May 1, 2022

Про внутренние опоры в нашем родительстве, лимбическую систему, голубя Глеба и таракана Валеру.

Вышла из дома забрать сына из дедсадовских джунглей и солнце тут же, совершенно не церемонясь, отхлестало меня по лицу лучами. На тебе,на, и ещё раз на, получи весной и наотмашь! И я в ответ: да, детка, давай ещё, не останавливайся, отхлестай меня полностью, я этого достойна.


Под ногами запутался голубь Глеб: матерился на дворника, тот посмел убрать его освящённый помёт, а он так с небесами вообще-то не договаривался.

Мимо проехавшая машина прищурилась и проурчала "весна это недорого, весна это бесплатно".

Весна это бесплатно. Весна это нам всем по карману.

Бегу-бегу к тебе, мой маленький большой человек.

Раз переход, два переход, три переход. Рядом стоят бабушка и такой же человеческий жёлудь как и мой. Бабушка размеренно раскачивает воздух нет, не ягодицами, а всеми установками мира начиная от мадамы Евы, у которой изначально была прописка в раю, но потом что-то пошло не так: "я же тебе вчера уже объяснила, что так делать – плохо, хорошие мальчики так не делают, замечания надо запоминать с первого раза,а то люди будут считать тебя глупым валенком и станут над тобой смеяться, ведь все знают, что только дурак ошибается дважды".

Где-то в области груди тут же проснулся внутренний таракан Валера, пробузил «а вот и я, вызывали, сударыня?» и сразу же вылил ушат кислоты да прямо на грудь.Разлилось глухое неприятное очень родное жжение. «Добавочки изволите, сударыня-тударыня?Вам погорячее?»
Валера всё детство таскал эти ушаты с кислотой на мою грудь, сразу же как я слышала от родителей то же самое.Сейчас он на пенсии, но иногда вспоминает про работу.

С - Сострадание.Соучастие. Сопричастие.Причём,и к ребёнку,и к бабушке.

Хорошо помню,как родители сердились по несколько дней подряд,что я не сразу запоминала что-то,что хорошие девочки должны запоминать сразу.А я так часто ничего не запоминала в миллионах родительских требований, что конечно была очень-очень плохой девочкой.Моё место было где-то рядом с третьим грибом в десятом ряду из котлов на кухне в преисподней.И то по праздникам.

Ежу понятно,что сын маминой подруги запоминал всё, что нужно,не то что с первого раза,а ещё до того как его мама открывала рот. И уж он-то точно станет порядочным бобёриком, а я буду дворником в урюпинске. Ну и по праздникам третьим грибом.

"Вот есть же дети, радуют своих родителей, запоминают всё с первого раза и им не нужно ничего напоминать, служат утешением для мамы и папы!", - помню мамины интонации и помню свою святую веру в то что такие дети really есть. Ахах.

Мне, конечно, очень сильно хотелось тоже быть причисленной к лику святых, то бишь этих детей, и я изо всех своих комариных сил старалась выдюживать невыдюживаемое, но регулярно получала приветом "вы самое слабое звено, прощайте". Ваше место возле третьего гриба в десятом ряду и далее по тексту.

И вот мне 35 и я живу в период, когда опираться в родительстве на психологию для многих стало мейнстримом. Некой очевидной нормой. Вот это удачненько наши дети влипли.

Мы уже очень в теме, что ни один уважающий себя дошкольник не запоминает замечания с первого раза. И даже со второго. И мы понимаем, что это ок. Так и должно быть.

Мы уже знаем, что это ок когда "я сто раз проговорил с ним, а он...". А он да, всё ещё наращивает свои нейронные связи. А мы всё ещё поливаем их из леек любви и периодически подмешиваем туда свои крокодиловы слезы, просекко и последние прыщи с последних нервных клеток.

Мы даже настолько подкованные, что понимаем: может быть чадо уже и нарастило эти свои нейронные связи, но поскольку у дошкольников эмоциональное всегда бежит вперёд рационального, то часто случается что отдел мозга который топит за рационал оп и флегматично выдаёт "окей, я знаю, тут нужно так и сяк, я молодец, я уже выучил, где мой пирожок", но тут из-за угла выскакивает лимбическая система с шашкой наголо, сбивает с ног этого флегматика и начинает любимое "ааааааа, даёшь эмоциональную свистопляску!!!!".

И всё. Аминь тебе. Но ты подкованный мамопапец-огурец и в миллионный раз просто начинаешь бормотать что-то экологичное и всыпать порошочек магния прямо в ноздрю. «Свят-свят-свят, я справлюсь. Во имя здоровой привязанности, экологичного родительства и чего там ещё есть святого». И последняя нервная клетка такая: яду мне, яду. Но мы подкованные, мы даже своей нервной клетке тю и сразу же контейнируем все эмоции.

Но наши родители-то не были подкованными. И не знали даже одной сотой из того, что теперь знаем мы. И лично мои свято верили в то, что говорили: дети правда должны слушаться сразу и не ошибаться больше одного раза.

Они лично собственными глазами видели что у всех вокруг именно такие дети и только им попались бракованные. Какая радость узнать, что бракованные – все, и что это окей, и вообще мы прекрасны в этой своей условной бракованности. А ведь эта бракованность ещё и индивидуальна, вот ведь какой интересный мультик случается.

Я иду и в очередной раз думаю, как вообще люди выживали раньше без вот этого всего, что мы теперь знаем. Соответствующе, да. И такое тёплое принятие и сострадание просыпается. Разливается по телу. Берегу его, оно опора. Оно помогает мне отлавливать в моменте когда родители говорят мне что-то сами понимаете что, что это не мне всё адресовано, совсем не мне, это всё они транслируют Своему Ребёнку или Своему Значимому Родителю. И тогда я не ранюсь об это, не включаюсь в эту игру, а остаюсь в позиции Взрослого.

И бабушка на переходе говорила не внуку, а своему Ребёнку. Я лишь выдохнула вслед надежду, что, возможно, родители крохи придерживаются более экологичных взглядов на воспитание, и тогда он скорее всего не будет разрушаться от бабушкиных установок, потому что основной опорой для него являются те слова, которые он слышит от наиболее значимого для него взрослого.

Подхожу к садику сына и отлавливаю внутреннее состояние наполненности радостью от осознания того факта как наше поколение сказочно богато познаниями по части психологически здорового родительства. Да мы психологические Рокфеллеры, ну. Эй, где там мой когнитивно-поведенческий лимузин который повезёт меня совершать транзакции на вечеринку в честь теории привязанности? И лимузин тут как тут ещё вчера.

Наши познания действительно в буквальном смысле наша опора, но мы часто эти опоры как бы сами для себя обесцениваем: ну подумаешь знаю, ну подумаешь много читаю, ну это же очевидно, ну что тут чудесатого, это ж не зелёный ёжик пришёл пожелать доброе утро и вручить ключи от виллы на Мальдивах, и вообще, мои познания совершенно не означают, что я их применяю. Нет. Означают. Ни одно познание не проходит бесследно и даже если бы мы очень старались изо всех сил вообще ничего не применять на практике - хрен с редькой это бы получилось, но через это обесценивание мы лишаем самих же себя возможностей на эти опоры либо вообще в принципе опираться, либо делать их глубже.

И напротив, когда мы вдруг обнаруживаем, что вот эта вот очевидность, оказывается, сама по себе работает на нас, несёт нам некую ценность, терапевтична просто по факту своего существования и для нас, и для наших детей - мы как бы заново открываем опору в опоре. И через это присваиваем её себе.

И она прорастает в нас, наполняет нас, и даёт нам силы идти дальше.