August 9, 2019

КАК НАПИСАТЬ ЛИЧНУЮ ПРОДАЮЩУЮ ИСТОРИЮ:

Предупреждаю сразу: букв будет ну очень много, и все же я рекомендую вам их осилить, чтобы потом не расстраиваться, почему никто вашу историю не репостит и к вам за покупками не обращается.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Личная продающая история – это бесплатный и доступный всем инструмент маркетинга и продаж.

Понятие состоит из трех слов:
ЛИЧНАЯ – то есть это история не про продукт/услугу, а про ВАС. Более того, такая история публикуется НЕ в вашей группе или сообществе, а на вашей личной странице в ВК или ФБ. Потому что личным профилям всегда веры больше, чем пабликам.

ПРОДАЮЩАЯ – история должна побудить к покупке вашего продукта/услуги или как минимум к проявлению интереса со стороны читателей. Однако в данном случае это НЕ реклама в лоб, и точно НЕ классический продающий текст со списками, кучей призывов к действию, миллионами смайлов и повторами одной и той же мысли. Такой формат в личной истории не работает.

ИСТОРИЯ – это некий рассказ, желательно увлекательный и живой, без заума и философских рассусоливаний, не очень длинный, но с четким сюжетом и обязательными элементами построения любой истории – завязкой, кульминацией (она же – конфликт) и развязкой. И так как это история, то она точно не должна быть похожа на резюме или краткую биографию в стиле «родился, учился, женился, работал, помер».

СТРУКТУРА ЛИЧНОЙ ПРОДАЮЩЕЙ ИСТОРИИ

Личная продающая история состоит из нескольких информационных блоков, выстроенных по определенной структуре. Не пугайтесь – это не страшно и не сложно, НО пропускать какой-либо пункт и нарушать последовательность крайне нежелательно, особенно, если у вас мало опыта в написании таких историй, – сломаете всю динамику повествования, и никто читать вас не будет.

БЛОК № 1. ПРИВЕТСТВИЕ + ПЕРВЫЙ ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ + ВАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ШИРОКОЙ ПУБЛИКЕ

Выглядит это примерно так:

Здравствуйте, люди! Прочитайте эту историю до конца, и вы поймете, что оно того стоило! Меня зовут Ваня Сидоров, мне 29 лет, я живу в Таганроге, и занимаюсь ремонтом пупсиков.

Слова приветствия, обращение к читателям на «ты/вы», обоснование, почему люди должны прочитать вашу историю до конца, вы можете писать по своему усмотрению и характеру.

Может быть, у вас будет так:

Хай, бро! Карочи, тут такая тема – надо осилить все буквы, что я тут накалякал, потому что вот просто надо, бро!

Или вы пообещаете подарок тем, кто дочитает до конца и всех будете называть пусеньками и котиками – это уже ваше решение (но лучше все же учитывать свою аудиторию и круг друзей, которые первыми увидят ваш текст).

В представлении ОБЯЗАТЕЛЬНО пишите, как вас зовут вместе с фамилией (это повышает доверие), а также про то, в каком городе работает ваш бизнес. Это правда важно, особенно для бизнесов, привязанных к конкретному городу.

И еще один обязательный элемент – ТОЧНОЕ И КОРОТКОЕ название вашей деятельности. Если вы дизайнер – пишите «я полиграфический дизайнер», а не «я рисую всякие интересные штуки для всяких клевых людей».

Еще один плохой пример: «я бизнесмен/предприниматель» или – еще круче! – «я гений/суперзвезда/мастерица». И пофиг, что люди вас не знают, а бизнесменов/гениев/мастериц у нас полстраны.

Пишите о себе КОРОТКО И ТОЧНО, чтобы вас сразу поняли правильно. Потому что если у читателя есть хотя бы малейшая возможность понять вас не так, то вас поймут не так.

Необязательный пункт – возраст (ну вдруг вы стесняетесь).

Также можно добавить немного личной информации, например, «мама тройняшек», «простой парень» и т.п. То есть это какая-то короткая фраза, которая сократит дистанцию между вами и читателями и вызовет у них эмоциональный отклик.

БЛОК № 2. ЗАВЯЗКА ИСТОРИИ

Завязка истории – это КОРОТКИЙ, не длиннее двух-трех абзацев, рассказ, о том, как вы начали свой путь к тому делу, которым занимаетесь сейчас.

Здесь вы рассказываете что-то ЛИЧНОЕ, но не все подряд, а такое, что так или иначе подводит ваш рассказ в следующему информационному блоку – кульминации.

