November 16, 2023

Почему женщине сложнее получить диагноз СДВГ

Она психолог, и ей поставили диагноз СДВГ. Она что, не смогла сама его диагностировать? Как она вообще с клиентами работает?

Такие мысли звучали в моей голове, когда я думала написать о своем диагнозе. Мне действительно иногда задают эти вопросы знакомые, но гораздо мягче, чем внутренний критик. И кажется, что это логичный вопрос. Выходит, я «сапожник без сапог»? На самом деле все сложнее. Чтобы разобраться, как так вышло, важно обратить внимание на факторы поздней диагностики СДВГ у женщин.

Текст: Полина Лихошерстова
Редактура: Ольга Конова
Оформление: Наталия Барская

Факторы поздней диагностики СДВГ у женщин

1. Отсутствие достоверных знаний об СДВГ у помогающих специалистов

Впервые диагноз СДВГ был внесен в список во втором издании DSM в 1968 году. Широко о диагнозе СДВГ в России заговорили только в 1993 году [1].

Но сегодня мы по-прежнему сталкиваемся с ситуацией, когда не все специалисты обладают актуальными данными о диагнозе и знают критерии диагностики. В интернете можно встретить высказывания и статьи специалистов, стигматизирующие СДВГ и комментарии о том, что это несуществующий диагноз или травма детско-родительских отношений.

Если вам, как и мне, 30 лет или больше, скорее всего, ни родители, ни врачи не имели представления о таком диагнозе в вашем детстве. О нем просто не было информации в общем доступе.

Когда я спросила маму об этом, она ответила: «Доча, когда ты была маленькой, мы даже не знали, что такое СДВГ».

2. Недостоверная информация и мифы об СДВГ

Есть два главных мифа:

  • СДВГ— это детский диагноз, большинство детей «перерастает» его во взрослом возрасте.
  • СДВГ встречается преимущественно у мальчиков.

Несмотря на то, что СДВГ впервые диагностируется преимущественно в детстве, он может сохраняться во взрослом возрасте. К тому же, первичная диагностика СДВГ нередко случается и в зрелом возрасте. По данным исследования Национального института психического здоровья, до 60% детей с СДВГ продолжают испытывать симптомы во взрослом возрасте.[2].

Судя по отзывам моих коллег и клиентов, сегодня в России складывается ситуация, что взрослому сложно найти специалиста, который готов провести диагностику СДВГ. Поэтому коллеги собрали «народный список» СДВГ-информированных специалистов, к которым можно обращаться самим или рекомендовать окружению.

Стыдно признаться, но еще в 2016 году, когда я работала бизнес-тренером, я тоже думала, что СДВГ — это детский диагноз. И только в 2019 году, когда я проходила повышение квалификации, у меня впервые появилась мысль, что, возможно, я не просто рассеянная и ленивая.

3. Гендерные стереотипы, копинг-стратегии и маскинг у женщин

По данным Американского Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) с 2016 по 2019 год, 12,9% мужчин и мальчиков был диагностирован СДВГ по сравнению с 5,6% женщин и девочек [3].

Источником мифа, что СДВГ— это мужской диагноз, являются два фактора:

  • СДВГ у женщин может проявляться не так, как у мужчин;
  • Последовательное исключение женщин из выборки при проведении исследований.

Один из наиболее заметных симптомов СДВГ — гиперактивность — чаще встречается у мальчиков, а у девочек преобладает невнимательность, поэтому они реже получают диагноз СДВГ в детском возрасте. А во взрослом возрасте женщины учатся маскироваться, подстраиваясь под социальные стереотипы женской гендерной роли.

Женщины с СДВГ часто развивают копинг-стратегии, чтобы скрыть симптомы или компенсировать трудности, используя гиперфокус, перфекционизм или фиксацию на планировании и контроле. Эти стратегии помогают им добиваться успеха в учебе или работе, что затрудняет распознавание лежащего в основе СДВГ.

