February 27

Поездка на Юг. 1

О том, как научиться ценить простые радости.

День первый.

1 часть.

«Там есть вода, электричество и обогреватели, но только в туалет надо будет в ведёрко ходить», - заявила Катя, приглашая меня с собой в трёхдневный отпуск на дачу её мамы. Поразмышляв пару дней, я решила, что ведёрком меня не напугать, и дала своё смелое согласие. «Ура! Веселье!» - искрился мессенджер катиными оптимистичными сообщениями, и с каждым новым, таинственным образом, моё сердце всё больше заполняли скептические предчувствия. На фразу «это будет приключение!» я начала ловить вьетнамские флешбеки. Но решение уже принято. Итак, путь предстоял своим ходом, на электричке, без автомобиля. Договорившись, что возьмём еды только на вечер и утро, а остальную докупим на месте, мы украсили себя сумками общим весом килограммов на сто. Хочу сразу озвучить, что книга, гирлянда и свечи и не пригодились нам ни разу. Хотя нет, пожалуй, не так. Книга пригодилась, чтобы посмеяться сквозь слёзы; гирлянда, чтобы глубже ощутить грусть, а свеча, одиноко стоя в кастрюльке у окна, создавала атмосферу недавно прошедших поминок.

Было принято решение доехать до платформы на такси. Плечо начало у меня болеть ещё до того, как мы затарились продуктами. «От платформы идти минут 20, дороги там чистят, только на участке – нет», - озвучила Катя маршрут, ведущий нас от платформы до заветной дачи, где мы будем есть ароматные шашлыки и смотреть сериалы на ноутбуке.

Такси подъехало быстро, комфортно довезло нас до платформы, прямо к самой кассе. По пути обсудили местную архитектуру. Нужная платформа была буквально за кассой сразу, так что не пришлось особо таскаться с тяжестью. На платформе стоял лёгкий морозец, мы стояли с ним. Я наблюдала, как большая бабулька с коляской норовила пройтись по нашим вещам, внимательно читая табло, а маленькая девочка в комбинезоне подняла упавшую в грязь картошку фри и съела прямо под носом у говорящего по телефону папы. В электричке молодой паренёк, у которого Катя попросила помощи с закидыванием сумок на полки для багажа, понял, что путешественницам лучше уступить место, иначе они перекроют весь проход и в вагоне случится коллапс. Ехал следующие два часа стоя. По поезду туда-сюда привычно ходили цыгане и продавали «ассорти»: зелень, помидоры и прочую растительность, которую доставали из удобно расположенных ящиков в широком тамбуре новой электрички. А почему бы и нет? Все, кажется, довольны. Когда мы решили посмотреть видосик про маньяков через наушники, в наш вагон словно на сцену вплыла продавщица подкладок для обуви. Такого эффектного выступления я не видела даже в театре. Встав рядом с нами, она громогласно, выдерживая все нужные паузы и играя интонациями, начала знакомить пассажиров с широким ассортиментом ультрасовременных подкладок. Я сразу обратила внимание на то, как увлекает её процесс и поняла, что это надолго. Казалось, что ей совсем не интересно, купят ли у неё что-нибудь, главное – монолог. Она взяла столько времени, пространства и внимания, сколько посчитала нужным. Соответственно просмотр видео пришлось прервать, потому что ничего нельзя было различить за этим выступлением с одним наушником в ухе. Только в настоящий момент, пока я пишу этот текст, меня осенило, что можно было просто вытащить наушники и включить видео на всю громкость. Просто раньше достаточно было вставить наушник во второе ухо. Голова-то у меня одна. С двумя ситуация другая. Возможно, отсюда и началась линия испытаний на уровень адаптивности и развитость смекалки в нестандартных ситуациях.

Как понятно из контекста, добрались мы до дачи не совсем так, как было сказано выше. В каких-то местах снег определённо чистили, но не на нашем пути. На нашем пути было широкое поле с высотой снежного покрова от одного метра. Мы пробирались гуськом по узкой, еле протоптанной, тропинке за уверенно шагающей женщиной и ещё одним мужчиной. Женщина шла в темпе и я боялась, что мы потеряем её из виду, поэтому отставать было опасно. Также было опасно не держать баланс, потому что на груди у меня висел ноутбук, на спине рюкзак, справа лёгкая сумка, а слева – тяжёлая, и если не попасть след-в-след, то вероятность глубоко провалиться и рухнуть в снег возрастает очень резко. Я воображала себя членом волчьей стаи, вспоминая фотки из интернета с мохнатыми колоннами, что пробираются по узким снежным тропам точно таким же образом. Когда мы прошли первую часть пути, потихоньку начало темнеть. Электричество в этих новых поселениях есть, но пока без уличных фонарей, поэтому нам засветила перспектива искать нужный домик с лампочками на телефонах. И вроде не так уж это и страшно, если бы там были нормальные, соединенные между собой дороги, и Катя хорошо помнила, куда идти. В какой-то момент, уже подмёрзнув и устав физически и морально, мы упёрлись в просторную снежную поляну без намёка на тропинку.

