July 2, 2020

В любой непонятной ситуации я тренирую внимательность

Оригинал: https://unsplash.com/photos/wpOa2i3MUrY

Будучи тестировщицей, я постоянно чувствую ответственность за качество продукта, который наша команда поставляет. Я стараюсь быть в курсе новых технологий, слушаю доклады, хожу на мероприятия и активничаю в сообществах. Я наизусть знаю большущую таблицу видов тестирования на сайте Святослава Куликова, могу перечислить с десяток техник тест-дизайна, — в том числе те, что уже вряд ли применимы в IT, но история упоминает их, — и не понаслышке знаю, каким обширным может быть список задач QA-инженера.

Я уверена, что я не первая и не последняя, кто может этим похвастаться. Также я точно знаю, что есть QA-инженеры, которые не запоминали столько теории, при этом показывают высококлассные результаты и успешно тестируют огромные системы.

Что же тогда делает QA-инженера особенным? Что мне нужно прокачивать, чтобы лучше находить баги?

Ответ, который сработал для меня:

внимательность.

Именно она помогает находить несоответствия и замечать проблемы, даже если весь чек-лист "зеленый" (кстати, если такое произошло — вы находите баги при зеленых тестах — не переживайте, это классический эффект пестицида. Но тесты лучше порефакторить, да).

Именно она помогает обнаружить проблемы там, где техники тест-дизайна почти неприменимы: на этапе ревью макетов и спеки, при тестировании вёрстки и при планировании моей работы.

Именно она помогает увидеть скрытые закономерности и подумать, ничего ли не забыли? Всё ли учли?

Для прокачки навыков автоматизатора у меня есть язык программирования и средства, которые я использую. Для прокачки навыка видеть то, что не увидел кто-то еще (и чего, я надеюсь, не увидит пользователь) — госпожа внимательность.

Короче, внимательность для меня оказалась таким классным собирательным качеством, которое я планирую сохранить и приумножить на протяжении всей жизни. Прямых способов прокачивать её я пока не нашла, но вот несколько игровых подходов, которые помогли мне перед стажировкой, во время первой работы и до сих пор остаются моими верными друзьями.

1. Игры на "найди отличие"

Я обожала их в детстве и до сих пор очень люблю. Из явных преимуществ до боли знакомое сходство с процессом тестирования вёрстки, только количество отличий изначально неизвестно, а вместо 2 картинок у тебя есть макет и фактическая реализация :D

Найти такие игры довольно просто: я, например, иногда захожу вот сюда или просто вбиваю в Google запрос "Найди 10 отличий" и иду в результаты выдачи по картинкам. Если скучно играть просто так, можно засекать время и бить свои же рекорды.

2. Судоку

Японская игра, суть которой — заполнить пустующие клетки сетки 9х9 так, чтобы в каждой строке, каждом столбце, каждой диагонали и каждом квадратике 3х3 внутри сетки было лишь по одной цифре от 1 до 9.

Поиграть можно много где:

  • https://sudoku.com/ru — неплохая онлайн-версия, всё простенько и понятно.
  • Приложения для телефона — достаточно забить "судоку" в поиск в сторе на вашем телефоне.
  • Бумажный вариант: он точно не разрядится :D Но из трудностей — нельзя включить режим подсказок, — хотя он, наверное, только мешает, если речь про тренировку мозгов.

Из очевидных перков этого занятия: прокачка глобального взгляда на всю картину, пресловутой внимательности и умения логически рассуждать.

3. Шахматы

Хоть я и не фанатка шахмат, не могу не отметить, что они тоже очень хороши для прокачки мозгов. Опять же, здесь и видение деталей, пропуск которых может быть критичным для ситуации на поле, и умение думать наперёд, и логика.

Источник могу порекомендовать один на все платформы (веб и мобилки): https://lichess.org/. Ну и, согласитесь, есть какая-то особая магия в игре на доске, по-старинке.

4. Настольные игры типа "Доббль"

Этот вариант может показаться немного детским, но именно в "Доббле" я получила огромное удовольствие от необходимости найти небольшой конкретный предмет среди множества картинок. Бонус: в "Доббль" прикольно играть в состоянии легкого подпития :D

5. Вычитывание текстов

Во времена лицея я была главредом школьной газеты, поэтому вычитывать тексты было моим частым и любимым занятием. Сейчас внутренний текстовый редактор у меня работает почти постоянно — разве что собственные записи вычитывать иногда бывает непросто. Зато что касается остальных текстов, мне очень нравится читать быстро, но при этом искать опечатки и ошибки: даже если я ничего с ними делать не буду, сам факт того, что они замечены, уже очень полезен.

Я обычно рекомендую первые 2 пункта (помимо книг и курсов) тем, кто спрашивает, как подготовиться к работе тестировщика, если ты джуниор-специалист. Надеюсь, этот список окажется полезен и моим более опытным читателям :)