В связи с тем, что в обществе поощряется определенное поведение «для мальчиков» и «для девочек», мы учимся подстраиваться и маскироваться, когда это поведение не соответствует социальным нормам. К примеру, мальчики «активные непоседы», а девочки «послушные и опрятные». Гиперактивность для девочек — социально неодобряемое поведение, поэтому оно маскируется и проявляется видоизмененным образом. К примеру, я начинаю дергать ногой, когда мне хочется перебить собеседника или вмешаться в разговор. То же самое касается бытовых аспектов, таких как готовка и уборка. Гендерные стереотипы транслируют, что женщины хороши в этом, а СДВГ создает проблемы в организации бытовой рутины и заставляет думать, что мы ужасны в роли женщин.

Второй фактор — это недостаточная репрезентация женщин, участвующих в клинических исследованиях. Женщины постоянно исключаются из исследований, особенно в области сердечно-сосудистых заболеваний, рака и психического здоровья [4]. Чаще всего это объясняется тем, что гормональные колебания делают слишком сложным получение данных, или опасениями по поводу потенциального вреда для нерожденных плодов. В итоге сложилась ситуация, при которой исследования преимущественно проводились на мужчинах, и это способствовало тому, что специалисты были обучены диагностике СДВГ у мужчин, но не рассматривали возможность наличия симптомов СДВГ у женщин.

4. Трудности в диагностике СДВГ с сопутствующими расстройствами

Многие из особенностей СДВГ могут быть ошибочно приняты за симптомы других расстройств. К примеру, сложности с эмоциональной регуляцией — за признаки биполярного расстройства, а поведенческие фиксации — за ОКР [5].

Исследования показывают, что депрессия встречается у 47%, а тревожное расстройство у 53% взрослых с СДВГ [6].

Трудности, связанные с СДВГ, часто усиливают стресс и разочарование в жизни, что может приводить к развитию тревоги, депрессии и других проблем с ментальным здоровьем. С этими симптомами люди с СДВГ чаще всего обращаются к психологу или психиатру и получают соответствующий диагноз. СДВГ же остается незамеченным.

Прежде чем я получила окончательный диагноз, мне поставили диагноз «тревожное расстройство» и назначили антидепрессанты. В моем случае снижение тревоги при приеме антидепрессантов подсветило симптомы СДВГ. Тревога была моим способом саморегуляции, и без нее мне стало в несколько раз сложнее выполнять рутинные дела и обязанности.

Заключение

Несмотря на то, что часть факторов, которые осложняют диагностику, актуальны и для мужчин с СДВГ, в этой статье я намеренно сосредоточилась на информации о женщинах, чтобы подсветить необходимость отличного подхода для диагностики СДВГ у женщин.

Все описанные выше факторы способствуют тому, что многие недиагностированные невнимательные девочки и женщины живут в состоянии стресса. Мало кто замечает, с какими трудностями они сталкиваются каждый день.

Поделюсь цитатой, на которую я обратила внимание, когда искала материал для этой статьи:

Я психотерапевт и подозревала, что у меня СДВГ в течение 20 лет. В возрасте 60 лет я попыталась начать частную практику, но столкнулась с большими трудностями из-за отсутствия структуры. Тогда я решила, что пришло время обратиться за официальным диагнозом [7].

Мое послание всем, кто проходит сейчас похожий путь

Никогда не поздно узнать себя лучше и предпринять шаги, которые помогут повлиять на качество жизни. Даже если вам уже 30-40-60 лет.

Автор: Полина Лихошерстова.
Редактор: Ольга Конова.
Оформление: Наталия Барская

Копирование без ссылки на источник запрещено.

Телеграм-канал «Где мое внимание?»
Телеграм-канал «Чистые Когниции»

Источники

  1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3.
  2. https://www.additudemag.com/children-show-symptoms-as-adults/
  3. https://www.cdc.gov/ncbddd/adhd/data.html
  4. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK236575/
  5. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4443828/
  6. https://www.additudemag.com/slideshows/adhd-misdiagnosis/
  7. https://www.additudemag.com/over-60-adhd-women-late-diagnosis-benefits-challenges/