Это в этом блоке пишется, что вообще-то вы, например, начинали как уборщик, или что ваши родители хотели, чтобы вы стали врачом, и вы честно отучились на врача, хотя всю жизнь мечтали быть художником. Или что у вас в анамнезе три образования и пять кругосветок. Или что вы с детства увлекаетесь спортом. Ну и т.п.

То есть здесь должно быть написано что-то такое, что делает вас интересной личностью, о которой хочется читать и дальше. Очень-преочень постарайтесь не размазывать мысли, и не начинать всех поучать, и не перечислять все свои достижения от рождения до вашего нынешнего возраста. Пишите только самое важное, связанное с тем, что будет дальше – с вашим бизнесом.

БЛОК № 3. КУЛЬМИНАЦИЯ (КОНФЛИКТ)

Кульминация (конфликт) – это тоже короткий блок (максимум на 2 абзаца), в котором вы должны рассказать, что же конкретно подтолкнуло вас к открытию своего дела.

Это может быть расставание с девушкой (развод), личный кризис, спортивная травма, какая-то статья или разговор, который вас потряс до глубины души, депрессия, которая вас буквально размазала по стенке, и т.п. Это может быть ситуация со знаком «+» или «-», но это должно быть что-то такое, что заставит читателя внутренне воскликнуть «ну ни хрена ж себе!».

И, конечно, описываемая вами ситуация не должна жить сама по себе, ее задача – подводить историю к основной цели вашего рассказа – представлению вашего бизнеса.

То есть, если вы когда-то спасли тонущую собаку или сдуру вышли замуж за алкоголика, и это ничего, кроме адреналина или нескольких потерянных бессмысленно лет, вам не дало, то не пишите об этом. Но если с вами случилось что-то, что помогло вам принять решение открыть свое дело – тогда это то, что нужно.

Только, пожалуйста, не начинайте философствовать, мол, все не зря, и все, кто нас бросают, нас чему-то учат, и прочее блаблабла. Об этом лучше на кухне за коньячком перетереть, а не в личной продающей истории транслировать.

БЛОК № 4. ПОВОРОТ СЮЖЕТА + ПЕРВАЯ ССЫЛКА

Теперь пора рассказать о том, чем вы занимаетесь сейчас, и почему вас это вдохновляет. Обязательно сделайте подводку к этому блоку, чтобы связать кульминацию и поворот сюжета. Не жалейте эмоций, пишите так, чтобы до костей пробирало. И в конце этого эмоционального рассказа дайте ссылку на свой паблик в соцсетях (для ВК – на группу в ВК, для ФБ – на сообщество в ФБ).

Это может выглядеть, например, так:

После того разговора (если в кульминации у вас был разговор, который вас потряс), я не мог ни есть, ни спать, все думал и думал о том, где же мне взять денег, чтобы наконец-то открыть свое дело. Родители, видя мое рвение, согласились дать мне денег, и вот наконец-то в прошлом году я запустил свой пупсиковый бизнес. Если бы вы з��али, как я счастлив. Да, у меня много трудностей, и я мало сплю и много работаю, но я просто балдею, когда мои клиенты, забирая своих пупсиков, говорят «Ну, Ваня, ты мегамастер!». И я готов рыскать по всем блошиным рынкам в поиске новых запчастей, и терпеть вонь от клея, и даже бурчание моей жены, которой не нравится, что я постоянно торчу в мастерской. Но я так счастлив, что даже завел свою группу в ВК (ФБ), чтобы иметь возможность рассказывать о своем деле всем, кто захочет об этом читать. Подпишитесь на нее, и вы сможете узнать много классного (ссылка на группу).

Вы можете писать иначе, но главное – побольше эмоций и обязательно со ссылкой в конце. Это якорь, который будет вести к вам лиды.

БЛОК № 5. ДЕТАЛИ О ВАШЕМ БИЗНЕСЕ + ССЫЛКА НА САЙТ (ЕСЛИ ОН ЕСТЬ)

Здесь напишите 2-3 абзаца о возможностях вашего бизнеса, о каких-то особенных услугах, о материалах или инструментах, которые вы применяете. И обоснуйте, почему вы поступаете именно так. В конце дайте ссылку на свой сайт – это второй якорь, который поведет к вам лиды.
Например:

Даже несмотря на то, что мой бизнес еще молодой, у меня уже есть постоянные клиенты, и они говорят, что работать со мной им нравится. Наверное, я очень стараюсь, а может, дело в том, что я не покупаю для пупсиков дешевых материалов, а использую только качественную пластмассу и клей. Узнать больше о пупсиках и почитать отзывы моих клиентов вы можете на моем сайте (ссылка на сайт).

