June 19, 2020

Что делать, если у тебя было 124 часа в сутках, а теперь только 8

Это только в мультиках и фильмах обычный человек живет-живет, а потом бац!!! — и приобретает суперсилу. В жизни все работает примерно наоборот — ты живешь и чувствуешь кучу сил, а потом по какой-то причине их теряешь. А может, и не теряешь — а просто конвертируешь в опыт. Я до сих пор разбираюсь, как это работает.

Наверное, похожая история всем так или иначе знакома.

Источник https://unsplash.com/photos/uyfohHiTxho

Вот я молодая специалистка, у меня горят глаза. Я уже научилась чему-то, начала работать, узнаю много нового, параллельно не забывая учиться. У меня много сил, мотивации и энергии, и я достаточно дисциплинированна, чтобы каждый вечер по часу учить Java и писать свои первые автотесты. А еще я постоянно хожу на митапы, читаю книги и верещу от радости, участвуя в первой в моей жизни конференции.

Вот я миддл с 1-2 годами опыта за плечами. У меня было несколько повышений, я продолжаю расти. Я учусь уже не только тестированию, но и вещам из смежных областей: программирование, аналитика, планирование и менеджмент. Мне рисуют большое будущее и часто хвалят, а коллеги и друзья удивляются, как я нахожу время на всё-всё-всё. Я и сама удивлена и думаю, что мне просто повезло быть достаточно энергичной, чтобы находить время на все занятия, и чтобы при этом они приносили мне удовольствие. Митапы я уже не столько посещаю, сколько организую, а на конференции гоняю в роли спикера.

Спустя полгода-год в таком режиме время я понимаю, что сил становится как будто бы меньше. Но я закоммитилась уже в миллион и один проект, поэтому нужно все делать, как обещала. Работа, образование, организаторская деятельность, участие в конференциях и менторство сплетаются в один большой цветной мелькающий клубок, который я качу уже чисто по инерции. На вопросы "как ты всё успеваешь?" окружающих отшучиваюсь, что ничего не успеваю. Жизнь внезапно кажется слишком быстрой, и я как будто не успеваю за ней. Я все еще учусь и пытаюсь подтягивать свой уровень, но делаю это без прежнего огонька, а скорее из страха остаться "за бортом" последних технологий и потерять свою ценность как специалистка.

Спустя еще какое-то время всё, что раньше казалось мне таким заманчивым и классным, становится обузой: конференции утомляют обилием людей и необходимостью говорить о работе, после проведенного митапа хочется плакать от усталости, курс на Udemy печально пылится в закрепленной вкладке, а я не могу заставить себя открыть его.

Источник https://unsplash.com/photos/sbFmoKBK7jU

Мне приходится остановиться и задуматься.

Внезапно я понимаю, что у меня больше нет этой "кучи времени" и множества сил. У меня есть часы, в которые я должна хорошо потрудиться, и за их рамками я вряд ли смогу делать что-то, кроме как лежать и в лучшем случае читать художку, в худшем — смотреть пупы на Youtube.

Я уже не боюсь, что потеряю свои знания — мне просто всё равно. Кажется, что я потрачена, никому не нужна, и что все справляются лучше меня.

Я понимаю, что мои привычные 124 часа в сутках превратились в обычные 8.

И тут мой мозг выдал мне лучший совет:

ОСТАВЬ СЕБЯ В ПОКОЕ!

— То есть как это, оставить?.. — недоуменно возразила я сама себе.

— Вот так. Берешь и отдыхаешь, когда надо отдыхать. Работаешь, когда требуется работать: не по-стахановски, а просто качественно, ты ведь это умеешь. Не запихиваешь в голову еще миллион и один курс, а медленно и вдумчиво слушаешь только то, что тебе действительно нужно по работе вот прямо сейчас, — парировал мозг.

Интересная штука, но примерно так оно и работает. Я начала подстраиваться под новые возможности моего организма и мозга. Для начала, как я люблю, составила очень важный на тот момент список.

Что делать, если ты твердо решил(а) отвалить от себя и дать уставшему за годы обучения и активности мозгу восстановить ресурсы?

  1. Отдыхать после работы. Даже если отдых — это тупить в смартфон или спать.
  2. Не обманывать себя, что проходить курсы — это отдых. Ничего подобного, это та же интеллектуальная деятельность! И после нее нужно дать себе время восстановиться. Если надо срочно что-то выучить, и можно это сделать только за счет отдыха — ок, но только в разовом порядке и только если потом будет возможность переключиться и хотя бы немного расслабить мозг.
  3. Перестать пытаться выполнить пятилетку за три года. У меня на работе однажды состоялся уморительный диалог:

    — Я обработала Х задач, прости, что так мало, надеялась сделать Х+20. — Мало? Да ты смеешься, я планировал, что ты сегодня сделаешь раза в 3 меньше. То есть я весь день переживала из-за плана, который сама себе поставила, в то время как могла спокойно радоваться, что уже выполнила и перевыполнила то, чего от меня ждут.
  4. Не винить себя. Мы все иногда устаем. Нужно сфокусироваться не на том, что мы потеряли, а на том, что приобретаем. Например, я во время отдыха офигеннейше высыпаюсь.
  5. Помнить, что это не насовсем. Тут как со сломанной ногой: чем меньше будем ее шерудить, тем быстрее срастется, и мы снова начнем бегать.

Спустя некоторое время жизни в таком режиме я вдруг поймала чувство, которое давно меня покинуло — чувство клёвости. Вот это суперское ощущение, когда ты ВСЁ делаешь с удовольствием. Почему-то в таком режиме, даже если я делаю меньше, чем привыкла, результат получается качественным (ну разумеется, в него же вложена любооооовь!). И я даже вдруг подумала, что если навсегда останусь такой медленной и с небольшим буфером обмена, я всё равно найду способ делать свою работу хорошо и получать от нее удовольствие.

Примерно в этот момент начали появляться силы. Внезапно снова захотелось все организовывать, чему-то учиться, делать по 2Х задач в день вместо ожидаемых Х. Сейчас я в стадии большого эмоционального и физического подъема, но стараюсь все равно придерживаться правил выше. Они не только про отдых и восстановление, если ты резко чувствуешь, что сил больше нет. Они во многом про здоровый ворк-лайф баланс для меня.

Выводов не будет. Будет пожелания всем беречь себя и небольшой инсайт: от меня не ожидают 200% производительности! Это я сама ее от себя ожидаю, требую и ругаю себя, если не получилось. Жить стало проще, когда я научилась разделять то, чего ждут от меня другие, и то, чего жду от себя я. Если перестать постоянно гнать себя, то можно остановиться, глубоко вдохнуть и просто понюхать цветочки.

Но это уже совсем другая история.