«Это наш дом!» - уверенно произнесла Катя, указав на небольшую постройку метрах в семидесяти по чистому полю, но идти туда не спешила. Спойлер – это не наш дом. Наверное, в стрессе и в темноте она забыла, что трансформаторная будка, которая сбивала её с толку, располагалась за пределами их участка, а не на нём. Раза три мы, возвращаясь и кружа, совершали попытки безопасно подползти к домику поближе и убедиться, наш ли он, но это было похоже на дорогу в один конец, поэтому надо было определиться точнее. Катина мама на короткий видос о положении, в котором мы оказались, прокомментировала: «вверх по полю». То есть не в сторону лжедомика, на который мы уже потратили значительное количество сил. И вот финишная прямая, прыжок, так сказать, веры. Дорога, на которую мы должны выйти за поляной просто не видна, но подразумевается, а мы на тот момент уже не могли быть уверены ни в чём. Стемнело. Над чёрной полосой леса засветилась багровая полоса заката. Позади одинокие и пустые домики. Ни людей, ни машин, только размеренные завывания ветра вдалеке. Впереди снежная гладь, скрывающая в себе слои наледи после потеплений и осадков. Задача – пробурить себе проход через девственное поле с тяжелыми сумками, не покалечиться, не умереть и не упасть в снег с ноутбуком.

Катя взяла на себя прорыв. Каждый шаг давался с большим трудом: наступая, можно было провалиться на любую глубину и вывернуть себе что-нибудь, а доставая ногу, больно бил и царапал сквозь штаны лёд. Мне в любом случае сложно оценить степень катиных страданий, потому что пройдя так треть пути, она призвала на помощь всех внутренних демонов и бросала своё измождённое тело вперёд уже со звериным рыком и нечеловеческими стонами. Я не сразу догадалась забрать у неё одну из тяжелых сумок и перетаскивала её, переставляя с место на место, уже не боясь класть её в снег, периодически проваливаясь, но держа баланс. Пару раз моя подруга упала и я думала, что могу стать случайным свидетелем смерти. Мои попытки взбодрить и утешить не особо помогали, но силы подземелья, ведущие Катю сквозь это испытание с задачей справились и мы вывалились на дорогу возле нашего настоящего домика, который до этого был не виден.

2 часть.

Пока Катя сидела, тяжело дыша, на дороге, я смотрела ей за спину на зловещий алый горизонт с тёмным густым лесом. Возможно, в летнее время эти огромные необъятные пространства выглядят более оживлёнными и гостеприимными, но зима превращает их в суровую, равнодушную и опасную среду. И как будто что-то скрывает. Переведя дух, мы направились в сторону дачи, где нас ждал очередной сюрприз. Калитку замело снегом и она не открывалась. Пришлось перелезать через забор и откапывать её с обратной стороны. Я обратила внимание на единственный соседский домик рядом: двухэтажный, с крыльцом, максимально стандартный и неприметный; в целом симпатичный, но пустой. Пройдя колодец и бытовку, мы наконец-то зашли внутрь домика и сразу врубили все два обогревателя. Помещение, состоящее из двух комнат, прогреваться не торопилось, поэтому вторая комната осталась на несколько часов заперта и недоступна. Мы разложили мокрые носки, поставили замершие ноги на обогреватель, стоящий на полу, и начали анализировать ситуацию. В планах на сегодняшний вечер числился горячий кофе с молоком (прихватили с собой литр, с трудом отказались от трёх), но до колодца не добраться, поэтому воду добывать пришлось из снега. Я ознакомилась с тем самым тазиком, что служил нам туалетом, оценила объем умывальника над раковиной, обрадовалась большой теплой кровати, которую отвели мне и начала жрать как не в себя. На потолке обнаружился труп мухи, но мы почему-то решили оставить его там и просто игнорировать. Одно дело за другим и вот мы, спустя часа три, сидим на большой кровати в соседней комнате и смотрим сериал с горячим чаем и сладостями.