БЛОК № 6. ВТОРОЙ ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ + БЕСПЛАТНЫЙ ПЕРВЫЙ ШАГ + ТРЕТЬЯ ССЫЛКА

Это очень важный блок, поэтому отнеситесь к нему максимально внимательно. В нем вы пишете просьбу о перепосте вашей истории и взамен обещаете первый БЕСПЛАТНЫЙ шаг, который читатели смогут получить, если напишут вам личное сообщение.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Бесплатный первый шаг должен быть полностью бесплатным (скидки и купоны не канают, уж простите), достаточно ценным для ваших читателей (магнитик с логотипом, 10500 к карме и бесплатный замер в случае, если он у всех конкурентов тоже бесплатный, – это фигня, характеризующая вас как жмота и циника), но он не обязательно должен быть связан именно с вашим бизнесом.
Хороший первый шаг – консультация со списком полезных рекомендаций, бесплатный сеанс массажа, бесплатная методичка (если это информационный бизнес), бесплатный крем, да даже приглашения на чашку кофе с вами! В общем, не жмотитесь, и будет вам счастье.
Пример призыва, обещания и ссылки:

Друзья, не в службу, а в дружбу, сделайте репост этого поста в своей хронике, даже если вам мои пупсики сейчас не нужны. Но наверняка у вас есть друзья, которым они понравятся, и они скажут вам спасибо, что вы им обо мне рассказали. А я взамен за вашу услугу подарю вам пупсика из специальной ограниченной серии. Для этого вам просто нужно написать мне личное сообщение (ссылка на ЛИЧНЫЙ профиль в ВК (для ВК) или в ФБ (для ФБ)), и я обязательно вам отвечу. Спасибо, что прочитали до конца!

На этом с текстом все. Осталась только часть про иллюстрирование и несколько полезных советов.

ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ ПРОДАЮЩЕЙ ИСТОРИИ

Тщательно подбирайте фото к своей истории. Оно не обязательно должно быть суперпуперпрофесиональным, но оно должно быть горизонтальным (или используйте два вертикальных фото) и с живыми эмоциям.
Не надо специальных поз, надменных лиц, тонн макияжа и богатой атрибутики. И это должен быть ваш портрет, желательно крупным планом и не в труселях или купальнике.
Не мельчите детали (фото в толпе сотрудников – плохая идея), не увлекайтесь фильтрами, надписями и логотипами, не давайте мутных и слишком темных фото. И пожалуйста, улыбайтесь! Остальное – по ситуации.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

  • Не перебарщивайте со смайликами. Они нужны, но когда их больше, чем слов в тексте – буэээ.
  • Никогда, просто никогда-никогда не включайте в свою историю списки. Они хороши для реклам и инструкций, но напрочь убивают всю динамику живого рассказа.
  • Не жуйте сопли и не усложняйте текст без необходимости. Не надо вот этого вот: «Ввиду сложившейся ситуации», «являясь дипломированным специалистом», «но сколько бы ни прошло лет с тех самых давних пор, когда я ходил в лучшую школу славного города Мценска, раскинувшегося на левом живописном берегу воспетой в поэмах реки Пупыры», «вдумчивое изучение индексированных в поисковиках алгоритмов диффузных ситуативных форм» и т.п. Пишите так, как если бы вы рассказывали историю другу – просто, достаточно коротко, с небольшой долей самоиронии.
  • Не хвастайтесь бесконечно и не ��бращайтесь к читателю как бы свысока – мол, читай, челядь, какой я классный, и завидуй молча. Фигушки, не будет ни одного перепоста!
  • Придерживайтесь единого стиля. Если вы сразу взяли немного панибратский тон, то не перескакивайте к середине текста с него на официоз в духе «если вы проверите, то убедитесь сами, что работы наших мастеров соответствуют лучшим европейским стандартам». Если вы изначально взяли спокойный тон и обращение на «вы», то и держитесь его до конца, не переходите на «ты» и не пытайтесь ослепить всех своим остроумием.
  • Перед тем, как опубликовать пост, дайте его почитать минимум трем людям из вашего круга и попросите обратную связь. Если они скажут, что тут непонятно или вот тут скучно, не поленитесь и перепишите.

Ну вот теперь точно все.

Дерзайте, у вас обязательно все получится!