Креативность
December 24, 2020

Тренинги креативного мышления: первые шаги

Вы, наверное, уже поняли, что последние несколько месяцев я плотно подсел на тему креативности. Все началось летом, когда мы разбирали влияние травушки на креативность (было весело). Тогда тема креативного мышления зацепила меня своей многогранностью и глубиной, и я решил, что надо погрузиться в нее более основательно.

Эксперимент на себе

В ноябре и декабре я много изучал научную литературу про креативность, читал истории и биографии успешных людей из искусства, науки и бизнеса, выполнял упражнения и решал кейсы, рисовал, лепил и придумывал. Я хотел проверить на себе, действительно ли можно развить креативность, выполняя определенные алгоритмы действий.

И у меня что-то даже получилось! Мне удалось раскачать свои ригидные и фреймированные мозги, я начал быстрее думать, подходить к решению проблем более нестандартно и видеть ситуацию с разных углов и перспектив. Больше всего меня порадовало приятное ощущение, что мой разум избавился от рамок, сформированных рутиной и повседневностью. Как по мне, это ключевой эффект креативности. Ведь креативность — это не про ебанутый внешний вид или эксцентричное поведение. Креативное мышление – это особенный способ работы с информацией, предполагающий гибкость восприятия и нестандартные решения.

Когда я все это понял, то почувствовал острую потребность поделиться с кем-то. Я написал несколько постов, но это не удовлетворило меня. И тогда пришло осознание, что рассказывать про креативность не так эффективно, как показывать на примере и практиковаться. И недолго думая, я решил, что нужно придумать свой полноценный тренинг, направленный на развитие креативного мышления.

В первом задании у учеников была задача дополнить рисунок используя представленную геометрическую фигуру (круг)

Тренинг

На составление структуры и концепции ушел где-то месяц. В итоге получилось 6 тренинг сессий, в основу которых легли следующие принципы:

  1. Каждая сессия включает в себя (а) изучение теории креативности; (б) практические упражнения, задачи и кейсы на креативность из научных исследований и программ для университетов и организаций; (в) творческие задания (рисовать, лепить, придумывать, мастерить).
  2. Каждая последующая сессия сложнее предыдущей. В психологии данный принцип называется fading (от англ. Fade – угасать). Смысл в том, чтобы постепенно раскрывать потенциал учащихся, не давая с ходу слишком сложных заданий, чтоб они могли с ними справится, и не давай слишком простых заданий в конце, чтобы они не потеряли интерес.
  3. Принцип безусловного позитивного отношения. Атмосфера свободная от суждения, оценок и предубеждений — ключевой фактор для раскрытия и развития креативного потенциала человека. Выполняя задания, ученик должен чувствовать себя в безопасности, чтобы быть по-настоящему открытым и свободным.

Содержание курса составили: (а) актуальные теории креативности и креативного мышления из научной литературы (психология, когнитивная психология, социология и т.д.); (б) топовые упражнения из научных исследований и кейсы из корпоративной жизни; (в) творческие упражнения для профессионалов из мира искусства (за них отвечает @smotri_so_mnoy ); (г) элементы арт-терапии и групповой психотерапии.

Как это было

На бумаге и в мыслях все получалось складно. Но пришло время проверять на практике, воплощать это все в жизнь. И в прошлый понедельник состоялась первая сессия. Участников первой сессии я подбирал, руководствуясь следующим принципом: у всех была общая проблема — сильное негативное влияние рутины на восприятие и мыслительные процессы. А поскольку я сам сталкивался с аналогичной проблемой, мне было вдвойне важно и интересно проработать эту проблему вместе с ними.

Результаты одного из заданий теста креативности Торренса. Ученик должен дополнить представленный визуальный паттерн до завершенного вида.

На первой сессии моей главной задачей было обкатать формат и не перестараться с контентом. Поэтому в качестве теоретической базы были выбраны основы исследований креативного мышления, а в качестве стимульного материала для практической части — базовые методы тестирования креативного мышления у детей и подростков (помните про fading).

В ходе сессии мы говорили, придумывали и рисовали. Мы делились впечатлениями, подмечали изменения в мыслительных процессах и рассказывали о сложностях и загонах. Все участники отметили, что несмотря на трудности в начале, к середине всем удалось раскачаться и включиться в задания полностью. На последнем задании я вообще радовался как ребенок: ребятам удалось отбросить все условности и границы, и они выполнили задание очень круто.

Единственной проблемой, наверное, была моя суета и нервы вначале сессии. Я пересмотрел отрывок видео, на которой я что-то вещал и заметил много недочетов. Все-таки год в заточении без публичных выступлений сказывается… Но я это проработаю, обещаю!

Главное вывод из первой сессии: такие занятия действительно могут приносить пользу! Участники отметили, что к концу занятия им удалось ослабить контроль, минимизировать загоны и просто начать получать удовольствие от процесса генерации нестандартных идей и подходов. А значит задача на первую сессию выполнена.

Дальше больше и сложнее… Буду комбинировать разные подходы и пробовать другие форматы. Вторую сессию запланировали на 29.12, про нее отчет тоже напишу. Оставайтесь с нами, не переключайтесь, занимайтесь спортом и с наступающим! Ура!