Всё это время меня не покидали размышления о входной двери и безопасности. Какая-то навязчивая мысль вертелась в голове. О том, как легко быть маньяком, живущим в том самом соседском домике. Катя сказала, что сосед «тихий» и живёт там постоянно, то есть и сейчас он должен быть там. Но почему тогда там не горел свет ни в одном окошке? Я представляла нашу безмятежную суету, сосредоточенную на создании благополучных условий, и соседа-психопата, что всё это время наблюдал за нами, выжидая подходящий момент, чтобы напасть. Ведь вокруг – НИКОГО. Поселение только строится, дороги не освещаются, соседские дома относительно далеко, зимой в них практически никто не живёт, а если живёт, то это сложно вычислить. У одного соседа даже стояла такая система защиты, что при подходе к дому, внутри включался свет, имитирующий жизнь. Я пыталась понять, как бы я себя вела, если бы в дом ворвался убийца.

Он снял домик в глухом месте, чтобы изолироваться от социума, в котором не смог бы себя сдерживать и неизбежно попался бы на жестоком преступлении. Нашёл идеальный вариант, с единственным домиком по соседству, густо заваленным снегом, где очевидно никто не живёт в этот период. Он решил разобраться, что делать дальше со своей маниакальной природой, терзаемой злыми демонами, что сводят его с ума, нашёптывают навязчивые извращенные мысли. Он борется с ними наедине, истязает себя суровыми условиями, пытаясь сохранить человечность, но становится только хуже. Слава Богу, что рядом никого нет и он может безопасно проживать свою крайнюю степень безумства, доводя себя до исступления, прогоняя демонов, которыми одержим. Он думает, что если нечем будет их искушать, то они уйдут. И тут одним тёмным вечером он слышит странные звуки на соседнем участке. Незаметно выглядывает в окно и видит две женские фигуры, неуклюже пробирающиеся через сугробы. Проклятье! Их не должно было здесь быть! Он решает, что сам Дьявол искушает его. Это же очевидно. Однако спустя время начинает видеть в этом божий промысел. Он видит, что его привела сюда судьба. Что Бог любит его и хочет угодить. Он будто говорит: «Здесь никто не услышит. Здесь никто не поймает. Здесь ты можешь делать всё, что захочешь». Он продолжает наблюдать. Улицу освещает лишь свет, идущий из маленького домика напротив. Девушки часто открывают дверь, выходя то покурить, то набрать очередную порцию снега в ведро. Их маршрут по территории ограничен узкой тропинкой от домика до бытовки. Они явно находятся в сложном для себя положении и очень уязвимы. Вокруг очень много удобных мест, где можно скрываться и выжидать.

Я сижу на кровати, с которой видно входную дверь и смотрю, как заходит Катя с ведром полным снега. Не успевает поставить его на пол, как с грохотом дёргается дверь и какой-то чёрный мужской силуэт хватает её сзади. Он держит в руках нож и грубо ругается, не рассчитывая выслушивать что-то в ответ. Я на долю секунды превращаюсь в камень, ум ещё не понял, что произошло, но тело отреагировало мощным выбросом адреналина. Когда до ума доходит, что ситуация радикальная, он становится таким ясным, что я одновременно слышу шорох веток на улице, чувствую холод, идущий из открытой двери и понимаю, что мужик неадекватен и сам плохо осознает, что сейчас происходит. Поэтому ситуацию контролирует плохо. Я начинаю истошно орать, будто вижу кого-то в открытой двери за его спиной и зову на помощь. Это на секунду сбивает его с толку и в эту же секунду я так же истошно кричу Кате: «Беги!» Она не теряется и со всей силы толкает маньяка локтем в солнечное сплетение, пока я, подлетев, толкаю его в ту же сторону, чтобы вывести из равновесия, выиграть время и схватить маленький нож, лежащий на столешнице. Нож маленький, но я столько раз уже проигрывала у себя в уме, как ударю кого-то похожим ножом в глаз или шею, что вкладываю в удар всю свою ярость и силу, не успев сообразить, что я делаю.

Умрёт моя жертва или нет, думаю, уже не так уж важно. Я верю, что скорее начала бы ему что-то говорить, пытаясь воздействовать на него психологически, и если он сомневается в своих действиях, то убедить его этого не делать. Я верю, что мимо действительно проходил бы какой-нибудь мужчина, который не раздумывая, вступился бы за нас. Военный или полицейский. Я верю, что и Бог, и Дьявол любят меня не меньше, чем соседа-маньяка, поэтому в нашей борьбе не обязательно выигрывать ему. Я верю, что он смог победить своих демонов и преодолел искушения, сидя у себя дома. В конце концов, я верю, что там вообще никого не было в ту ночь и самый вероятный сценарий, который мог произойти, произошёл: мы немножечко побоялись пустующего дома напротив, попили свой кофе, пописали в ведёрко, посмотрели сериальчик, легли в свои кроватки и сладко в них спали.