготавливаем материал, потом из этого получаются удивительные вещи.

Я никогда не знаю заранее, какой особенностью будет обладать мое новое творение. Все изделия получаются разные и непохожие друг на друга. Этот процесс затягивает и будоражит снова и снова.

Удивительно, на что богата наша природа и мы в ней.

Когда из природных материалов собственными руками можно сотворить необходимые и невероятно красивые вещи. Это потрясающе!

Обучение

Для обучения гончарному ремеслу я поехал в деревню Городная, что находится в Столинском районе Брестской области. Городенская земля богата залежами глины, и в Городной находится единственный в Беларуси Центр гончарства, где и можно обучаться гончарному ремеслу. Какое-то время я жил у друга и учился.

В Центре гончарства я учился у потомственных гончаров под руководством Василия Казачка – мастера и руководителя центра. Мне всё понравилось и я решил пробовать и двигаться дальше.

Конечно, учиться было нелегко.

Для этого есть и специальные учебные заведения, в которых обучают гончарному ремеслу. А я решил без этого обойтись. Учился только в Центре на кружке гончарства. Много сил и времени на это ушло. Но и в итоге всё прекрасно получилось.

Позже стал снимать жильё городе Столине, куда теперь и перевёз свою жену с сыном. Сейчас трудимся с мастером Александрам Овчинниковым и имеем свою мастерскую в деревне Городная.

Наша мастерская полностью оборудована необходимыми приспособлениями: кружало (вертящийся гончарный круг), дровяной горн и разные инструменты для работы с глиной.

Центр гончарства в Городной – это единственный в Беларуси центр для гончаров и о гончарах. Он очень известен на Полесье и впервые упоминался ещё в 1448 году.

Теперь в нём один раз в два года проводятся международные пленэры, где собираются гончары со всего мира. Любой желающий может приехать в Городную и посетить Центр гончарства.

Здесь можно увидеть работы участников пленэра и попробовать самостоятельно поработать с глиной.

На базе центра проводятся кружки для обучения гончарному ремеслу, и работает детский кружок гончарства, где руководителем является Григорий Ковалько - потомственный гончар. При центре расположен и уникальный музей «Усадьба гончара». В этом музее всё настоящее: хата, подворье, горн, колодец, гончарный круг, обстановка и посуда. Директор центра - Василий Казачек, с удовольствием проведет экскурсию любому гостю.

Книги

Очень хорошая книга Г.Ф.Вечерко «Городенское гончарство: прошлое и настоящее». Примерами для меня стали мастера: Виталий Шепелевич, Джамал Балаташвили, Мирослав Пеховский, Роберт ЕН-Ольшевский, Павел Пеховский, Василий Логвин, Сергей Молчан, Виктор Тромза, Александр Овчинников.

О подготовке глины к работе

Первым делом идёт процесс очистки: добытая глина перетирается и вручную отделяется от примесей. Потом чистая уже глина взбивается в бабку - большой ком глины, потом стругается стругом из бабки, а полученные комки замачиваются, после переминаются, и получается готовая глина к работе.

Вообще процесс подготовки глины для керамики своими руками очень трудоемкий. Ведь для изготовления своих изделий мне нужно: накопать в нескольких местах 2-3 вида глины с разными свойствами, перетереть её, размочить, затем сбить их в бабку.

После этого берётся специальное приспособление, которое называется стругало, и поехали... стругаем глину, затем переминаем глину вручную, что очень долго и сложно. Ну, и только после этого всё готово.

Труды вознаграждены и теперь получается совершенно уникальная, огнеупорная, беложгущаяся глина.

Из такой глины можно делать всё, что пожелаете - от посуды, кастрюль, турок, таджинов (Да, её можноставить на огонь! Эта глина не боится прямого огня!) до больших гончарных или скульптурых форм. Она может почти всё!

Обжиг

Обжиг выполняется в дровяной печи, которая называется горном. Совмещение обжига и обвара - очень полезная и нужная технология для керамических изделий. Она называется обварная керамика. Это один из древнейших способов. Обвар выполняется для того, чтобы сосуд был устойчив к пропусканию воды.

То есть, обвар создает своего роду плёнку на изделии, которая служит защитой от пропускания жидкостей.

На завершающем этапе после проведения обвара и обжога изделие обрабатывается пчелиным воском и оливковым маслом. Всё вместе это называется ганозиз - это покрытие необходимое для того, чтобы ёмкости не пропускали жидкость и глина не напитывала воду. Это своего рода такая дополнительная защитная обработка, применяемая вместо глазури.

Продажа

Как и большинство ремесленников, я езжу на различные ярмарки и выставки, которых очень много проводится в нашей стране. В этом году я побывал на ярмарках в таких городах, как Барановичи, Новополоцк, Витебск, Бобруйск, Городня, Давид-Городок, Ольшаны, и другие.

В последнее время активно занимаюсь продвижением своих товаров в социальных сетях: Instagram, ВКонтакте и Facebook.

Любой желающий может купить товар, связавшись со мной через мои аккаунты, или написав на почтовый адрес, в ватсап или в вайбер. Всегда есть товар в наличии. Я также принимаю заказы. Можно оформить заказ любого изделия и даже оптом.

Впечатления от участия в международном пленэре

Мне повезло поучаствовать в международном пленэре в этом году. Тем более, учитывая то, что он проводится один раз в два года. В 2018-ом году прошёл 6-ой по счету пленэр. Приезжало много гончаров из Беларуси, России, Украины, Польши и Грузии. У меня остались только положительные впечатления.

Познакомился со многими гончарами, поделились навыками друг другу.

В рамках программы все гончары изготавливали на своих местах изделия на разные тематики. За сохранение традиций гончарства и участие в международном пленэре гончаров я был награжден дипломом. А все мои работы, изготовленные на плэнере остались в гончарном музее.

Мне приятно, что я смог оставить свой след в истории музея.

Источник

Понравилась статья? Подписывайся на наш канал!