Размышлизмы
December 31, 2020

Топ-10 книг 2020 года

В этом году году я прочитал тонны разной литературы, которая поменяла мой взгляд на мир. Сегодня (1 января) - самое время подвести итоги года и составить список произведений, которые оказали на меня наибольшее влияние. Погнали!

Свой топ я разделил на 3 секции: (1) сложные науки (на любителя); (2) UX и около UX; (3) научпоп и полезности. Деление достаточно условное, но помогает ориентироваться. Ну что, погнали!

Сложные науки

В данной секции я расскажу о фундаментальных трудах из разных областей науки. Все-таки я люблю читать научную литературу и зачастую именно она оказывает на меня наибольшее влияние.

«Реконфигурации отношений человек-машина» Люси Сачмен

Книга американского социолога/антрополога Люси Сачмен про то, как модели взаимоотношений человек-человек могут трансформироваться и проецироваться на взаимоотношения человека с машинами. Люси проводит анализ того, как офисные планктонычи общаются, ругаются, договариваются и взаимодействуют с копировальным принтером. Она разбирает, как люди строят предположения о работе принтера, будто он живой организм, способный к рефлексии и осмысленным действиям.

Данная книга содержит в себе много материалов из ранних исследований человеко-компьютерного взаимодействия, поэтому она будет полезна тем, кто увлекается UX-ом, исследованиями человеко-компьютерного взаимодействия или этнометодологией.

Круто проследить, как принципы взаимодействия человека с машиной, описанные Люси еще в 80-х годах, хорошо проявляются в нашем поведении онлайн и с современными гаджетами. Книга написана достаточно сложно, но для истинных разумистов это будет чистый кайф. Советую!

«Time, Emotion and the Embodiment of Timing» Сильви Дрой-Воле

Статья от звезды французской когнитивной психологии Сильви Дрой-Воле (надеюсь, что её фамилия читается именно так). Ее работы помогли мне глубже изучить тему восприятия времени и разложить все по полочкам. Эта статья – что-то типа обзора литературы по теме, но написана она легко и интересно. В ней, автор рассматривает различные аспекты, влияющие на восприятие времени: эмоции, настроение, ментальные расстройства и особенности сознания. Из этой статьи я узнал про теорию воплощенного сознания, которая в корне изменила мое понимание окружающего мира. Статья на английском, читается легко и даже включает в себя несколько картинок! Советую всем разумистам.

«Creativity: Theories and Themes: Research, Development, and Practice» Марк Рунко

Те, кто следит за моими публикациями, знают этого паренька как своего, потому что практически все мои последние посты связаны с его книгой. Марк Рунко – жесткий мужик, занимается исследованиями креативности уже лет 30. Данная же книга – это кирпич на 500 страниц, в котором он кропотливо разбирает все подходы к изучению креативности. Рунко подробно и методично анализирует креативность с философской, исторической, психологической, социологической и других точек зрения. При этом, он шуткует, прикалывается и дает очень много интересных примеров креативного мышления из реальной жизни. В общем, если осилите 500 страниц на английском, то станете супер-гением.

UX и около UX

В этом году я плотно увлекся UX-исследованиями: прошел курс от Вышки, прочитал много книг и даже сделал большой проект для Avito. Из тонны литературы делюсь тем, что понравилось мне больше всего.

«UX for Lean Startups: Faster, Smarter User Experience Research and Design» Лаура Кляйн

UX for Lean Startups – это своеобразная методичка по проведению UX исследований для стартапов. Написана она скорее не для состоявшихся исследователей, а для предпринимателей или разработчиков, пытающихся улучшить продукт своими силами. В ней нет ничего гениального, нет сложных теорий и хитрых методологий. В этой книге исследования показываются как простой и интересный процесс.

Благодаря этой книге я вспомнил, что исследования – это не только про дрочь с таблицами в экселе, но и про поиск, задор и веселье. В общем, идеальная книга для начала пути в UX-исследованиях.

«Reality Is Broken» Джейн МакГонигал

По мнению МакГонигал реальность, в которой мы существуем, имеет много существенных недостатков. Самый основной из них - нам сложно чувствовать себя счастливыми.

В своей работе она часто связывает ощущение счастья с состоянием «потока» (более подробно я писал об этом тут). А игры, в свою очередь, позволяют нам войти в это состояние. Играя во что-то, мы испытываем ощущение завершенности и интенсивности жизни, совершенствумся и получаем удовольствие от процесса. А это необходимо, чтобы быть счастливым.

На протяжении всей книги МакГонигал проводит фундаментальный анализ игры с разных сторон и разбирает то, как можно улучшить продукт, если использовать определенные элементы игры. Книга будет полезна абсолютно всем, от менеджеров и аналитиков, до художников, музыкантов, бродяг и хулиганов. Если применять принципы, описанные в ней, можно качественно улучшить вашу жизнь и сделать себя счастливее. В общем, советую всем.

«Дизайн для реального мира» Виктор Папанек

Когда речь заходит о UX, все обычно советуют книгу «Дизайн привычных вещей» Нормана (почитайте, тоже прикольно), потому что книга Нормана круто и просто описывает, как привычные вещи стали именно такими с помощью дизайна.

Папанек в свою очередь касается идеологических и морально-этических вопросов дизайнеров. Его главный посыл, закключается в том, что дизайн должен быть полезным и нести важные социальные функции. «Нахуй делать удобный красивый унитаз из японского фарфора для богачей! Придумай лучше унитаз, который можно сделать за бесценок и раздать детям в Африке!» –кричит Папанек, сидя на складной (очень удобной) табуретке из говна и палок.

Папанек – настоящий революционер в своей области. Его идеи оказали огромное влияние на сферу промышленного дизайна. И я уверен, что у каждого из вас многое из написанного им отзовется внутри и вызовет восторг. В общем, советую!

Научпоп и полезности

В этом году я предпринял несколько достаточно удачных попыток отойти от проторенной дорожки чтения научных статей 24/7. Сейчас поделюсь, как это было.

«Человек, принявший жену за шляпу» Оливер Сакс

Всегда думал, что произведение Сакса – это какая-то шляпа (хе-хе), но оказалось, что я был неправ. Причем сильно. «Человек, принявший жену за шляпу» – это прекрасный научпоп, в котором Сакс описывает разные интересные и редкие случаи из своей врачебной практики.

После прочтения создается впечатление, что ты осилил фундаментальный научный труд о неврологии. В книге рассмотрены сложные случаи патологий нервной системы и сбои в работе головного мозга. Например, Сакс рассказывает про женщину, утратившую ощущение своего тела в пространстве, или про мужчину, способного запомнить только последние 10 секунд своей жизни. Причем читается все очень легко. В общем, рекомендую всем, даже если вы не увлекаетесь науками. Вам понравится.

«Игры, в которые играют люди» Эрик Берн

Прочтение этой книги было похоже на расстрел в упор. Следующие пару недель я видел в каждом действии окружающих меня людей игры и манипуляции. Реально чуть с ума не сошел! «Игры в которые играют люди» — крепкий научпоп про манипуляции, применяемые каждым из нас в реальной жизни. Берн рассматривает взаимодействия между людьми в виде набора игр с разными сценариями и ролями. Причем делает это настолько изящно и комплексно, что потом реально не можешь отделаться от ощущения, что вся наша жизнь — набор игр, а мы всего лишь выполняем заданные роли. Бррр, ощущение не из приятных, но супер советую почитать, вам будет интересно.

«Давай поговорим о твоих доходах и расходах» Карл Ричардс

После того, как я просрал на свой др за 3 дня 40к, а потом сидел с голой жопой полтора месяца, я понял, что нужно что-то делать с моим финансовым поведением. Книга Ричардса в этом мне сильно помогла. В ней нет ничего сложного: формул, уравнений или хитрой экономики. В своей книге Ричардс очень просто и на пальцах объясняет основы правильного финансового планирования и поведения. После прочтения я довольно плотно увлекся инвестициями, фондовыми рынками, акциями и облигациями.

Рекомендую прочитать всем, у кого есть сложности с финансами и кто хочет сформировать здоровое отношение к деньгам.

«Стационарная групповая психотерапия» Ирвин Ялом

Первый раз я прочитал эту книгу еще в 2018 году, когда поступил в Москву на Социальную Психологию. Я тогда читал все подряд по психологии в надежде сформировать целостную картину о науке. Но именно эта книга Ялома стала первым серьезным фундаментальным трудом, открывшим мне мир психотерапии. Причем мир не кабинетной психотерапии с богатыми взрослыми белыми капиталистами, а психотерапии с обычными несчастными людьми в пограничных состояниях. В этой книге нет описаний рефлексий высокодуховных интеллектуалов на кушетке у психотерапевта. В «Стационарной групповой психотерапии» вы найдете очень полезные и практичные рекомендации о том, как сохранить динамику группы, если у одного из членов случился нервный срыв или паническая атака, как работать с принципом здесь-и-сейчас, как попытаться проработать глубокие проблемы людей в условиях очень ограниченного времени. Эта книга, я считаю, будет полезна всем, кто хочет лучше понимать людей и по возможности помогать им.

Это мой топ-10 литературы, прочитанной в 2020 году. Год был непростой, интересный и во многом поворотный. Вам же хочу пожелать не болеть, заниматься спортом, читать, искать и кайфовать. С Новым Годом!

PS. Несмотря на то, что я прикрепил обложки только на английском, большинство из представленных книг переведены и на русский язык. Так, на русском языке есть:

  • «Стационарная групповая психотерапия» Ирвин Ялом
  • «Давай поговорим о твоих доходах и расходах» Карл Ричардс
  • «Игры в которые играют люди» Эрик Берн
  • «Человек, принявший жену за шляпу» Оливер Сакс
  • «Дизайн для реального мира» Виктор Папанек
  • «Реконфигурации отношений человек — машина» Люси Сачмен

Все книги можно найти в интернетах, если постараться. Насчет английских источников можете обращаться ко мне, я поделюсь!